Сегодня, 9 июня сего года, на сайте «Абай. КЗ» вышла статья Армана Рахмета под названием «Әртүрлі ұрандардан шаршадым», что буквально в русском переводе – «Я устал от разных лозунгов».

Привожу всю статью в моем переводе на русский язык:

«Казахское ханство было основано в 15 веке, а через несколько лет европейцы открыли Америку за океаном. В то время европейцы стали использовать на войне новое оружие —ружье с фитилем. В Китае гильзы для боеприпасов появились еще 4 века назад. Двумя веками позже, в конце 17 века, европейские народы упразднили ружье и заменили его новым.

В то же время в нашей стране использование ружей с фитилем только началось, и не то что массово, а лишь единичными экземплярами. В основном, когда армии Европы, России и Китая были вооружены ружьями и пушками, наши ханы и вельможи вооружали армию только мечами и копьями. Ведь даже джунгары применяли против нас пушки (полученные из России).

Мало того, что не могли себе позволить купить ружье, богатые казахи даже не знали точное количество своего скота. Как нами сейчас прославляемые наши ханы, султаны и батыры позволили нам отстать от наших соседей в военном отношении? Это не ложь. Известно, что вместо того, чтобы развиваться вместе, они убивали друг друга и каждый думал только о себе.

Наконец, когда Российская империя постепенно начала строить свои военные укрепления в нашей стране, мы потеряли дар речи, ведь у них были ружья и пушки, у нас были сабли, дубины и копья! Мы сейчас говорим, что наши предки защищали землю, но согласно истории защитить ее не смогли, наоборот, потеряли. Кто знает, где бы мы были сейчас, если Россия не была захвачена красными и не распался СССР в 1991 году.

Я пишу все это не потому, что мне скучно, а потому, что мне грустно, что мы до сих пор не извлекли уроков из своего исторического прошлого. С момента обретения независимости вместо того, чтобы учиться у передовых стран, мы «едим» свою страну. Наши люди до сих пор убивают друг друга, заботясь лишь только о себе и своих интересах.

Вот почему я никогда никого не критикую, как бы это мне не нравилось. Конечно, кто-то винит во всем Россию, кто-то винит восточного соседа, а кто-то даже винит деньги по ту сторону океана. Но в итоге мы не хотим признавать, что мы сами во всем виноваты. Я устал от разных лозунгов. Только один вопрос — когда мы все будем двигаться вперед как один?

Мне как преподавателю – историку абсолютно ясно, что основным или фундаментальным вопросом исторической науки Казахстана должен стать вопрос «кто мы и почему?», т. е. вопрос о причинно-следственных связях, которые тянутся из прошлого в настоящее, вопрос о движущих силах развития человеческого общества, закономерностях и факторах, влияющих на это развитие. Несомненно, что нет никакого смысла приступать к поиску ответа на этот вопрос, не узнав сначала о том, как все происходило в прошлом.

Поскольку вопрос «почему?» не просто делает историю наукой, а придает историческому знанию актуальность с точки зрения сегодняшнего и завтрашнего дня, ведь человеческое общество продолжает развиваться, а корни многих сегодняшних явлений и проблем уходят глубоко в прошлое. Другое дело, что найти ответ на этот вопрос бывает порой весьма очень трудно. Но это не значит, что его не надо искать. Это значит, что у нас, историков, впереди еще много работы.

И еще, на наш взгляд, если бы история дала возможность великим сынам Казахстана и Алашского движения реализовать все свои замыслы и идеи на практике в начале ХХ века, то наш Казахстан был бы второй Японией.

Эта страна в последней трети ХІХ века совершила реформы, которые вошли в историю под названием «революция Мэйдзи», они неузнаваемо изменили облик Японии. Из отсталой средневековой страны она превратилась в современную державу на Азиатском континенте и мирового сообщества. Именно таким бы стал наш Казахстан еще в 1-й половине ХХ века!

 

Рубрика: