02 марта, 2015 51 комментарий

Дастан Ельдесов. Кто убил Чокана Валиханова?

скачанные файлы (3)Последние месяцы жизни Чокана Валиханова покрыты тайной. Если вы прочитаете развернутую биографию ученого, то сразу обратите внимание на одну особенность: о последнем годе его жизни сведения очень скудны, можно сказать, намеренно закрыты доступы к информации, особенно о последних днях.
Вопросы шепотом: найдут ли зрители ответ?
8 февраля в Семее состоялась премьера спектакля – драмы «Монолог шепотом» – в русском драматическом театре им. Ф.М. Достоевского. В постановке приняли участие актеры двух театральных коллективов Семея: русского театра им. Ф.М. Достоевского и казахского музыкально-драматического театра им. Абая. Пьеса написана ректором ЕНУ имени Л. Н. Гумилева Ерланом Сыдыковым, поставил ее режиссер из Кыргызстана Шамиль Джапаров, продюсером выступил директор научно-исследовательского Центра инновационной деятельности Казахского гуманитарно-юридического инновационного университета Ербол Курманбаев.
Пьеса состоит из одного акта: на суд зрителей представлена оригинальная трактовка жизни и смерти Чокана Валиханова посредством показа последних минут жизни смертельно больного казахского ученого. Перед глазами Чокана и зрителей проносятся самые значительные моменты его жизни, он видится и прощается в своем воображении или видении с самыми близкими людьми, а у отца просит прощение – вся жизнь промелькнула как мгновение!
В ходе последней ночи, последней драмы на сцене появляются образы дорогих Чокану людей: Федора Достоевского, Григория Потанина, отца – Чингиса Валиханова, первой любви Жадыры, Карла Гутковского, Герасима Колпаковского, которые видимы лишь ему и с которыми он ведет свой последний предсмертный разговор. Хотя Чокан полон творческих планов продолжить свою научную работу, монолог или воображаемые диалоги – это последняя исповедь, подведение последней черты на краю жизни, познание последней горькой истины.

ac7b2e2e4e7799b412a42ce90183d3b2
Недаром спектакль начинается под мрачные мелодии кобыза и завывания шамана, пытающегося излечить умирающего Валиханова, а в центре декораций разорванное колесо – колесо жизни, которое занесло его в этот отдаленный аул вдали от друзей и родных, как Чокан выразился, «в богом забытом краю», и оно ныне разбилось. Ведь ему накануне приснился сон, будто его предки – знаменитый Абылай хан, прадед хан Вали – машут ему и зовут к себе.
Конечно, одна из самых обсуждаемых тем для главного героя является вопрос о причине его смертельной болезни, его быстрого угасания «в богом забытом краю». С самого начала спектакля звучат слова Чокана: «Не могу ничего есть, все чудится отравой, как кумыс, каким потчуют денщики, приставленные из Верного… Ни света белого очам, ни покоя душе. Тело ломит, мысли горят, как головешки в костре. Тяжко думать, когда все болит… Что за болезнь, о, Создатель? (Стонет)».
Валиханов прямо спрашивает об этом Колпаковского: «Я и подумал грешным делом, что меня таким способом решили… ну, покарать что ли… за желание стать старшим султаном, мне кажется… Или причиной уход от генерала Черняева, как думаете, Герасим Алексеевич?»
Этот вопрос Чокан задает и своему другу Григорию Потанину: «А нынче я, по мнению руководства, чуть ли не отступник, видите ли, после того как ушел от Черняева. И что же, от меня можно вот так просто отречься? От военного разведчика? Неужели кто-то думает избавиться от меня?.. Или все же не понравилось, что я избирался в старшие султаны? Испугались тени ханской власти?»
Валиханов просит полковника Гутковского найти отравителя и указывает на своего денщика: «Простите, вот, положим, денщики… Уж не травят ли меня? Особенно один из них у меня на подозрении. Карл Казимирович, ведь вы привели меня в разведку после Кадетского корпуса. Так помогите разобраться. Чем поит денщик, скажите честно? Уж не ядом ли каким?»
В драме «Монолог шепотом» этот вопрос остался без ответа – этот вопрос адресован зрителям.
Чокан погиб от чьих-то рук
Действительно, последние месяцы жизни Чокана Валиханова покрыты тайной. Если вы прочитаете развернутую биографию ученого, то сразу обратите внимание на одну особенность: о последнем годе его жизни сведения очень скудны, можно сказать, намеренно закрыты доступы к информации, особенно о последних днях. Кто был рядом в последние дни жизни Валиханова, если он болел, то чем и как болел, есть ли данные местных эскулапов или свидетельства близких о его болезни, как похоронили, кто был на похоронах, куда исчезли записи, документы ученого и т.д.?
Даже биографии Валиханова разных авторов грешат принципиальными противоречиями, нестыковками существенных деталей, которые могли бы пролить свет на причину его смерти.
Например, такой пример. В 1983 году в издательстве «Молодая гвардия» в серии «Жизнь замечательных людей» выпустила книгу «Валиханов» московской исследовательницы биографии ученого Ирины Стрелковой. Некоторые авторы приводят ее слова: «Существует версия, что Валиханов умер не от туберкулеза, его убили. Все возможно». Я прочитал второе издание этой книги 1990 года выпуска, но таких строк не нашел. Возможно, эти слова убраны в указанном издании или они прозвучали в другой работе, статье Стрелковой.

1424060565_kazakh-russian-theaters
В любом случае, такой вывод напрашивается из скудных материалов о последних месяцах жизни ученого. Например, о туберкулезе, которым будто бы болел Валиханов, заговорили после его смерти! В свидетельствах, письмах, документах говорилось о простудах, недомоганиях, болезнях Чокана, но о чахотке – ни слова. Тем не менее, туберкулез является основной причиной смерти ученого в его официальной биографии. Это, несмотря на то, что казахи раньше, в том числе и в ХIХ веке, не знали туберкулеза благодаря активному потреблению кумыса. Это медицинский факт. А Чокан пил кумыс.
«Не менее спорными до сих пор остаются обстоятельства смерти Чокана. Официальная версия о том, что он умер от туберкулеза, еще современниками была встречена с недоверием. Вот что, к примеру, писал видный ученый А. Гейнс: «Администрация Сибири обиделась, что без посредства ее Чокана представили в Петербурге государю, и он обласкал его. Начался ряд оскорблений и придирок, уложивших Чокана в настоящем году в гроб» (Кадыржан Абуев).
«Знаменитый путешественник и исследователь Центральной Азии П.П.Семенов-Тян-Шанский, оценивая выдающегося современника на общем собрании Русского географического общества провозгласил: «В глубине киргизских степей, на границе России с Китаем, погиб еще в рассвете лет даровитый киргизский султан Чокан Валиханов. Смерть унесла одного из самых просвещенных людей их национальных окраин. Ему было всего 30 лет от рождения». Великий ученый не случайно употребил термин «погиб» и во всеуслышание подтвердил, что Чокан «погиб от чьих-то рук». Иначе он бы указал просто «умер» и отметил причину смерти – «чахотка». Даже в официальном траурном сообщении П.П.Семенов-Тянь-Шанский не побоялся проигнорировать требование спецслужб сделать акцент на болезнь туберкулезом Валиханова, заявил, что ученик и близкий друг «погиб» и в «30 лет». (Андрей Березин. Чокан: одной загадки меньше).
И А. Гейнс, и П.П.Семенов-Тянь-Шанский не были кабинетными учеными: они много ездили по казахской Степи и встречались со многими очевидцами событий вокруг Валиханова. Например, А. Гейнс посетил аул в урочище Кочен-Тоган у подножья Алтын-Эмельского хребта, где скончался Чокан, видел его вдову.
Ссылка Чокана с отравлением?
«Подогнанная» официальная версия смерти Валиханова была «спущена» с военных ведомств российской империи, а не составлена учеными: значит, были причины для составления такой версии без фактического материала и распространения по своим каналам «информации» задним числом о том, что Чокан с пребывания в Петербурге болел туберкулезом. И впоследствии «туберкулезная» деталь во время работы султана в северной столице стала входить в его биографию разных авторов.
Эта версия настойчиво внедрялась, несмотря на личные заверения ученого в обратном, например, в письме отцу: «За время пребывания в Петербурге я стал чувствовать себя лучше прежнего. Видимо, его климат мне не так уж вреден».
Есть версия, что спецслужбы царской России заранее отработали легенду об неизлечимой болезни Чокана. Его научные труды, тайная поездка в Кашгарию выявили в нем не только выдающегося ученого, но и потенциально независимого политика или общественного деятеля, чьи взгляды не совпадали с политикой царской России. Высокопоставленные чиновники Азиатского департамента, где Валиханов работал, были настроены к Чокану враждебно за его проницательные и независимые суждения. И недаром уже в Петербурге к нему приставили соглядатая – денщика Сейфулмулюкова. Что денщик шпионил за ним, был уверен сам Чокан.
К тому же Валиханов «болел», чтобы делать свои дела. И.Стрелкова отмечает, что после разведки в Кашгарию Чокан «заболел», чтобы досконально завершить научные труды о путешествии и затянуть время перед поездкой в Петербург, куда настойчиво приглашали для отчета. Так же казахский ученый «болел» в Петербурге для тайной поездки в Париж, куда он вроде съездил по косвенным данным. Недаром в «Колоколе» Герцена впоследствии появились анонимные статьи о Казахстане, явно написанные Валихановым.
Даже для того, чтобы «выдавить» султана из Петербурга, недруги отчасти использовали его некие болезни как причину, при этом не забыв «для сопровождения» соглядатая – денщика Сейфулмулюкова. Если штаб-ротмистр Валиханов был серьезно болен, тем более заразным туберкулезом, то он наверняка вышел бы в отставку и лечился, а не продолжил службу и активную научную работу.
Но даже официальная версия смерти ученого не дает ответа на ряд простых вопросов. Если Чокан был болен туберкулезом, притом в открытой форме, то как он попал в армию полковника Черняева в июне 1864 года? Конечно, больной военный не мог попасть: его смерть наступила 10 апреля 1865 года – если от туберкулеза, то до военного похода он должен лежать в постели и лечиться. Как известно, смерть от туберкулеза при открытой форме происходит по истечении 3-4 лет.
С какой целью к нему в далеком ауле в урочище Кочен-Тоган приставили двух слуг?
Как смертельно больной Чокан там женился на двоюродной сестре султана Тезека?
Все данные скрыты тайной завеса, но эти скупые, отрывочные свидетельства говорят о своеобразной ссылке Валиханова на окраину империи с последующим отравлением. В одном письме Чокан писал, что так сильно разболелось горло, что не может глотать пищу. В письме к отцу (если не подделка): «Устал, нет никакой силы, весь высох, остались одни кости, скоро не увижу света. Это будет мое последнее письмо. Прощайте, обнимаю всех». Разве не похоже на отравление?
Даже на такой вопрос, как попал Валиханов в горы Алтын-Эмеля, нет исчерпывающего ответа. Будто бы сам султан уехал туда после ссоры с Черняевым; туда его послало военное ведомство следить за событиями в неспокойном приграничном районе Китая; по поручению начальника Алатауского округа генерал-майора Г.Колпаковского и т.д. А генерал-майор имел прямое отношение если не к смерти султана, то к его пребыванию в отдаленном районе: у него оказались отчеты ученого, которые Колпаковский представил как …частные письма.
Некоторые авторы указывают: именно генерал-майор послал Валиханова на место последнего проживания. Недаром у него просил деньги Чокан из своей ссылки – он не получал там жалования. При этом к нему приставили слугу или двух слуг – чем они занимались, если это частная поездка? Если ученый не поехал по поручению властей, то почему он не вернулся к родителям лечиться – его насильно держали в ссылке?
У многих разведчиков, которые в конце своей деятельности имели проблемы с властью, жизнь короткая. А они – большие проблемы с царской властью – у Чокана были. После такого взлета как ученого, военного, путешественника, разведчика – безвестный конец. Возможно и то, что с подачи полковника Черняева спецслужбы могли взять Чокана в активную разработку с целью получения через агентуру (домашний арест под наблюдением денщика, находящегося на довольствии у правительства) сведений о его неблагонадежности с последующим физическим устранением.
Если мы не можем докопаться до истинной причины смерти наших гениев, отстоять их честь, то как мы можем состояться в качестве нации, суверенной страны? И какова цена «великой дружбы» России и Казахстана, если в ней исчезают великие сыны Степи?
А ответы на простые вопросы есть: ряд материалов, связанных с исследованиями Валиханова, хранится в фондах Российского военно-исторического архива, которые в свое время были закрытыми. Если современная Россия откроет архивы военных ведомств, то покажет свой «уход» от политики царской и советской России.

d.eldesov@mail.ru

Дастан Ельдесов

Загрузка...

(51) Комментарии

  1. Аноним says:

    Чокан уважаем.но он носил форму и служил делам настолько далёким,что не каждому дано узнать.он казах,но это не даёт право его соотечественникам с не важно какой мотивацией всё про него знать.свои дела делайте а в чужие,хоть и земляка,нехер лазить.

  2. Хэ..хэ says:

    Сами себя уже сжираете,ну и ладно.

  3. Едіге says:

    Татарстан, Башкуртыстан жане Кауказдын егемендиги 2100 жылга дейн казакстаннын стратегиялык максаты болу керек. Елдесов, сондай ангал болу зиян. Ресей болганша ол бул лас саясатын озгертпейди, кез келген мыкты мемлекет бундай куралдарды жане тасилдерди колданады. Казактын органдары да орыстын жансыздарын аныктап, оларды залалсыздандыру жумысын жургизу керек. Жане бул тек касипкой барлаушыларга да катысты емес, орыстын муддесин коргайтын, орыска сатылган, орыстын агенттеринин баринин козин жою керек шу шыгармай.

  4. Едіге says:

    Арине дал казир буны бастаган каупти болар, алдымен казактын санын кобейтип, сан жагынан басымдылыгымызды орныктырып алу керек, барлык аймактарда. Бирак казирдин озинде фигуралар бар, жумыс жургизуге болатын, мысалы тойшыбеков ермек, ашимбаев данияр, шибутов марат. Мемлекет озин ози коргамаса, оны ешким коргамайд, ал баска елдин барлау кызметтери биздин елде озин емин еркин сезинип, тойда жургендей болады

  5. Едіге says:

    Арине дал казир буны бастаган каупти болар, алдымен казактын санын кобейтип, сан жагынан басымдылыгымызды орныктырып алу керек, барлык аймактарда. Бирак казирдин озинде фигуралар бар, жумыс жургизуге болатын, мысалы тойшыбеков ермек, ашимбаев данияр, шибутов марат. Мемлекет озин ози коргамаса, оны ешким коргамайд, ал баска елдин барлау кызметтери биздин елде озин емин еркин сезинип, тойда жургендей болады

  6. Аноним says:

    Он был расстрелян генералом Черняевым. Чокана возмутила немотивированная жестокость генерала к казахскому населению Аулие-Ата. Солдаты стреляли в невооруженнных людей, даже если те не оказывали сопротивления. Чокан думал с русскими придет западная культура, но потом понял, что ошибся очень сильно.
    В пользу этой версии служит доказательством известная поездка Колпаковского на могилу в районе Аулие-Ата. К кому на могилу мог поехать генерал Колпаковский? Либо к генералу Черняеву, а тот был жив еще (собака), либо к другу Чокану (то, что они были друзьями есть исторический факт).

  7. Едіге says:

    Арине дал казир буны бастаган каупти болар, алдымен казактын санын кобейтип, сан жагынан басымдылыгымызды орныктырып алу керек, барлык аймактарда. Бирак казирдин озинде фигуралар бар, жумыс жургизуге болатын, мысалы тойшыбеков ермек, ашимбаев данияр, шибутов марат. Мемлекет озин ози коргамаса, оны ешким коргамайд, ал баска елдин барлау кызметтери биздин елде озин емин еркин сезинип, тойда жургендей болады

  8. яправ says:

    «Если современная Россия откроет архивы военных ведомств, то покажет свой «уход» от политики царской и советской России» — при нынешнем правительстве россии — не откроет. Сейчас там политика- все прятать подальше от глаз людских, как при совке.

  9. Аноним says:

    Валиханов умер от сифилиса, это не секрет…

  10. Аноним says:

    Он был расстрелян генералом Черняевым. Чокана возмутила немотивированная жестокость генерала к казахскому населению Аулие-Ата.
    =

    Откуда в Аулие-Ате казахи в 1864 году? Там жили одни сарты, узбеки и таджики….

  11. NickLeN says:

    Чокан носил форму русского офицера и являлся проводником русского мира и созидания.
    Его убили пособники англичан в Средней Азии.
    Методами убийства были любые.

  12. казеке says:

    неужели и здесь постарался госдеп?

  13. Аноним says:

    О шешен! Я уже приготовился читать что его убили по указке Путина!

  14. Страна аппликация. says:

    Однажды окажется, что Россия была самой большой и долговременной фальшивкой в мире. Американский подход «сделай себя сам» и рядом не валялся с московитским подходом – обмани всех, покажи, что ты из себя что-то представляешь. Удивительно, огромное количество людей живет в персональном зазеркалье столетия! И ничего, довольны. Вачовски просто пацаны со своей матрицей.

    Иван Калита, он же Хан Узбек. Правил Великим Княжеством Московским, пардон – в Московском улусе Золотой Орды. Собственно, родоначальник династии Чингизидов – управляли Москвой 270 лет – мусульманство. То, что сейчас называется «русский народ» сформировалось в 15-17 веках в землях угро-финских племен мурома, мере, веси. Татаро-монгольская знать сильно повлияла и на уклад жизни и на формирование мировоззрения. Кстати, Аракчеев, Бунин, Грибоедов, Державин, Достоевский, Куприн, Плеханов, Салтыков-Щедрин и многие другие известные рода – татарского происхождения.

    Что интересно, выбившись из равных себе коренных племен, московские правители принялись жестко притеснять соседей. Логика отношения к местному населению не менялась никогда. Не зависимо идёт Ермак на восток, кто-то покоряет Кольский полуостров или завоёвывает Украину – местные должны быть деморализованы и уничтожены. Не выходит силой? Убить культуру. Везде уничтожаются первыми элиты, низы покупаются если не деньгами и ассимиляцией (Украина), то спаиваются (народы Севера). Княжеский уродец, Боголюбский, уничтожил Киев просто так – из зависти, что он не может обладать городом. А вы думали только старик Кабаев в такие игры играет? Это у них воздушно-капельным передается.

    Мания величия московских правителей и грезы о Третьем Мире вроде бы со времен Василия Третьего культивируются. Но с бедным историческим бекграундом где величия взять? Вот и крали чужое. Историю московиты переделывали с Ивана Грозного. Говорят, в той грамоте, что он якобы получил из Константинополя в подтверждения должности «царь» из 37 подписей 35 были фальшивыми. И ведь точно, на Буншу нашего похож.

    Еще дальше пошел Пётр І. В 1701 году был издан указ об изъятии у покоренных народов всех письменных национальных памятников. То есть всё – хроники, архивы, летописи. Началась закладка фундамента «русского мира» — массовая перепись и подтасовка. Подправив историю соседних народов под себя, московиты объявляют себя русскими, а страну – империей. Подделку ставят на поток. Работают профи, часто из Европы. Как правило, подписываясь о неразглашении.

    Куда более масштабно конвейер фейков раскручивает Екатерина ІІ, девушка с очень «русской» родословной в девичестве София Августа Фредерика Анхальт-Цербстская. Прекрасно знавшая золото-ордынское прошлое Московии, Софья создает «Комиссию для составления записок о древней истории преимущественно России». Граф Шувалов в кампании дюжины историков начинает клепать копии древних летописей изменяя тексты, подтасовывая факты, слова, результаты, последствия. Историю Киевской Руси в наглую отрейдерили. Обрабатывали данные не только с земель которые уже были захвачены, обыскали от Турции до Скандинавии. Как думаете, сколько правды осталось в Слове о полку Игоревым или Повести временных лет? Все они существуют только в переписанной версии. Оригиналов, кажись, нет.

    По ходу дела империя обрастала иностранцами. Как любой денежный и политический центр (тем более не имеющий никаких моральных рамок), она сманивала кого силой, кого обманом, кого деньгами. Могилянка взрастила кадры, Могилянку уничтожили, кадры получились для Московского университета. Образованным людям делали невыносимой жизнь где-либо и они вынуждены были переезжать в Москву. Из Европы Москва тянула умы просто насосом, точно таким же как во времена СССР высасывала таланты с республик. Оцените имена «великих русских»: Витус Ионассен (он же Витус Беринг) – датчанин, Фабиан Готтлиб Таддеус фон Беллинсгаузен – немец, Адам Иоганн фон Крузенштерн – немец, Михаэль Андреас Барклай де Толли – шотландец, Марта Скавронская (она же Екатерина І) – ливонка. Лермонтовы – из Шотландии, Гоголь – Украина, Карл Брюллов – франко-немец, Александр Суворов – швед (предки заехали на Россию только в 1622 году), Илья Репин – Украина (родился в Чугуеве), Сергей Витте – курляндский немец, Ибрагим Ганнибал – привет Пушкину, Хосе де Рибас и Буйенс – испанец итальянского происхождения ставший Осипом Дерибасом, Джон Джеймс Юз – валлийский промышленник (в гробу перевернулся бы, узнай чем Донецк кончил), Лев Голицын – обрусевший литовский род, от Гедеминовчией идут, Пётр Багратион – боковая ветвь грузинской царской фамилии, Эдуард Тотлебен – курляндский немец, Патон, Струве, Шиллинг, Циолковский…

    И этот список можно продолжать. А если добавить краденные изобретения, типа автомата Калашникова и автомобиля Москвич? А если представить, сколько горя принесли московиты, прикрываясь словом «русские», истребляя коренные народы Сибири и Севера? Это страшно, но огромное количество хороших людей разных вер и национальностей, что рождались на этой территории и делали добро, никак не компенсирует то количество зла, что было произведено страной-аппликацией чужих жизней, талантов и историй. Может не зря гидроним «москва» происходит от «жидкий, топкий, сырой, слякотный»? Гнилое место, вобщем…

    Віталій ГАЙДУКЕВИЧ

  15. Аноним says:

    Однажды окажется, что Россия была самой большой и долговременной фальшивкой в мире. Американский подход «сделай себя сам» и рядом не валялся с московитским подходом – обмани всех, покажи, что ты из себя что-то представляешь. Удивительно, огромное количество людей живет в персональном зазеркалье столетия! И ничего, довольны. Вачовски просто пацаны со своей матрицей.

    Віталій ГАЙДУКЕВИЧ
    Место рождения, образование. Родился в Киеве. Закончил историко-социологический факультет Ривненского государственного педагогического института по специальности «преподаватель всемирной истории и народоведения».

    Карьера. 1996-2000 гг. — автор программ и ведущий «Радио Трек» в Ривне.

    2000-2004 гг. — автор, ведущий и программный директор на радиостанциях: «Радио большого города», «Ніко-FM» в Киеве.

    2004-2007 гг. — ведущий новостей и программы «Своевременно о главном» на телеканале НТН.

    С НТН перешел на канал «1+1». Ведущий проекта «Телевизионная служба новостей» (ТСН).

    Семья. Женат, есть сын.

    Увлечения. Джазовая и блюзовая музыка, средневековая история Европы, геральдика.
    =

    Интересно, научный мир всерьез считает этого диктора, неудавшегося учителя истории, ученым?

  16. Аноним says:

    24 место в рейтинге 30 самых успешных телеведущих

    Возраст: 34 года
    Программа: выпуск Телевизионной службы новостей в 17.00 («1+1»)
    Деталь: первый радиоэфир провёл в ночь на католическое Рождество в 1993 году

    Сохранять за собой позицию одного из главных лиц «1+1» в течение вот уже пяти лет Виталию помогает то, что он занял нишу, которая ему прекрасно подходит, – информировать о важном интересно и непринуждённо. Эту возможность предоставлял ночной выпуск новостей, который Гайдукевич вёл в прошлом телесезоне. Сейчас Виталий выходит в эфир в 17.00. Этот выпуск новостей также особенный, поскольку сочетает в себе строгость и долю развлекательности.

    Подкупает Виталий тем, что всегда имеет свою точку зрения. «Позиция ведущего должна быть понятной зрителю. Он не должен быть отстранённой куклой», – комментирует Гайдукевич свою иногда резкую манеру ведения.

    Интересы Виталия вне работы вполне соответствуют его образу: история средневековой Европы, геральдика, джаз и блюз. По специальности он – преподаватель всемирной истории и народоведения.

  17. Аноним says:

    Не трогайте Виталия Гайдукевича! Для казахов любой ведущий ТВ великий ученый, и что он говорит, есть истина!
    Особенно если это ТВ «Хабар».

    ВИТАЛИЙ ГАЙДУКЕВИЧ
    Народився 24 травня 1976 року у Києві.
    Закінчив історико-соціологічний факультет Рівненського державного
    педагогічного інституту. За фахом — викладач всесвітньої історії та народознавства.
    1996-2000 рр. — автор програм і ведучий «Радіо Трек» у м. Рівне.
    2000-2004 рр. — автор, ведучий і програмний директор на радіостанціях: «Радио большого города», Ніко-FM у Києві.
    2004-2007 рр. — ведучий новин і програми «Вчасно про головне» телеканалу НТН.
    Захоплюється джазовою та блюзовою музикою, середньовічною історією Європи, геральдикою…
    Одружений, виховує сина.

  18. Аноним says:

    Царь Иван Васильевич IV Грозный род свой считал самым древним. «Мы от Августа кесаря родством ведемся», — писал он шведскому королю.Ну в общем, на нашего Буншу похож.

  19. Аноним says:

    да полностью согласен путин гандон и фашист

  20. штангист says:

    ДА вы что ребята,броосте все ето! прошу вас! овая история-новыый век — все делайтте вы — ребята! опомнитесь,больше никто!

  21. штангист says:

    Ленин делал ревалюсию через -БАРДАК !

  22. Аноним says:

    да полностью согласен путин гандон и фашист
    =

    Ты наверное хотел написать Валиханов…
    Заметка про нашего мальчика, а не русского…)))

  23. matpam says:

    Путин убил кто же еще?гы гы

  24. Imperskaya mova says:

    Не понимаю, чего это мы, казахи, носимся с Ч.Валихановым? Может и не так плохо для казахов, что Валиханову помогли уйти побыстрее. К такому выводу я пришел, прочитав собрание сочинений Валиханова в 5 томах. Там, между прочим, Валиханов носился с «предложениями» по насильственной христианизации казахов, хотя при этом прямо писал, что это приведет к расколу казахского народа в будущем, поскольку подавляющее большинство казахов в его время уже приняло ислам. Более того, Валиханов настойчиво «советовал» русским властям прекратить практику забирать из Казахстана казахов, принявших православие. Он прямо писал, что крещенных казахов нужно оставлять в Казахстане, чтобы они могли себя воспроизводить. Какие последствия это имело бы сейчас, а, братья-казахи? И потом. Задумайтесь, почему коммунисты разрешили казахам оставить Валиханова, но запретили Ахмета Байтурсынова и др.?

  25. Аноним says:

    кацапам на этот сайт вход запрещен!

  26. Аноним says:

    почему коммунисты разрешили казахам оставить Валиханова, но запретили Ахмета Байтурсынова и др.?
    =

    Тебе нужно прочесть все тома Байтурсынова…
    Писатель он дерьмовый, бесталанный….
    Писателем его назвать трудно, но…
    Для казахов он конечно же великий ученый….

  27. Imperskaya mova says:

    Аноним: 02.03.15
    почему коммунисты разрешили казахам оставить Валиханова, но запретили Ахмета Байтурсынова и др.?
    =

    Тебе нужно прочесть все тома Байтурсынова…
    Писатель он дерьмовый, бесталанный….
    Писателем его назвать трудно, но…
    Для казахов он конечно же великий ученый….

    Вы, Аноним, вообще пустое место и звать вас никак

  28. Imperskaya mova says:

    Байтурсынов не только блистательный писатель, но и переводчик, педагог и общественный деятель. А вот вы, анонимчик, — никто и звать вас никак и к тому же идиот. Если не считаете себя идиотом, то докажите, что вы не идиот

  29. Аноним says:

    Байтурсынов не только блистательный писатель, но и переводчик, педагог и общественный деятель.
    =

    И какие произведения Байтурсынова вы читали?

  30. Imperskaya mova says:

    Аноним: 02.03.15
    Байтурсынов не только блистательный писатель, но и переводчик, педагог и общественный деятель.
    =

    И какие произведения Байтурсынова вы читали?

    Мне надоело вас, шовиков, просвещать. Нет ни времени, ни желания. В библиотеку сходить не пробовали?

  31. Аноним says:

    казахи не только с валихановым носятся как с писаной торбой, но и с абаем, сабиррахимовыи, кунаевым и пр. первый унижал казахов и подмахивал руским сартам татарам, второй в 20-х годах подавлял восстания басмачей в числе коих было немало казахов, а третий то же самое что и первый.

  32. Прокурор says:

    А В.Ленина который спланирова и усуществил свержение русского царизма который угнетал в том числе и казахов они вообще стараются не вспоминать.

  33. Аноним says:

    Мне надоело вас, шовиков, просвещать. Нет ни времени, ни желания. В библиотеку сходить не пробовали?
    =

    Видимо вы специалист по Байтурсынову….))))
    Еще раз повторяю…
    Писатель он дерьмовый, бесталанный….
    Писателем его назвать трудно, но…
    Для казахов он конечно же великий ученый….
    Знаешь почему?
    Потому что Мова Байтурсынова не читает….

  34. Евпатий says:

    КЕНЕСАРЫ КАСЫМОВ! Вот кто был красава и крутик! Батыр воеваший и отдавший свою жизнь, за независимость нашей родины от белоухих шакалов, которые хотели уничтожить нас как нацию! Отдайте рузкие мрази, голову нашего великого ХАНА!

  35. Аноним says:

    КЕНЕСАРЫ КАСЫМОВ! Вот кто был красава и крутик!
    =

    Кенесары Касымов был бандит, который резал казахов и был убит киргизами…

  36. Imperskaya mova says:

    Предложения Валиханова по христианизации казахов (при их реализации) могли иметь непредсказуемые последствия сейчас, когда казахи бы разделялись на казахов-мусульман и казахов-христиан, как, например, у татар (татары-крящены). Но слава Аллаху, нашелся Черняев, который сам не желая того, невольно услужил казахскому народу.

    Думаю, что казахи до сих пор чествуют Валиханова по инерции от советского времени, отсюда и всякие «валихановские чтения» и т.п.

  37. Imperskaya mova says:

    Какую карьеру сделал Ч. Валиханов на русской службе?
    А карьера такая. Потомок казахских ханов Ч.Валиханов стал фактически камердинером у генерал-губернатора Западной Сибири, учился в русском военном училище, причем был выпущен на год раньше, так как на последнем курсе изучались военные науки, которые казахам было запрещено знать. Вывод: фактически Валиханов — недоучка.
    Отец Ч. Валиханова — Чингис Валиханова писал письма Чокану,в который просил сына похлопотать, чтобы ему (Чингису) русские власти дали полковника. Сам Чокан в поездке в Восточный Туркестан описывает, как пользовался услугами проститутки. Вот моральный облик»просветителя» Валиханова

  38. Аноним says:

    Согласен с Мовой. У казахов никогда не было приличной интеллигенции. Например Великий казахский ученый А.Байтурсынов имел всего два класса русской школы для туземцев. Плюс учительские курсы. По тем временам это приравнивалось к трем классам церковно-приходской школы, и давало право поступления в лицей, т.е. школу.
    Байтурсынов был типичным манкуртом, который пел оды Ленину…
    Вот маленький отрывок из пламенных трудов г-на Байтурсынова:

    Социализм қалайша жарыққа шығып, қалайша дүнияға орнайтын жолын ғылыми түрде басқарушы Карл Маркс деген Европа ғалымы болған. Адам баласын теңгерлік жолын іздеген Европа кісілернің бәрі Марксті ұстаз етіп, соның көрсеткен жолымен журіп, дүнияға социализм орнатпақ болған. Маркстің айтуынша, дүния билігін кемшілікте, қорлықта жүргендер алмай, алам баласын теңдікке жеткізу, социализм орнатуға болмайды. Қорлықта жүргендер кім екені мағлұм. Бай кызметіндегі жалшылар, жұмысшылар, кедейлер, яғни тепкісінде жүрген нашарлар, мұны Маркс жолына ерген адамдардың бәpi де біледі Бырақ, билікті нашарларға кейткенде алатын жеріне келгенде, бағыттары айрылады. Біреулер жұмысшылардың көзі ашылып, жол танып, жөн біліп, жетіліп барып билікгі алуға болады деген де, біреулері кезі келген жерінде жұмысшылар жетілмей тұрып та билікті қолға алып кетуге батады деген. Соңғы пікірдеплердің басы Ленин. Бұл пікірдің дұрыстығын іс жүзінде көзбен көрмей отырмыз ба?
    Европа соғысы бiтіп, дүние алай-түлей болғанда, Ленин секілді адам баласын теңгерлік жолында жүрген, Россия мен Европа адамдары қандары қызып, намыстары қозып, өкіметтерінің жәрдемінде, тілегінде болып кеткенде, Ленин соғыс керек емес, соғысты керек қылып отырған буына мас болған бұқа сияқты малына мас болған байлар. Олар үшін жарлының, жұмысшылардың, момын қара шаруалардың қаны төгіледі деп, соғысқа ешкім бармасқа, өкіметке жәрдем бермеске керек деген. Coғыс қызып, РОССИЯ жеңіліп, керек нәрсе азайып, ел ішінде наразылық өсіп, Николай түсіп, ескі өкімет жоғалып, жаңа өкімет беки алмай тұрған мезгілде, кезіне келді деген осы болады деп, Ленин Октябрь төңкерісін жасап, Россия билігін жұмысшыларға алып берді.
    Сөйтіп, білімі, өнері көп көзі ашық Европа мен Америка жұмысшылары әлі күнге дейін кұлдықтан кұтыла алмай отырғанда, білімі кем, өнepi аз Россия жұмысшылары кұлдықтан құтылмақ түгіл, мемлекет тізгінін қолына алып, іс жүргізіп, дәурен cүpiп отыр.
    Бұл Лениннің көп жолдан артығын тандап ала білгендігін, алған жолынан айнымай, ic қыла білгендігін көрсетеді. Сондықтан Лениннің адам баласының алдында қызметі — жаңадан жол салып, көп заманнан бepi жете алмай келе жатқан мақсатқа алдымен жетіп бәйге алып, өзгеге өнеге болатын ic icтеп шығарғаны. Бастаушы табылған соң, костаушы, әрине, табыла бермекші. Аз заманның арасында Лениннің істегенін басқалар да icтеп, дүния билігін адам баласының бейнет қорлар табы алып, жоғарыдағылар төмен түсіп, төмендегілер жоғары шығып, адам баласы теңдікке жетіп, Маркс айтқан жолынша дүнияға социализм орнатуы осы болмақ. Жер жүзіне өнеге боларлық ic етіп, ойдағы үмітті көзге көрсеткен Ленин жолдасымыздың, өмiрі ұзақ болсын!

    1920 жыл, һәмал айы.

    Это написано г-ном Байтурсыновым в марте 1920 года, Алаш-орда еще не пала, до ее падения еще целых три месяца….

  39. Аноним says:

    Imperskaya mova, Валиханов ценен не тем, о чем ты пишешь. Он ценен своими книгами, исследованиями тюркского эпоса, тенгрианства, он первый записал и перевел на русский язык часть героического эпоса «Манас» – «Смерть Кукотай-хана и его поминки», а также поэму «Козы-Корпеш и Баян-сулу» и т.д. Прочитайте его «Очерки Джунгарии», «Киргизское родословие», «О состоянии Алтышара». Ныне признано, что работы Валиханова по этногенезу казахов и кыргызов определили свое время, да и о уйгуров немало написал.

  40. Imperskaya mova says:

    аноним: 03.03.15
    Imperskaya mova, Валиханов ценен не тем, о чем ты пишешь. Он ценен своими книгами, исследованиями тюркского эпоса, тенгрианства, он первый записал и перевел на русский язык….

    Все это было, но были и призывы к насильственной христианизации казахов. Надеюсь, этого вы не отрицаете?

  41. Аноним says:

    Не мечи бисер, Imperskaya mova Байтурсынова не читает.

  42. Аноним says:

    Все это было, но были и призывы к насильственной христианизации казахов.
    =

    Байтурсынов занимался русификацией детей казахов. Байтурсынов был преподавателем русского языка в школе для туземцев.

  43. Аноним says:

    Imperskaya mova, Валиханов писал о засилии татарских мулл в Степи, которые проводили царскую политику закабаления и покорности. Да, в какие-то моменты писал о вреде ислама, но надо учитывать, в каком контексте было это сказано. Впоследствии Валиханов писал в контексте царской политики в Степи: «Реформы насильственные, привитые, основанные на отвлеченных теориях или взятые из жизни другого народа, составляли до сих пор для человечества величайшее бедствие».

  44. Imperskaya mova says:

    Аноним: 03.03.15
    Байтурсынов занимался русификацией детей казахов. Байтурсынов был преподавателем русского языка в школе для туземцев.

    Ну и что? Знать иностранный язык вообще не вредно

  45. Imperskaya mova says:

    Аноним: 03.03.15
    Да, в какие-то моменты писал о вреде ислама, но надо учитывать, в каком контексте было это сказано.

    Нет там никакого «контекста». Предложения по христианизации хотя бы части казахов излагались Валихановым четко и ясно в форме, как бы сейчас сказали, аналитической записки

  46. Аноним says:

    Мова я не советский,мне 21. думаю Валиханова надо тчательна изучить,намеренно ли он предавал он интересы нации или по заблуждению. или же он может был обманут как и начальники Алаш Орды.

  47. Аноним says:

    Валиханов ценен не тем, о чем ты пишешь. Он ценен своими книгами, исследованиями тенгрианства,

    Запхай себе в дузло своё тенгриянство

  48. Аноним says:

    Мова я не советский,мне 21.

    Ага! Плюс ещё 21, получается 42! Ты самый что ни на есть зовьетский! Совок ты конченый кроче.

  49. Аноним says:

    Imperskaya mova, не надо нападать за отдельные записки. Таким макаром можно «вырубить» и Абая за «соглашательство» с царской властью, и Алтынсарина за преподавание русского языка, и Байтурсынова как тут предлагает один комментатор и т.д. Какие есть у нас великие личности, такими надо их принимать, а их у нас очень мало. Если же ты чувствуешь выше их — карты тебе в руки и создай лучше, значительнее, национальнее. Но что-то таковых нет…

  50. Аноним says:

    Ну и что? Знать иностранный язык вообще не вредно
    =

    Байтурсынов не учил детей казахской грамоте…
    Он учил казахских детей русскому языку….
    Он готовил пятую колонну в казахской степи, которая должна была работать на русскую колониальную администрацию…

  51. Евпатий says:

    Да все они: И Чокан и Абай были «пятой колонной» и являлись проводниками «рузкого мира» в нашей казакской степи. Так что Imperskaya mova, целиком и полностью прав!

Добавить комментарий

You must be logged in to post a comment.