Куаныш Даутов: «Мы не вывозим нефть или драгоценные металлы, а зарабатываем на интеллектуальном капитале»На наши вопросы ответил исполнительный директор, член Правления страховой компании «Евразия» Куаныш Даутов. Один из самых молодых топ-менеджеров на финансовом рынке Казахстана имеет более чем 10-летний опыт работы в области страхования и управления рисками.
Будучи очень энергичным руководителем, Даутов курирует разные, но одинаково новые для Казахстана направления: связи с общественностью, маркетинг, реклама и риск-менеджмент.

Среди реализованных проектов Куаныша Ежегодный Казахстанский Кинофестиваль «СтрахOFF!» о страховании в жизни и в кино, Ежегодная Международная конференция по риск-менеджменту и Международный конкурс среди студентов «От идеи до воплощения — один шаг».

Интересы Куаныша многообразны не менее, чем его профессиональные достижения. Среди прочего, ведущий финансист нашей Республики увлекается рекламой и PR в Казахстане, различными сферами казахстанского шоу-бизнеса и продюсерской деятельностью.

Кроме того, на настоящий момент Куаныш Даутов — единственный гражданин Казахстана, принявший участие в профессиональном космическом туре на космодроме Куру во Французской Гвиане.

В интервью Куаныш рассказал нам о положении вещей на отечественном страховом рынке, сделал прогноз результатов внедрения программы «Народное IPO» и открыл секрет, на кого из казахстанских топ-менеджеров он равняется.

MNOGO.kz: Расскажите, пожалуйста, о страховом бизнесе в целом. Что является его ключевым элементом? Какие проблемы и риски стоят на пути у страховых компаний?

К.Д.: Страхование выступает своего рода лакмусовой бумажкой, индикатором состояния экономики. Почему? Потому что страхование не является продуктом первой необходимости. Выбирая между покупкой еды и покупкой полиса, вы всегда сделаете очевидный выбор в пользу первого. С другой стороны, покупка полиса всегда сопровождает какой-то бизнес.

Мы считаем, что в страховании, для клиента в частности, ключевым элементом и самым главным показателем ответственности страховой компании должны быть страховые выплаты. Так, в 2012 году мы уже выплатили 3,4 млрд. тенге или 23,8% от общего объема выплат, осуществленных страховыми компаниями РК. Сейчас мы занимаем первое место по размеру страховых выплат. Что касается проблем страхового сектора Республики Казахстан, то мы считаем, что самой серьезной из них является тотальное игнорирование страхования со стороны населения.

Доля людей, добровольно и без принуждения со стороны банка застраховавших свое жилище от пожара или землетрясения, микроскопически мала. Как и во многих постсоветских странах, в случае возникновения какого-либо масштабного бедствия природного или техногенного характера население Казахстана привыкло рассчитывать на поддержку государства.

Как бы критично это не звучало, но оказание государством помощи всем и каждому демотивирует тех немногих людей, которые подходят к управлению рисками ответственно и сами приобретают полисы.

MNOGO.kz: Какие услуги страхования и почему пользуются наибольшим спросом в РК? Каковы перспективы у автострахования?

К.Д.: В Казахстане сегодня уже достаточно хорошо развит только один вид страхования, да и тот обязательный — это гражданско-правовая ответственность автовладельцев. В момент его введения автовладельцы рассматривали его как дополнительный налог на автотранспорт. Однако, за последние годы многие из нас убедились в работоспособности этого способа управлять рисками на дорогах.

Кстати, нам доверяют свои риски не только физические и юридические лица Казахстана, но и известные международные автомобильные бренды, такие, как Maybach, Mercedes-Benz, Mercedes-AMG, Smart, Suzuki, Nissan, SsangYong и многие другие.

Если у Ваших читателей возникнут дополнительные вопросы по автострахованию, я всегда готов ответить.

MNOGO.kz: Что является предметом недовольства владельцев транспортных средств, застраховавших свой автомобиль, и как бороться с возникающими проблемами?

К.Д.: Здесь все зависит и от того, где была застрахована ответственность автовладельца. Как Вам известно, многие автолюбители в надежде сэкономить приобретают страховые полисы у неблагонадежных страховых компаний. Конечно, сейчас это случается реже.

Существует проблема недостаточной осведомлённости потребителя о страховом продукте и, в частности, страховом случае — многие люди не знают, что именно необходимо предпринять при его наступлении. Поэтому мы проводим регулярную работу по повышению финансовой грамотности, страховой культуры населения.

MNOGO.kz: А как обстоит ситуация с медицинским страхованием?

К.Д.: Как известно, Правительство РК в настоящее время разрабатывает предложения по развитию здравоохранения с учетом внедрения системы медицинского страхования.

Сейчас же страхование на случай болезни, часто являясь частью социального пакета компании, пользуется стабильным спросом на рынке. Мы работаем над развитием данного вида страхования в Казахстане, так как верим в его потенциал.

Так, премии по добровольному страхованию на случай болезни по итогам I квартала 2012 года выросли на 22,7% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года.

На сегодняшний день, мы обслуживаем огромное количество клиентов по данному виду страхования, среди которых как казахстанские, так и зарубежные компании. Также к нам активно обращаются за страхованием при выезде за рубеж.

MNOGO.kz: Как страховая компания может максимально облегчить процедуру и ускорить сроки страховой выплаты?

К.Д.: Зачастую многое зависит от того, насколько быстро клиент готов предоставить необходимые документы.

MNOGO.kz: Какова динамика развития страхового рынка Казахстана в последние несколько лет? Как обстоит ситуация в настоящий момент?

К.Д.: В I квартале 2012 года объем страховых и перестраховочных премий по казахстанскому страховому рынку по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 10,8%, достигнув 57,5 млрд. тенге. СК «Евразия» по итогам I квартала 2012 года собрала страховых и перестраховочных премий на сумму 12,8 млрд. тенге, с долей 22,2% рынка, тем самым, сохранив свои лидирующие позиции.

На 1 апреля 2012 года СК «Евразия» получила перестраховочную премию от нерезидентов в размере 3,1 миллиарда тенге или 96,6% от совокупного показателя по рынку Казахстана.

Как видно из цифр, страховой сектор Казахстана в отличие от банковского, переживает последствия мирового экономического кризиса более успешно.

MNOGO.kz: Что приносит Вашей компании основной доход — собственно страховая деятельность или, возможно, инвестиционная?

К.Д.: Основной бизнес нашей компании — это страхование и перестрахование. Сегодня «Евразия» де-факто является национальным перестраховщиком, экспортирующим страховые услуги и привлекающим валютную выручку в страну. Мы не вывозим нефть или драгоценные металлы, а зарабатываем на интеллектуальном капитале.

Рыночная позиция СК «Евразия» уникальна, высокая капитализация компании позволяет ей принимать на перестрахование риски крупнейших отечественных страховых компаний. Стратегия СК «Евразия» заключается в том, чтобы быть лидером внутреннего страхового рынка страны, ведущим партнером по перестрахованию и укреплять свои позиции международного перестраховщика. Так, на сегодняшний день, география бизнеса нашей компании составляет более 75 стран мира.

MNOGO.kz: В современном мире общепризнанным является тренд соблюдения принципов социально-этического, а не чистого маркетинга. Как Вы относитесь к этой концепции, стараетесь ли реализовывать её в своей деятельности?

К.Д.: СК «Евразия» проводит успешную и активную работу в рамках социально-ответственного бизнеса. За примерами далеко ходить не нужно, совсем недавно мы уже в седьмой раз провели Ежегодный Международный научно-практический конкурс на лучшую работу по страховой тематике «От идеи до воплощения — один шаг!».

В мероприятии принимают участие студенты, магистранты, аспиранты ВУЗов Казахстана и стран СНГ, молодые специалисты по страхованию и управлению рисками.

Меня часто спрашивают о целях проекта, могу только сказать, что страховой бизнес нуждается в хороших специалистах, которых нужно взращивать из числа наиболее способной и талантливой молодежи.

Также, одним из направлений нашей социально-ответственной деятельности является оказание спонсорской помощи, как медицинским учреждениям нашей страны, так и больным, нуждающимся в ней.

Было передано в дар Клинике доктора Михайлова уникальное оборудование лор-спецификации, для проведения эндоскопических операций; была оказана материальная помощь Детской Городской клинической инфекционной больнице, реконструированы палаты одного из родильных домов г. Алматы.

Кроме того, в Первом медицинском центре АО СК «Евразия» регулярно проводятся дни открытых дверей, где жители г. Алматы имеют возможность бесплатно пройти комплексное обследование и получить консультацию высококвалифицированных специалистов.

Также организованы консультации международных медицинских специалистов в Первом Медицинском Центре АО «СК «Евразия».

MNOGO.kz: А как часто на страховом рынке Казахстана встречаются случаи мошенничества? Существуют ли средства оценки и предупреждения таких случаев?

К.Д.: Случаи мошенничества на страховом рынке, к сожалению, имеют место быть. Но мы в СК «Евразия» предупреждаем подобные риски. Прежде всего, для этого мы используем информационные технологии. К примеру, в компании внедрена система нашей собственной разработки — «Са?тау». Она позволяет со 100% вероятностью гарантировать корректность и подлинность страхового полиса, выданного клиенту.

Проверка подлинности проводится с помощью специальных контрольных отметок на бланке полиса и чёткого внутреннего механизма их контроля. Кроме того, посредством SMS рассылки система позволяет автоматически уведомлять клиента о наступлении срока действия полиса и заранее предупреждать о приближении срока его окончания.

MNOGO.kz: Как Вы относитесь к программе «Народное IPO»?

К.Д.: Гипотетически «Народное IPO» может привести к тому, что будущие непрофессиональные инвесторы, желая зафиксировать прибыль, будут вынуждены ступить на скользкую тропу спекуляций на рынке ценных бумаг. Полагаю, они потерпят поражение, которое неизбежно приведет к разочарованию в самой идее.

Чтобы этого не произошло, на наш взгляд, участники программы Народного IPO уже сегодня должны научиться выплачивать ежеквартальные дивиденды. Тогда будущие непрофессиональные инвесторы не приобретут крайне вредную привычку ежедневного отслеживания котировок по телевизору или в Интернете с валидолом под языком. При снижении стоимости акций в портфеле акционеры будут знать, что по итогам квартала им будут выплачены неплохие дивиденды. Розничные инвесторы сами выберут такую компанию и останутся с ней на долгие годы. Соответственно, снизятся риски проявления недовольства населения работой правительства в случае волатильности стоимости акций.

Кроме того, к топ-менеджменту акционерной компании, которая не только стабильно и прибыльно работает, но и регулярно платит дивиденды, не принято предъявлять претензии по поводу их собственных бонусов и премий.

При инвестировании средств в публичные компании, акции которых торгуются на мировых фондовых площадках, нас всегда привлекает их практика выплачивать ежеквартальные дивиденды. В нашем портфеле есть акции, по которым дивиденды выплачивались уже 36 кварталов подряд! И хотя за эти годы стоимость акций этой компании переживала и взлеты, и падения, но каждые три месяца мы исправно получали свои дивиденды. Какая казахстанская компания может похвастаться такой заботой об акционерах?

MNOGO.kz: Какими методами продвижения на рынке пользуется Ваша компания? Насколько востребовано в рамках Ваших рекламных кампаний такое средство массовой коммуникации, как Интернет? Могли бы сравнить с другими каналами распространения рекламы?

К.Д.: Сегодня Интернет является для нас одним из основных и стратегических каналов коммуникаций. Подтверждением является мое сегодняшнее интервью для Вас, а всего несколько лет назад мои интервью выходили только на ТВ и в печатных изданиях. Как видите, все меняется.

MNOGO.kz: Какие акции, вроде «СтрахOFF!», Вы планируете проводить в дальнейшем?

К.Д.: Идей на самом деле много, но воплощаем мы только лучшие из них. Вы сейчас спросите, а каковы критерии отбора? Прежде всего, конечно, эффективность. Так, все наши проекты направлены на развитие финансового рынка, в том числе через повышение финансовой культуры населения.

Кинофестиваль «СтрахOFF!», который мы организуем совместно с киноклубом Олега Борецкого, позволил нам, посредством всеми любимого кино, донести до населения необходимость управления своими рисками.

Кстати, здесь следует отметить и другие наши не менее успешные проекты. Так, мы являемся организаторами Ежегодной Международной конференции по риск-менеджменту, Ежегодного Международного научно-практического конкурса на лучшую работу по страховой тематике «От идеи до воплощения — один шаг!» и других мероприятий.

Также мы являемся авторами и организаторами двух радиопроектов: «Две жизни спустя» и «9-й Архипелаг», посвященных «живой эпохе рока», песням великих исполнителей, определявших то время: The Beatles, The Rolling Stones, Led Zeppelin…

Ежегодно мы радуем радиослушателей данных программ, наших клиентов и партнеров выпуском музыкальных дисков, лимитированным тиражом.

Кроме того, в рамках развития страхового сектора Казахстана и повышения страховой культуры населения мы выпустили двухтомное собрание сочинений в области страхования, перестрахования и управления рисками.

MNOGO.kz: И последний вопрос к Вам как руководителю крупной компании. Какой он, топ-менеджмент в финансовой отрасли? Кого Вы считаете лучшими топ-менеджерами РК?

К.Д.: На финансовом рынке Казахстана, несомненно, есть хорошие топ-менеджеры. Что касается лучшего, то для меня лично на протяжении многих лет примером успешного топ-менеджера является Уманов Борис Григорьевич. А если говорить о мировых топ-менеджерах, то Стив Джобс.

Источник — http://mnogo.kz/interview_1_11/

Рубрика: