Каждая нация стремится к саморазвитию, к сохранению национального своеобразия, языка, культуры. Эти стремления реализуются в процессе их дифференциации, которая может принимать форму борьбы за национальное самоопределение и создание самостоятельного национального государства.

Советская власть однобоко, односторонне, несправедливо и в своих сугубо имперских интересах использовала это великое понятие. Все мы вышли из бывшего СССР и еще помним, каково было реальное положение родного языка в Казахской ССР/Советском Казахстане. Нам говорили, что в СССР – это самое справедливое и прогрессивное государство, где нет особых языков, все языки народов СССР равны и всем созданы одинаковые хорошие условия для их полноценного развития и существования.

Тем не менее, еще будучи ребенком 5-6 лет (это был конец 60-х годов прошлого века) и поехав к родственникам по линии мамы в Казалы, я сам лично стал свидетелем разговора аксакалов тогда еще маленького по своим размерам аула, которые пришли к выводу, что детей надо отдавать в русскую школу, поскольку знания русского языка и культуры дает шанс получить высшее советское образование в городе и возможность осесть в городе/ах Советского Казахстана. А незнание русского языка и культуры не дает никаких шансов получить высшее советское образование в городе и возможность осесть в городе/ах Казахской ССР. Будешь скотником, трактористом, в общем колхозником и всю жизнь проживешь в ауле.

Кроме того, все в городах Советского Казахстана, начиная от магазинов и кончая каким-либо советским госучреждением, работали лишь на русском языке. Отсюда, без знания русского языка в любом городе Советского Казахстана жить и работать было проблематично. Поэтому, после целины, когда демографический и национальный состав в Советском Казахстане изменился не в пользу коренного населения, коренным жителям для достойного проживания, существования, т.е. жизни надо было освоить, т.е. прекрасно знать русский язык. Хочу сразу заметить, от этого казахи хуже не стали, а может, даже «выросли на целую голову», поскольку вскоре стали достойными конкурентами-специалистами по любой городской работе.

Но, именно тогда сложилась негативная ситуация по родному казахскому языку. В городах Казахской ССР считалось, что это язык кочевников-скотоводов, т.е. имеет отсталый, бесперспективный характер и его не зачем знать. Поэтому большинство нерусского населения не знало казахский язык и даже не ставило перед собой вопроса – о изучении его. Помню, как в русской школе урок казахского языка проходил в самых худших кабинетах школы: около гардероба, туалета, без хорошего ремонта, освещения, часто в таких кабинетах некоторые окна были наполовину разбиты и оттуда дул холодный ветер зимой. Понятно, что подавляющее большинство учеников относились к урокам казахского негативно и просто отрицательно. Тогда как кабинет русского языка и литературы располагался на втором этаже, был прекрасно оснащен и оборудован, кругом портреты русских писателей, цветы, в самом кабинете светло и уютно, чисто и комфортно было заниматься ученикам. Вот такое было реальное отношение к русскому и казахскому языкам в городах Советского Казахстана.

С горбачевской перестройкой перестроились и великодержавники и их местные вассалы и функционеры. Еще раз хочу сказать, что глупо отрицать пользу от изучения русского языка нерусскими народами бывшего СССР. Его надо изучать не потому, что он язык Ленина, а потому, что он язык Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Тур­генева, Достоевского и Толстого, Чехова и Бунина. Его только нельзя изучать вместо родного языка, а наряду с другими языками – английским, фран­цузским, немецким, испанским, арабским и с лю­бым другим языком, но только по добровольному выбору. Единственный язык, который нельзя изу­чать добровольно – это родной язык!

Если Хрущев объявил изучение родного языка делом добровольным, то Брежнев сделал еще один шаг вперед в политике русификации – он объявил русский язык не только межгосударственным язы­ком для национальных республик, но и государ­ственным языком для самих республик и их жите­лей, хотя формально и нет, по крайней мере, опуб­ликованных, юридических актов на этот счет. Тре­тий его шаг был не менее антинациональным: имен­но брежневское руководство заставило советских историков заново переписать всю историю нерусских народов, положив в ее осно­ву новую историческую концепцию.

Новая истори­ческая концепция была не только антинаучной, но и кричаще антиисторической. Сверху были заданы три принципа, которые легли в основу этой новой концепции: первый принцип – все нерусские народы при­соединились к царской империи якобы сами, добро­вольно; второй принцип – все национально-освободи­тельные движения, противодействовавшие этому, были реакционными движениями; третий принцип – включение этих народов в со­став старой царской империи было исторически прогрессивным актом для них. Необходимо заметить, что в своем докладе к 60-летию образования СССР Андропов центральным пунктом своей националь­ной программы сделал старый утопический тезис большевизма о слиянии всех наций в одну нацию, тезис, от которого потом молчаливо отказался сам Ленин, когда возглавил многонациональную Рос­сию. Однако после его смерти Сталин и его наслед­ники вернулись к этому «первобытному лениниз­му».

Независимый Казахстан во главе с его Первым Президентом — Елбасы Н.А.Назарбаевым, начиная с 1991 года и по современное время, сумел успешно применить формулу — важности формирования и практической реализации эволюционного взгляда на развитие общества и государства. Елбасы всегда уделял самое высокое и серьезное внимание национальному вопросу или межнациональным отношениям в республике.

Основными конституционными принципами государственной национальной политики в Республике Казахстан являются: — учет особенностей и основных тенденций в сфере межнациональных отношений, что играет важнейшую роль в реализации национальной политики; — равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям; — запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; — сохранение исторически сложившейся целостности республики; — гарантия прав народов, проживающих на территории Казахстана в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Республики Казахстан; — содействие развитию национальных культур и языков народов Республики Казахстан; — своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов; — запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды; — защита прав и интересов граждан Республики Казахстан за ее пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с исторической родиной в соответствии с нормами международного права.

Все эти принципы в настоящее время воплощены в жизнь. Базовыми принципами государственной национальной политики являются равные права для представителей всех национальных и конфессиональных групп и создание благоприятных условий для деятельности всех конфессий.

Некоторые могут возразить: «А недавние события в Кордае?»

По некоторым источникам, этими т. н. кордайскими событиями дирижировали из заграницы и компетентные органы ведут расследование. Некоторые зачинщики кордайских беспорядков уже задержаны.

Таким образом, межнациональные отношения — материя особенно тонкая. Нарушение или ущемление национальных интересов, дискриминация отдельных наций порождают чрезвычайно сложные проблемы и конфликты. В современном мире существуют межнациональные конфликты, вызванные различными причинами.

Следует заметить, что международное сообщество при решении межнациональных конфликтов исходит из приоритета государственной целостности, нерушимости сложившихся границ, недопустимости сепаратизма и связанного с ним насилия.

Тем не менее нашему государству в своей национально политике нужно руководствоваться соблюдением гуманистических принципов политики в области национальных отношений: 1) отказа от насилия и принуждения; 2) поиска согласия на основе консенсуса всех участников; 3) признания прав и свобод человека важнейшей ценностью; 4) готовности к мирному урегулированию спорных проблем.

Самое главное, что в казахстанской национальной политике нет советской традиции произносить т. н. здравицы в честь старшего брата. То есть выдавать желаемое за действительное. В СССР и советской национальной политике было много сказок, много вранья. И вот когда от сказок и вранья очнулись во время горбачевской перестройки, то страшно удивились тому, как на самом деле обстоят дела.

Новости Казахстана. Алтын Орда

 

Рубрика: