АЛТЫНОРДА
Интервью

Алихан Байменов: Меритократия – ключ к эффективной государственной службе

040693429— Алихан Мухамедьевич, реформа системы государственной службы ввела в обиход такие понятия, как корпус «А» и «Б». Аким Павлодарской области Ерлан Арын рассказал анекдот о различиях корпусов «А» и «Б»: корпус «А» — это «агашки», корпус «Б» – «братишки». Как вы относитесь к этому высказыванию?

Пять лет назад Глава государства в своем выступлении на Международной конференции по вопросам государственной службы определил основные подходы в формировании новой модели государственной службы.

В соответствии с установками Президента, в марте этого года в законодательство внесены существенные изменения: изменен механизм отбора, усовершенствованы институты профессионализации государственных служащих, предусмотрены новые подходы в обучении. Более того, требования к этическому поведению госслужащих возведены в ранг закона, введена персональная ответственность руководителей за незаконные кадровые решения.

Реформа государственной службы имеет очень важное значение, в том числе в культурном изменении. К примеру, традиционно в нашем обществе принято «отблагодарить», преподнося какие-либо материальные блага. Государственная служба должна служить примером искоренения таких привычек и традиций. Как говорил Абай, нужно избавляться от тех традиций, которые изжили себя, и брать с собой в будущее традиции, которые способствуют развитию.

Глава государства для усиления принципа меритократии поручил существенно ограничить внеконкурсные назначения в порядке перевода. В результате на сегодня такие назначения сократились в 50 раз. Если в 2012 году в среднем в квартал между госорганами осуществлялось 3500 переводов, то во втором квартале 2013 года, после внесения изменений в законодательство, количество назначений в порядке перевода стало менее 70.

Новая модель четко разграничила государственную службу на политическую и административную. Политические служащие ответственны за формирование политики, профессиональные административные государственные служащие – за ее реализацию. При этом, административная государственная служба состоит из двух корпусов. Корпус «А» — корпус профессиональных государственных менеджеров. Этот корпус является активным звеном между принятием стратегических решений и их непосредственным исполнением. Корпус «Б» — остальные государственные служащие, осуществляющие деятельность на постоянной профессиональной основе.

Понятия «агашки», «братишки» – не являются лексикой госслужбы. На государственной службе должны быть те, кто руководствуется законами, должностными обязанностями, постоянно совершенствует свой профессиональный уровень.

— Все-таки Вы осуждаете этот анекдот, который прозвучал из уст главы региона?

— Когда я встретился с Ерланом Арыном, он сказал, что это была шутка для разрядки обстановки на одном из совещаний. На самом деле, он — один из тех акимов, кто серьезно отнесся к отбору кадров в корпус «А» и уделил достаточно много времени и внимания подготовке районных, городских акимов к тестированию и собеседованию. Одна из целей реформ – усиление принципа меритократии, когда работает не какой-то ложный авторитет, а оцениваются труд и заслуги человека.

Ряд руководителей госорганов и акимы крупных городов не прошли тестирование в корпус «А». В частности, в кулуарах VI Астанинского экономического форума вы заявили, что как минимум 50 акимов городов и районов покинут свои рабочие места. В интернете даже появились конкретные фамилии: акимы городов Курчатова, Риддера, Сарани, Сатпаева, а также аким Петропавловска — Тулеген Закарьянов. Освобождены ли эти люди от занимаемых должностей. Если нет, то почему?

— С теми, кто не прошел тестирование, занимая должности корпуса «А», расторгнуты трудовые договора. Не совсем точная информация в свое время прошла по акиму Петропавловска. Дело в том, что должности акимов областных центров остались политическими, и для занятия этих должностей не обязательно проходить в корпус «А». Аким г.Петропавловска Тулеген Закарьянов и не участвовал. По нашей информации, участвовал в конкурсе и не прошел тестирование бывший аким г.Петропавловска. Я еще раз повторюсь, что должности акима области, его заместителей, а также акимов областных центров являются политическими. Этим они отличаются от других акимов городов и районов. Поэтому для занятия должности акима областного центра не нужно проходить в резерв корпуса «А».

— Можете ли вы прокомментировать, в связи с чем освобожден от занимаемой должности председатель Комитета таможенного контроля Министерства финансов РК Мажит Есенбаев? По неофициальной информации, Мажит Есенбаев отказался проходить тестирование в корпус «А». Можете ли вы подтвердить или опровергнуть эту информацию?

— После объявления конкурса по отбору в корпус «А», все граждане, соответствующие квалификационным требованиям, и имеющие соответствующие рекомендации от должностных лиц, перечисленных в Указе главы государства, имеют одинаковые права для зачисления в кадровый резерв. Тот, кто на момент объявления конкурса занимал эти должности, находятся в таком же положении, как и другие претенденты. Каждый вправе решить, будет ли он использовать эту возможность. Насколько мне известно, Есенбаев не подавал заявления о зачислении в резерв корпуса «А». Может, это было связано с тем, что он достиг пенсионного возраста.

— Вы говорили о сокращении «командных перемещений» между госорганами. На брифинге в СЦК вы заявили, что в законодательстве предусмотрена возможность руководителя переместить с собой или перевести в другой госорган помощника и пресс-секретаря, с учетом того, что эти должности являются политическими, основанными на доверии. Значит ли это, что указанные должности внесены в реестр политических государственных должностей и их перемещение вместе с руководителем не будет считаться «командным»?

— Во-первых, с 2000 года все должности разделены на политические и административные. В 2013 году политические должности сокращены в 8 раз и это решение Президента международными экспертами расценивается как беспрецедентное проявление политической воли. Никто на постсоветском пространстве не пошел на такой решительный шаг. Это ключевое решение в движении к профессионализации. При смене акима и министра, без всяких процедур могут меняться те подчиненные, которые являются политическими госслужащими, например, его заместители. В то же время, в большинстве развитых стран, список политических госслужащих чуть шире в центральном аппарате и включает в себя помощников и пресс-секретарей. На самом деле, эти должности, как правило, замещаются специалистами, к которым руководитель имеет персональное доверие. Если говорить о нашей культуре, у нас политическая должность кажется чем-то вышестоящим по отношению ко всем административным. Например, когда готовился реестр должностей корпуса «А», некоторые ответственные секретари посчитали, что их понижают, переводя их должности из политических в административные. Но политическая должность и стабильность — не всегда совместимые вещи. Поэтому мы им объясняли, что, наоборот, они — высшие профессиональные административные госслужащие корпуса «А». Это не является понижением либо повышением, это просто другой род деятельности. Например, когда в Канаде я спрашивал, почему у вас ответственный секретарь или по их терминологии «постоянный заместитель» получает зарплату больше, чем министр, мне ответили: «Потому что он несет всю юридическую ответственность за деятельность министерства. У министра — есть несколько иные мотивы и обязанности, связанные с публичностью, и другая миссия». Если министр перешел в другое министерство, он может пригласить на работу политических госслужащих – своих заместителей. Указом главы государства руководителю также дается возможность переводом назначать помощника и пресс-секретаря. На брифинге в СЦК я назвал эти должности не политическими, а квази-политическими.

— Согласно Указу главы государства «О прохождении государственной службы», руководитель государственного служащего, уличенного в коррупционном правонарушении, обязан подать в отставку. СМИ почти ежедневно пестрят сообщениями о коррупционных правонарушениях, однако, примеров отставок не так много. Не дожидаясь завершения коррупционных дел, фигуранты громких дел «увольняются» по «собственному желанию». Объясните механизм действия «принципиального нововведения в прохождении государственной службы».

— Эта норма была введена по прямому поручению Президента, данного им еще в 2009 году. Долго шло согласование формулировок этой нормы. И, наконец, найдена формулировка, которая и закреплена в Указе: «Политические государственные служащие, являющиеся руководителями государственных органов, акимами, подают в отставку в случае совершения коррупционных преступлений подчиненными государственными служащими, занимающими руководящие должности, назначенными ими, в отношении которых имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда». Я подчеркну: приговор суда. Таким образом, руководитель ставит вопрос о доверии к себе перед назначившим его лицом. Следовательно, министр и аким области — перед Президентом. Эта норма касается только политического государственного служащего являющегося руководителем государственного органа или акимом. И подача заявления не означает автоматического ухода в отставку, подача заявления означает постановку вопроса: «Доверяете ли вы мне дальше, несмотря на то, что лицо, назначенное мною, осуждено за коррупционное правонарушение?» Здесь два важных момента: «приговор суда» и «вопрос о доверии». Вот — ключевые нововведения. Если отставка принимается — он уходит, если нет — продолжает работать.

— Алихан Мухамедьевич, вы предложили оборудовать навигационной системой GPS весь служебный автотранспорт, находящийся на балансе у госструктур. Это позволило бы круглосуточно отслеживать автомобильные маршруты высокопоставленных казахстанских чиновников. Этот проект действительно будет внедрен?

— Я как-то в самолете оказался по соседству с руководителем компании «КазТрансГаз — Аймак» Кайратом Шарипбаевым. Мы разговорились, и я сказал о том, что если бы в административных расходах уменьшилась доля расходов на транспорт, то появилась бы возможность перераспределить средства, например, на премирование рядовых государственных служащих. На самом деле расходы на содержание одного среднелитражного автомобиля в месяц превышают расходы на содержание одного специалиста. Наличие большого количества служебных машин — наследие советской эпохи. Наследие переросло в традицию. В развитых странах очень мало чиновников, которые пользуются услугами водителя. Когда об этом зашел разговор, он (Кайрат Шарипбаев — ред.) рассказал, что у него много территориальных подразделений и свыше 400 машин были оборудованы GPS. После оснащения автомобилей GPS-системой, пробег снизился на 2 с половиной млн. км в год! Мы передали все выкладки в Министерство финансов, так как этот вопрос относится к сфере управления госимуществом, госсобственностью. Считаю, что нам нужно таким образом уменьшить транспортную составляющую в общих административных расходах. Это позволило бы перекинуть часть средств на стимулирование деятельности рядовых госслужащих.

— Вы предлагаете ввести должность «советника по этике». Что это за должность? Чем он будет заниматься, и по каким параметрам вы будете вести отбор кандидатов на «советника по этике»?

— Большие коррупционные правонарушения — они не появляются просто так. Все начинается с элементарной грубости, неуважительного и пренебрежительного отношения к гражданину, подчиненному, у себя дома, во дворе и т.д. В повседневной жизни мы видим немало примеров. Например, я живу в многоэтажном доме, где есть пандус, там играют маленькие дети, мамы гуляют с колясками. Мы все оставляем свои машины, не заезжая на пандус. Однако, некоторые представители младшего поколения, которое заимело деньги, не вкладывая особого труда, и 20 метров не хотят идти пешком до подъезда и заезжают на своих крутых машинах прямо на пандус. Мы, соседи, вынуждены их воспитывать и это дает результаты. По аналогии с этим примером, хочу отметить, что, если в государственном органе будет человек, который пользуется доверием в коллективе, имеет реноме честного, справедливого человека, он имеет моральное право предупреждать сотрудников, напоминать им о долге, об ответственности. Нужны не только карательные меры, но и меры профилактики и общественного порицания. И в развитых странах это поняли давно. Поэтому в некоторых странах ввели так называемых «комиссаров по этике», в ряде стран эти должности назвали «честный советник». Это работник конкретного госоргана, который проходил специальные курсы по корпоративной этике, по дисциплинарному контролю, по антикоррупционному поведению. Тем более, что сейчас в законе введены новые нормы антикоррупционного поведения. В Венгрии, например, такой советник работает в тесном контакте с уполномоченным органом, похожим на наши дисциплинарные советы. Поэтому мы полагаем, что введение такой должности, общественной работы, если хотите, поможет в профилактике коррупции. У Агентства есть девиз: «Новые начинания опробовать на себе», мы предлагаем пилотный проект опробовать у себя в Агентстве и еще в двух-трех государственных органах.

— У вас уж есть кандидатура?

— Сначала необходимо создать нормативно-правовую базу. Я думаю, что с нового года начнется реализация пилотного проекта. Понимаете, подавляющее большинство госслужащих — простые, честно работающие граждане. Мы должны вспомнить наши традиции. Очень показательный пример одного исламского ученого-богослова, который служил у халифа. Однажды к нему пришли люди за советом, не по государственным, по частным делам. Узнав об этом, он погасил свечку, взял другую свечу и зажег ее. Пришедшие спросили: «Почему вы так делаете?». Он ответил: «Это свеча, выделена мне из казны для государственной работы, а вот это — моя личная, так как я вам частную консультацию оказываю». В трактатах Аль-Фараби также уделено важное внимание этическим качествам государственного служащего. Нам не нужно искать примеры издалека, эти примеры были и у нас.

— Спасибо, Алихан Мухамедьевич, за содержательную беседу!

Айнур Коскина, Астана

Источник: ИА ZAKON.KZ