10 февраля, 2020 Комментарии к записи Керимсал Жубатканов. По поводу необоснованных опасений в связи с визитом Помпео в Центральную Азию и в Казахстан отключены

Керимсал Жубатканов. По поводу необоснованных опасений в связи с визитом Помпео в Центральную Азию и в Казахстан

Как все знают, 8 декабря 1991 года три славянские республики: Россия, Беларусь и Украина объявили, что СССР больше нет. Восемь дней спустя Казахстан провозгласил независимость. Необходимо подчеркнуть, что 1) жесточайший экономический кризис, 2) когда все республики СССР стали говорить, что больше не хотят "кормить соседей" и 3) право на свободный выход из состава СССР, записанное в советской конституции – эти три фактора уничтожили СССР. 

Подписание Беловежского соглашения – означало упразднение Советского Союза как субъекта международного права через предотвращение кровавого передела советского наследства в условиях бессильной власти Союзного центра во главе с Горбачевым. Сразу же согласовали и начали скорейшую реализацию передачи арсеналов ядерного оружия Украиной, Белоруссией и Казахстаном - России. Россия стала правопреемником Советского Союза в Совете Безопасности и в системе ядерных держав.

Таким образом, в первой половине декабря 1991 года лидеры трех республик – России, Украины и Белоруси - провели переговоры в Беловежском лесу, под Минском, которые были направлены на ликвидацию Договора СССР от 1922 года и создание славянского объединения из трех бывших советских республик СССР – РСФСР, УССР и БССР. Документы по этим вопросам были подписаны. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и другие лидеры Центральной Азии не были приглашены на эту встречу.  СССР исчез по инициативе Ельцина, Кравчука и Шушкевича.

Политическое руководство Казахстана во главе с Н.А.Назарбаевым было очень осторожным и стремилось не допустить сепаратизма со стороны казаков и других нелояльных к молодой республике элементов, пребывавших на то время в плену имперско-шовинистического мышления. Политика казахстанского политического руководства во главе с Елбасы была крайне эффективной. Поэтому современный Казахстан без войны сохранил свою независимость, используя различные политтехнологии в административном и прочих отношениях.

Следует заметить, что Казахстан с первых дней своей Независимости проводит взвешенную миролюбивую внешнюю политику, направленную на приобретение друзей, а не на поиск врагов.

5-6 декабря текущего года Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев с государственным визитом посетил Германию. Перед своим визитом в Германию, Токае дал интервью немецкому информационному агенству «Deutsche Welle», где сказал:

«Для Казахстана Германия является ключевым европейским партнером. 86 % торговли Германии с Центральной Азией приходится именно на Казахстан. Во время визита, я надеюсь, будет подписан пакет соглашений и меморандум по приблизительным оценкам на сумму около двух миллиардов долларов.

Вообще, отношение Казахстана к Европейскому союзу исключительно положительное. В 2018 году объем торговли Казахстана с ЕС превысил 37 млрд долларов, это половина всего внешнеторгового оборота нашей страны. Более 80% германских инвестиций в нашу экономику приходится на несырьевой сектор. Это очень важно.

Германия является мировым лидером в области машиностроения, обработки ресурсных материалов и так далее. Поэтому мы заинтересованы в сотрудничестве с ней. Так что все интересные сферы будут представлены потенциальным немецким инвесторам. Более того, для них мы представим специальные условия, дадим площадки в наших десяти специальных экономических зонах».

Журналистка этого авторитетного немецкого СМИ, кстати дочь покойного российского оппозиционера Б. Немцова, спросила о мнении Главы нашего государства по поводу Крыма и войны на востоке Украины.

К-Ж.Токаев ответил: «Мы не называем то, что произошло в Крыму, аннексией. То, что произошло, то произошло. Аннексия - это слишком тяжелое слово применительно к Крыму. Во-вторых никакого страха, как вы говорите, не было, поскольку у нас, как я уже сказал, абсолютно доверительные, добрососедские отношения с Российской Федерацией. Изначально мы верили в мудрость, порядочность российского руководства. Хотел бы напомнить, что минские переговоры были начаты, по сути, по инициативе Нурсултана Назарбаева. Правда, он тогда предложил Астану, но в силу логистики и удаленности от Европы было принято решение проводить эти переговоры в Минске. На сегодняшний день минские соглашения, по сути, являются единственным правовым документом, который может привести в конечном счете к урегулированию так называемого украинского конфликта».

В этом своем ответе Президент Казахстана максимально корректно, исходя из всей современной истории межгосударственных, политико-экономических и других отношений между Казахстаном и Россией дал достойный и обстоятельный ответ.

Самая протяженная в мире граница между государствами –это казахстанско-российская, ее протяженность составляет 7.5 тыс.км. и то, что Первый Президент Казахстана – Елбасы сумел превратить ее в границу дружбы и взаимного доверия, а нынешний Глава государства развивает и укрепляет это наследие – свидетельство преемственности в политике Казахстана по отношению к России и его народу, и залог мира и добрососедства между нашими странами.

Крым и Донбасс – это внутреннее дело Украины и России. Казахстан, со своей стороны, выступает за скорейшую нормализацию украино-российских отношений, прекращение военных действий на Донбассе. Чтобы, наконец, два славянских и братских народа перестали жить во взаимной вражде и ненависти.

Дарья Осинина, политолог из Финансового университета при правительстве РФ в своей статье для РИА «Реалист» пишет: «Таким образом, характеризуя цели и итоги приезда Помпео в Казахстан можно сделать вывод, что поездка является работой на перспективу. Н. Назарбаев плотно держит ситуацию в своих руках, и поменять что-либо в республике при нем не представляется возможным. С другой стороны, абсолютно естественно, что посттранзитный период наступит, и какое место в нем займет Токаев волнует и его самого и его сторонников. Хорошо понимая хрупкость и недолговечность сложившегося статуса-кво, США готовят почву для своих позиций в республике в постназарбаевский период. Поэтому встреча с Токаевым также была важна и занимала особое место в повестке этого турне.

Исходя из этой логики, становится ясно, зачем в разговоре с Токаевым Помпео затронул тему трансферта власти в республике и перспективы «демократических» реформ. То есть визит госсекретаря США носил персонализированный характер, он был направлен на то, чтобы косвенно поднять тему будущего Токаева в постназарбаевский период – что он будет делать, останется ли на политической арене. И «желание» Токаева встретиться с президентом США Дональдом Трампом в «любой точке планеты» - свидетельство того, что и сам Токаев задумывается о своем будущем и игнорировать потенциальных партнеров не собирается. Поэтому манипуляция на персональных перспективах Токаева и есть самая главная цель поездки Помпео в Казахстан. А тот факт, что тематика встреч госсекретаря с Назарбаевым и с Токаевым разнится, еще раз только подтверждает это».

Успех и тот авторитет, который имеет Казахстан как независимое молодое государство - во многом результат реализации двух главных основополагающих и фундаментальных принципов. Первый принцип - "эволюция, а не революция". Второй принцип – "сначала - экономика, потом – политика". И Второй Президент Казахстана К-Ж. Токаев также будет проводит свою внутреннюю политику, исходя из этих назарбаевских принципов.

Базовыми принципами государственной национальной политики будущего преемника будут являться равные права для представителей всех национальных и конфессиональных групп и создание благоприятных условий для деятельности всех конфессий, что сейчас создано Назарбаевым. Благодаря этому в Казахстане на протяжении уже 30 лет не произошло ни одного политического массового столкновения на этнической или религиозной почве.

Токаев также проводит взвешенную и мудрую внешнюю политику, основы которой были заложены Назарбаевым: по отношению – к России, Китаю, США, а также к странам Европейского союза и СНГ.

Независимый Казахстан в годы президентства Назарбаева создал новую политическую систему, сформировал механизмы рыночной экономики, заложил фундамент правового государства, сберег этническое и религиозное согласие в обществе, добился признания в мире. Все это стало прекрасным фундаментом для проведения внутренней и внешней политики нового президента Казахстана и обеспечивает успешность и эффективность транзита власти.

 

 

 

 

 

Комментирование закрыто.