Фильм хвалят и ругают с одинаковой страстью. Однако все сходятся на том, что Скарлетт Йоханссон в нем наконец заявила о себе как о большой актрисе.

Из потустороннего света и неразборчивых звуков материализуется пышнотелая девушка с лицом Скарлетт Йоханссон, печальным и довольно бессмысленным взглядом, скромным словарным запасом и неясными целями. Она снимает одежду с найденного в канаве трупа, а остальное — вульгарную искусственную шубку, облегающие джинсы и алую помаду — докупает в универмаге. Девушка сядет в машину и станет колесить по мрачному Глазго, знакомясь с одинокими мужчинами и предлагая им покататься. Эти прогулки превратят мужчин в космический фарш. Примерно то же способен сделать со зрителем фильм, сообщают «Экономические Известия».

Увлеченно смотреть фильм «Побудь в моей шкуре» может разве что человек, не интересующийся синопсисами перед походом в кинотеатр. Если ты до самых титров не в курсе, что главная героиня — инопланетянка, соблазняющая мужчин с целью приготовления из них консервов, в финале можешь и ахнуть на сцене разоблачения. Но большинство зрителей с синопсисом знакомы. И почти два часа в кино им придется либо скучать, либо изображать из себя ценителя туманного артхаусного кино и еще более мутного видеоарта.

Фильм британца Джонатана Глейзера из тех, что в финале оставляют зрителя с вопросом: кто из нас дурак — я или режиссер? А рецензента ставят перед непростым выбором: найти поводы похвалить этот вроде бы пустой, но сделанный явно небесталанным автором фильм или во всеуслышание заявить о том, что король, хоть и талантливый, но голый? Ваш обозреватель выбирает второй путь. Но спешит утешить: да, король голый, но и Скарлетт Йоханссон — тоже. В прямом смысле — без трусов и без дублеров.

При желании Глейзера можно сравнить и со Стэнли Кубриком, и с Дэвидом Линчем, и с Леосом Караксом — и все небезосновательно. А уж смыслов найти в этой неспешной, почти безмолвной истории — сколько угодно. Это кино об одиночестве. И об отношениях между полами. И том, что хищники легко становятся добычей.

Каждый кадр тут просится на выставку современного искусства. Всякая деталь, что-нибудь да значит. И орущий на пляже ребенок. И комик из телевизора. И шоколадный торт с белым кремом. И уж, конечно, Скарлетт Йоханссон не зря сначала испорчена пончиками (лишние калории, перекочевавшие из булочной на тело актрисы, камера фиксирует настойчиво), а потом и дешевым париком. И раздевается она каждые 15минут не просто на потеху зрителям. Актрисы любят рассказывать в интервью, что соглашаются на обнаженку в кадре, только если знают, что за ней стоит большой художественный смысл. Как-то же Глейзер ей объяснил целесообразность длинных планов с ню. Дело точно не в гонораре. Бюджет у фильма скромный — всего $13 млн. А ведь это отчасти роуд-муви: только представьте, сколько ушло на бензин!

В общем, при желании этот фильм можно объявить даже и шедевром. Но это если повезет — не столько фильму, сколько зрителю: вас могут загипнотизировать унылые шотландские пейзажи, леденящий душу саундтрек, ритм повествования — вы просто поймаете волну.

А могут не загипнотизировать. И тогда у вас возникнет желание если не прервать просмотр, то, по крайней мере, поинтересоваться у режиссера, не приходило ли ему в голову упаковать всю это в короткометражку, небольшую, минут на 10. Могло бы выйти неплохо.

Вам понравится, если: если вы предпочитаете, когда красивые женщины немногословны.

Вам не понравится, если: промозглую шотландскую погоду вы не готовы вынести и в течение пары часов.

Мнение:

— «Краткий хэйт-спич. «Побудь в моей шкуре» — фуфло, а не фильм. Самая претенциозная и выспренняя байда, которую я видел за минувший год. Утешает лишь то, что, при всех восторгах коллег, сборы будут мизерные (и поделом). Можете начинать меня ненавидеть», — кинокритик Антон Долин (Москва) на личной странице в Фейсбуке.

— «Черное, белое, осенние поля Шотландии и волны, колотящиеся о берег, фигура девушки в шубе, окутывающий все туман — каждый кадр этой картины заряжен инфернальной мощью; ужас, отвращение и красота — редкий случай, когда ты смотришь на часы, потому что хочешь, чтобы извращенное удовольствие продолжалось дольше», — Мария Кувшинова, afisha.ru.

Важно знать:

— Премьера фильма состоялась на Венецианском кинофестивале, где его освистали.

— Фильм снят по роману «Under the skin» Мишеля Фейбера — пишущего на английском и живущего в Шотландии голландца. Книга издана на русском в переводе Ильи Кормильцева под названием «Побудь в моей шкуре». Событий и логики в литературном первоисточнике куда больше, чем в фильме Глейзера.

— Джонатан Глейзер (создатель фильмов «Рождение» и «Сексуальная тварь») 10 лет пытался экранизировать роман Фейбера.

— Режиссерский стиль Глезера формировался, пока он снимал рекламу и клипы для Massive Attack, Radiohead и UNKLE (для последней команды он снял знаменитый ролик «Rabbit in Your Headlights»).

— Скарлетт Йоханссон променяла главную роль в «Гравитации» Куарона (доставшуюся в итоге Сандре Буллок) на роль инопланетянки в фильме Глейзера.

— Кто только не рассматривался на роль инопланетной гостьи: Ева Грин, Оливия Уайлд, Дженьюари Джонс и еще с десяток сексуальных красавиц. Поначалу в сценарии был и инопланетянин в мужской шкуре: шкуркой с ним должен был поделиться Брэд Питт.

— 29-летний Адам Пирсон, изображающий  в фильме одинокого и затравленного уродца, не прибегал к помощи гримеров и не надевал латексную маску. Он и в жизни выглядит устрашающе. Виной чему генетическая болезнь — нейрофиброматоз, провоцирующий появление опухолей. Пирсон не просто снялся в громком кино — он снялся в одной сцене с обнаженной Скарлетт Йоханссон. Это после встречи с его героем внутри инопланетянки зашевелилось что-то человеческое. Теперь Адам Пирсон — возможно, единственный, кто не ломает голову над тем, какова же главная мысль этого кино. Он считает, что фильм «Побудь в моей шкуре» — об умении смотреть на других собственными глазами, игнорируя стереотипы.

Рубрика: