АЛТЫНОРДА
Блог Керимсала ЖубаткановаНарод в потоке историиНовости Казахстана

[:ru]Керимсал Жубатканов. Госсекретарь опубликовал статью, объясняющую конституционную реформу[:]

[:ru]

Вчера на сайте «Абай КЗ» вышла статья под названием «Мемлекеттік хатшы конституциялық реформаны түсіндіру туралы мақала жариялады» (https://abai.kz/post/151575) или в переводе на русский язык – «Госсекретарь опубликовал статью, объясняющую конституционную реформу».

Предлагаем ее перевод на русском языке:

«Конституционная реформа является важным шагом в реализации программы политических реформ, изложенной в Послании Президента народу Казахстана в марте 2022 года. Проект конституционных изменений основан на потребностях граждан и будет осуществляться в интересах общества в целом. Проект изменений в Конституцию разрабатывали известные юристы и специалисты в области конституционного права. Он получил положительную оценку Конституционного Совета. Все изменения и дополнения в Конституцию взаимосвязаны и имеют общую цель. В частности, он призван сформировать правовую базу для следующих процессов: радикальный переход от модели суперпрезидентского правления к президентской республике; Перераспределение ряда полномочий; Укрепить роль и статус парламента; расширение участия населения в управлении страной; Совершенствование способов защиты прав граждан.

Проект закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» официально опубликован в республиканской печати 6 мая. Сложно понять разницу между действующей и новой редакцией Конституции, поэтому, чтобы она была понятна стране, отдельные статьи и пункты Основного закона были разделены на несколько частей.

Президент говорил о радикальном переходе от модели суперпрезидентского правления к президентской республике: «Конституционная реформа создает баланс и оптимизацию отношений между ветвями власти. Он также обеспечивает максимальную независимость президентского института».

Отсюда, статью 43 Конституции нужно дополнить третьим абзацем. В нем указано, что Президент Республики Казахстан не может состоять в политической партии при осуществлении своих полномочий. Согласно этой логике, также запрещается состоять в партиях председателям и судьям Конституционного суда, Верховного суда и других судов, председателям и членам Центральной избирательной комиссии, Высшей контрольно-ревизионной палаты (новая редакция ст. 23 п. 2 Конституции).

В результате усилится политическая конкуренция, все политические партии будут иметь равные возможности для развития, будут приниматься независимые и справедливые решения. Глава государства должен быть неотъемлемым гарантом равных возможностей для всех граждан.

Поэтому в статью 43 Конституции добавляется пункт 4. В нем указано, что «близкие родственники президента не имеют права занимать должности государственных служащих, руководителей субъектов квазигосударственного сектора».

Статья 46, пункт 4 статьи 46, определяющий статус и полномочия Первого Президента в соответствии с Конституцией и конституционным законом, будет изъята из закона. Статья 91 Конституции исключает положение о статусе Первого Президента как основателя независимого Казахстана (новая редакция пункта 2 статьи 91 Конституции).

В результате конституционной реформы будут расширены полномочия органов местного самоуправления и самоуправления местных представительных и исполнительных органов, ответственных за ситуацию на соответствующей территории. Законопроект предусматривает отмену полномочий Президента по отмене или приостановлению действия полностью или в части актов акимов областей, городов республиканского значения и столицы (новая редакция п. 3 ст. 44 Конституции).

Он также предусматривает отмену полномочий Президента по освобождению от должности акимов районов, городов и сельских округов (новая редакция пункта 4 статьи 87 Конституции). Существенно изменится и порядок компетенции акимов областей, городов республиканского значения и столицы. Согласно новой редакции пункта 4 статьи 87 Конституции, они теперь назначаются Президентом с согласия депутатов маслихатов, расположенных в области, или депутатов маслихатов городов республиканского значения и столицы.

При этом Глава государства выдвигает и голосует не менее чем за двух кандидатов. Получившим согласие считается кандидат, получивший большинство голосов депутатов, принявших участие в голосовании. Таким образом, полномочия Президента по отношению к местному самоуправлению будут сокращены, и они будет сосредоточены в руках акимов на региональном уровне за счет значительного повышения роли маслихатов.

Количество президентских квот в Сенате будет сокращено с 15 до 10 депутатов. Пять из них представлены Ассамблеей народа Казахстана (новая редакция пункта 2 статьи 50 Конституции). Полномочия Сената дополняются рядом прав. В частности, Сенат вправе утверждать кандидатуры на должности председателей Конституционного Суда и Высшего судебного совета, вносимые Президентом (новая редакция подпункта 4 статьи 44, подпункта 2 статьи 55 и пункта 4 статьи 82 Конституции).

Институт конституционного контроля будет модернизирован за счет создания Конституционного суда (вместо действующего Конституционного совета). Конституционный суд состоит из 11 судей (в настоящее время 7 членов Конституционного совета). Состав Конституционного Суда формируется следующим образом: 6 судей назначаются Парламентом (по 3 судьи в Мажилисе и Сенате), 4 судьи назначаются Президентом.

Председатель Конституционного Суда назначается Президентом с согласия Сената, как указано выше (подпункт 1 статьи 57, подпункт 7 пункта 3 статьи 58 и новая редакция статьи 71 Конституции) «Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета будет преобразован в Высшую счетную палату. Его председатель отчитывается перед депутатами Мажилиса два раза в год (новая редакция подпункта 2 статьи 53 Конституции, новый подпункт 3-1 пункта 1 статьи 56 Конституции).

Институт государственного секретаря будет переименован в институт государственного советника (новая редакция подпункта 19 статьи 44 Конституции). Он занимается разработкой предложений и рекомендаций Президенту.

В результате конституционной реформы существенно изменится законодательная ветвь власти. Благодаря этому роль и статус парламента и его палат будут значительно усилены. Как указывалось выше, Президент получает согласие Сената на назначение председателей Конституционного суда и Высшего судебного совета. Президент назначает в Сенат 10 депутатов вместо 15. Пять из них назначаются по представлению Ассамблеи народа Казахстана (новая редакция пункта 2 статьи 50 Конституции).

В этом случае квота Ассамблеи народа Казахстана в Мажилисе будет передана Сенату. Его количество будет сокращено с 9 до 5 депутатов. Соответственно, общее количество депутатов Мажилиса будет сокращено со 107 до 98 (новая редакция пункта 3 статьи 50 Конституции). Депутаты Мажилиса избираются по смешанной избирательной системе, т. е. по пропорционально-мажоритарной системе (новая редакция пункта 3 статьи 50 Конституции).

Смешанная избирательная система позволяет обеспечить полное соблюдение прав всех граждан и защиту интересов избирателей. Будет введено право избирателей отзывать свои мандаты у депутатов Мажилиса, избранных по одномандатному округу (новая редакция пункта 5 статьи 52 Конституции). В результате будут укреплены традиции демократии, сформируется новая политическая культура, основанная на взаимной ответственности и доверии между депутатами и избирателями.

В Основном законе четко и недвусмысленно закреплено, что земля и недра, вода, растительный и животный мир и другие природные ресурсы принадлежат народу. Права собственности осуществляются государством от имени народа (новая редакция пункта 2 статьи 1 Конституции). Как указывалось выше, депутаты Мажилиса избираются по смешанной избирательной системе: на территории единого общенационального округа по пропорциональной системе, а также по одномандатным территориальным округам (новая редакция пункта 3 статьи 50 и пункта 3 статьи 51). 1 Конституции).

Также появится возможность отзывать мандат депутатов Мажилиса, избранных по одномандатному территориальному округу (новая редакция пункта 5 статьи 52 Конституции). Акимы областей, городов республиканского значения и столицы назначаются Президентом с согласия всех депутатов маслихатов области (города) и на альтернативной основе выдвигаются не менее двух кандидатов (новая редакция пункта 4 статьи 87 Конституции).

Таким образом, будут усилены гарантии государственного управления и самоуправления, осуществляемого местными представительными и исполнительными органами, ответственными за развитие конкретного региона.

Способы защиты прав граждан будут также совершенствоваться. Как было сказано выше, Конституционный Совет будет реорганизован в Конституционный Суд. По обращению граждан Конституционный Суд рассмотрит соответствие нормативных актов Республики Казахстан, непосредственно связанных с их конституционными правами и свободами, Конституции Республики (новая редакция статей 71-74 Конституции).

Решение об отмене смертной казни оформляется на конституционном уровне (новая редакция пункта 2 статьи 15 Конституции). Компетенция прокуратуры, ее формирование и порядок деятельности устанавливаются Конституционным законом (новая редакция пункта 4 статьи 83 Конституции). Это должно усилить системную работу правоохранительных органов и осуществлять контроль за соблюдением законности на территории Республики Казахстан от имени государства в соответствии с законом.

Положения новой статьи 83-1 Конституции наделяют Уполномоченного по правам человека иммунитетом. Оно не зависит ни от каких других государственных органов и должностных лиц в деле защиты прав и свобод граждан и ни перед кем не подотчетно. Он может обратиться в Конституционный суд в своей работе. Правовой статус и организация деятельности Уполномоченного по правам человека определяются Конституционным законом. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что конституционная реформа расширит возможности участия граждан в управлении страной и по-настоящему демократизирует политический процесс».

Вот самое главное, что было представлено в статье госсекретаря РК о Конституционной реформе.

Altyn-Orda.kz

[:]