Sorry, this entry is only available in Орыс Тілі For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

параТаможенники Казахстана в очередной раз объявили войну контрабандистам. Однако на сей раз она ведется принципиально новыми методами, в корне отличающимися от старых.

В последнее время контрабандисты распоясались настолько, что стали чувствовать себя практически неуязвимыми. Свидетельством тому могут служить товары, продающиеся на казахстанских рынках, львиная доля которых завозится в страну контрабандным путем. Как говорят сами таможенники, контрабанда существует во всех странах. И задача любого государства с ней бороться.

Что касается борьбы с этим явлением в Казахстане, то, на наш взгляд, она идет с переменным успехом. Парламентарии выдумывают новые законы, призванные ужесточить меры по отношению к контрабандистам. Те, в свою очередь, не остаются в долгу, и на каждую новую инициативу придумывают свои контрмеры. В конечном счете, страдает потребитель.

После известных событий, произошедших не так давно на самой, пожалуй, известной казахстанской таможне «Хоргос», за отечественными таможенниками пристально следят не только спецслужбы, но и общественность. Поскольку народ, в особенности та его часть, которая занимается импортом товаров народного потребления, напрямую зависит от всех процессов, происходящих в антиконтрабандном ведомстве. Рынок тем временем чутко реагирует на малейшие изменения на казахстанско-китайской границе, через которую проходит основная масса товаров народного потребления. А индикатором уровня напряжения ситуации является кошелек гражданина.

a0b5544a6738a0

Однако времена меняются. Государство становится цивилизованнее. Борьба с коррупцией, хоть и не так шибко, но все же ведется. И таможня здесь не исключение. В ее стенах произошла существенная кадровая чистка. Разрабатываются различные нововведения, которые потом применяются на практике. Какие-то из них с успехом, а над чем-то нужно еще работать. Но суть в том, что движение вперед, хоть и медленное, все же есть.

Война миров

На днях казахстанская таможня объявила очередную войну своим вечным оппонентам и на протяжении уже нескольких дней по всей стране проводят полномасштабные акции, призванные если не искоренить, то существенно снизить поток контрабанды на территорию страны и не только. Нынешние «боевые действия» идут с применением новых методов, суть которых заключается в подразделении предпринимателей на добросовестных и не очень. К первым относятся те, кто ведет свои дела в соответствии с требованиями таможенного законодательства. Вторые, как вы понимаете, с законом не дружат и постоянно норовят в выгоду себе облапошить государство.

– Со времени начала операции резко снизился поток грузов из КНР, – говорит заместитель председателя Комитета таможенного контроля республики Казахстан Игорь Тен. – Связано это с тем, что недобросовестные участники внешнеэкономической деятельности притормозили свои машины, заняв выжидательную позицию. Соответственно отечественный рынок товаров народного потребления начинает испытывать дефицит. В то же время на сопредельной стороне собралась большая очередь грузовых автомобилей со всякой всячиной, предназначенной нашему населению.

– Что они выжидают?

– Мы стали уделять грузам более пристальное внимание. И это кому-то не понравилось, поскольку многие предприниматели завозят грузы из КНР по так называемым «серым схемам». Т.е. декларируют один вид товаров, а на самом деле в машинах находятся совсем не то, что указано в декларации. Таким образом были выявлены большие контрабандные потоки. Задержаны незаконно ввозимые грузы, которые доставлялись в том числе и уполномоченными экономическими операторами через границу. В ходе операции обнаружились подделки документов, вследствие чего государство недополучило в бюджет порядка 202 миллионов тенге. Это только по вине компании «Астана-автоматик». Чуть ранее на посту «Калжат» был задержан груз компании «Крепеж», сотрудники которой так же путем фальсификации данных подделывали документы и ввозили по ним грузы. Компанией «Магнит-М» завезены грузы 2,5 миллиона тенге. При досмотре было выявлено, что вместо заявленных в декларации лампочек, запасных частей и аксессуаров для сотовых телефонов в машине находилась зимняя одежда. По предварительным подсчетам ущерб государству, нанесенный этой компанией, оценивается в 20 миллионов 700 тысяч тенге.   Это только несколько фактов. На самом деле их намного больше. Фальсификация документов производится с целью избежать формы таможенного контроля, которые применялись ранее. Дела в отношении этих участников внешнеэкономической деятельности, а так же в отношении сотрудников, принимавших участие в этих махинациях, в настоящее время расследуются.

Насколько сократился грузопоток за время операции?

Через один только пост «Калжат» ежедневно в среднем проходит до ста автомобилей. Сейчас их количество сократилось до тридцати – сорока в сутки. По нашей информации, на сопредельной стороне скопилось большое количество казахстанского грузового автотранспорта. По всей видимости, те, кто завозят товары в страну при помощи «серых» схем, ждут, когда операция закончится. Однако новые методы заработали и возврата к старому уже не будет. Так что рано или поздно все участники внешнеэкономической деятельности будут вынуждены смириться с этим, и объемы грузопотоков восстановятся.  Разработанная нами новая система управления рисками работает с каждым днем все эффективнее.

– Что это за система?

– При большом грузопотоке очень тяжело проверить каждую машину. Поэтому была в свое время внедрена система управления рисками, которая дает нам возможность точного выбора грузов для проведения досмотра.

– Она себя оправдывает?

– Пока да.

 пара

Схемы серые – лица бледные

– К проведению мероприятия привлечены силы и средства территориальных таможенных органов, – говорит начальник Управления по борьбе с контрабандой Комитета таможенного контроля РК Нариман Муслимов. – Все сотрудники разбиты на три группы, каждая из которых выполняет свои задачи. Одна группа работает на пунктах пропуска, другая следит за обеспечением доставки груза до пункта назначения. Третья – основная –  находится в центре таможенного оформления «Алатау». В ее задачи входит проведение качественного досмотра транспортных средств, груженых товарами народного потребления из Китая, которые по системе управления рисками попадают под досмотр. Смысл не только в том, чтобы выявить контрабанду. Основная задача – профилактика, которая должна побудить всех участников внешнеэкономической деятельности осуществлять достоверное декларирование товаров. Они сами должны понять, что чем ответственнее они к этому отнесутся,  тем меньше будет применяться к ним форм контроля. Те же, кто будет прибегать к махинациям, почувствуют на себе усиленные меры. Это должно экономически повалять на структуры импорта. Тем самым мы хотим добиться профессионализации рынка. Чтобы этим занимались профессионалы – постоянные проверенные фирмы, вместо одноразовых.

– Как известно, в рамках проекта «Зеленый коридор» действует межведомственная оперативная группа, – говорит исполняющий обязанности начальника Департамента таможенного контроля по Алматинской области Алескандр Волков. – Перед этим был проведен анализ. Были выработаны определенные подходы, в том числе с учетом системы управления рисками. Есть несколько путей подходов к данной системе. Можно вести тотальный контроль. Но это на какое-то время парализует транзитный потенциал, чего допустить мы не можем. Поэтому был выработан метод промежуточной системы. Это когда та самая система управления рисками определяет группы товаров, которые подвергаются тотальному досмотру. Какие-то группы товаров подвергаются более редкому контролю. Какие-то вовсе не подвергаются. Эта работа принесла свои плоды. Только за 2012 год суммы таможенных платежей на китайской границе увеличились в два раза. Вместе с тем мы понимаем, что это выборочный контроль. Однако его можно усиливать. Т.е. переходить на следующую фазу, которая наступает сейчас. Мы ужесточаем формы таможенного контроля, выводим на чистую воду серых импортеров, и начинаем отрабатывать их более детально и более точечно.

По словам таможенников, существует несколько видов «серых» схем завоза товаров. В их числе использование поддельных документов или их подмена, а так же использование так называемых товаров прикрытия. Все это основывается на недостоверном декларировании, создающем вид легальной сделки.

Интересно, что подобными махинациями занимаются и некоторые благотворительные фонды. За последнее время было выявлено 10 подобных фондов, которые под видом грузов, освобожденных от таможенных платежей, завозили в страну товары, которые позже реализовывались, как коммерческие. По всем этим фактам возбужден целый ряд уголовных дел.

По итогам 9 месяцев в стране возбуждено 552 уголовных дела, так или иначе связанных с таможней. Из них 400 непосредственно по контрабанде. Общая сумма изъятых товаров составляет 9 миллиардов тенге. Ущерб, нанесенный государству, оценивается в 5 миллиардов тенге.

 

Фото автора

 

 

Рубрика: