библиотека 14 мая, 2013 Комментарии к записи Краеведы Семея обнаружили в Абайском районе ВКО каменные плиты с углублениями для игры в тогыз-кумалак отключены

Краеведы Семея обнаружили в Абайском районе ВКО каменные плиты с углублениями для игры в тогыз-кумалак

vstrecha_s_prowlim-14.05.2013Около десятка метровых известняковых плит с ровными кружочками углублений были найдены членами краеведческого общества «Прииртышье» близ зимовки Козбагар в Абайском районе. На возвышенности небольшого горного хребта имеется довольно ровная терраса с великолепным видом на окружающую степь. Это место могло служить прекрасной смотровой площадкой для чабанов, коротающих долгие часы выпаса скота за любимой степняками игрой.По словам председателя краеведческого общества «Прииртышье» Павла Жукова, во время одной из экспедиций краеведов по степям Абайского района любителям истории родного края местные жители рассказали о странных камнях на вершине горного хребта. На них явно рукой человека были сделаны небольшие углубления. Но предназначения этих отверстий никто из местных жителей не знал. Оказалось, что интересный артефакт находится совсем недалеко от зимовки Козбагара, прямого предка знаменитого в Семипалатинске заслуженного врача Алаша Козбагарова. Поднявшись на вершину, краеведы действительно увидели достаточно ровные плиты из известняка, которые были обработаны орудиями труда. В общей сложности насчитали около десятка таких плит. Из них только пять были в достаточно хорошем состоянии, другие несли в себе следы больших разрушений под воздействием солнца, ветра и осадков в разные времена года. Любопытно, что количество углублений на всех плитах разнится. Хотя принцип их расположения один: два ряда отдельных углублений, а посередине продолговатый канал. Главной гипотезой, объясняющей предназначение этих плит, стало предположение, что перед глазами краеведов впервые на их памяти была представлена игральная доска в старинную игру казахского народа тогыз-кумалак. А то, что количество отверстий на плитах разное, может говорить о том, что у игры были разные варианты и небольшие изменения в правилах, которые были приняты в разных родах и аулах. А может быть, плиты эти предназначались не только для тогыз-кумалака, но и для других народных игр и забав степняков Прииртышья. К сожалению, датировать находку краеведам не удалось, поскольку у любителей истории и археологии Прииртышья нет необходимого оборудования для точного лабораторного анализа. Кроме того, известняковые плиты – достаточно непрочный материал, который подвержен разрушению под воздействием климатических условий. Так что этим каменным игральным доскам может быть как сто лет, так и две тысячи. Ведь первые упоминания об игре в камешки относятся к первым годам нашей эры. А первое наиболее полное описание игры казахского народа было сделано в 1906 году Николаем Пантусовым в его статье «Киргизская игра тогуз-кумалак». Древняя доска казахской игры тогыз-кумалак состояла из 18 лунок (отау) – по 9 с каждой стороны – и двух накопительных лунок c названием «казан». Каждая из девяти лунок (отау) имела собственное название (слева направо):  1 – арт, 2 – тектурмас, 3 – атотпес, 4 – атсыратар, 5 – бель, 6 – бельбасар, 7 – кандыкакпан, 8 – кокмоин, 9 – мандай. В каждую игровую лунку в ряду до начала игры участники игры клали по 9 шариков (кумалак) одного цвета. Всего в игре должно было быть162 шарика двух цветов. Выигрывал тот, у кого в «казане» оказывалось больше 81 шарика. По одной из местных легенд, сам старик Козбагар, чье имя носит зимовка, был большим любителем древней народной игры. Возможно, именно он и сделал несколько плит в виде игральных досок, чтобы совмещать полезное с приятным. Может быть, даже на этом месте собирались любители тогыз-кумалака из соседних аулов и устраивались небольшие соревнования. К сожалению, народная память не сохранила до наших дней этих важных подробностей. Старожилов в этом местечке не осталось, сейчас здесь живут уроженцы иных мест, которые не знают легенд и историй людей, живших здесь прежде. – Лично для меня это было первое свидетельство истинности значения «народная игра», – поделился своими впечатлениями Павел Жуков. – Здесь не было специальных спортивных площадок, стандартных досок и правил, утвержденных конкретной спортивной федерацией. Люди играли в те игры, которые им действительно нравились. Было бы здорово провести в этом месте соревнования по тогыз-кумалаку, чтобы современные любители народной игры почувствовали единение со своими предками. Впрочем, можно ограничиться и простыми экскурсиями. Ведь находка расположена всего в 60 километрах от районного центра Абайского района – села Караул. О своей любопытной находке краеведы сообщили в областной историко-краеведческий музей Семея, чтобы специалисты музейного дела ввели его в научный оборот нашей республики.Екатерина ГУЛЯЕВА, фото Павла ЖУКОВА, Семей

Комментирование закрыто.