07 сентября, 2013 28 комментариев

Валихан ТУЛЕШЕВ. Тюрки после Шынгысхана. Между Ясой и Кораном.

народОсновная цель данного аспекта геополитического исследования – понять, почему единство тюрков, которое на протяжении тысячелетий было одним из главных факторов развития Евразии, после смерти Чингисхана обернулось политической дезинтеграцией, разделением на царства, ханства и улусы? Почему единое для всех тюрков тенгрианское мировоззрение не смогло сохранить политическую целостность, не уберегло от дезинтеграции ее социальной структуры?

      Ответы на эти вопросы являются своего рода барьером для понимания самой сути реформаций общественных отношений, происходящих по мере развития социально-экономической структуры того или иного общества. И те, кто не может правильно ответить на эти вопросы, остаются в плену старых понятий, строя иллюзии «исторической достоверности», правильности. Те же, кто верно отвечает на эти вопросы, понимают значение конкретных событий и обобщающих форматов.

Так, до определенной поры, пока этническая группа, к которой принадлежал Чингисхан, не эволюционировала в социальные и политические институты путем выделения из империи Чингисхана — Великого Вечного Народа (Улы Мангi Ел) — империи Юань, Улуса Джучи (Золотая Орда), Чагатайского улуса и государства Хулагу, пока  в данных структурах господствовал кодекс Ясы — собрания законов, основанных на  почитании Вечного Неба (Тенгри) и этических нормах Тенгрианства, до этого времени ее самоидентичность не разрушалась и политической дезинтеграции не происходило. Доктрина Вечного Неба (Кок Мангi Тенгри), повелевавшая, чтобы Чингисхан и его сыновья правили всей землей,  давала полный ответ на вопрос, почему в империи были отвергнуты все мировые религии в качестве государственного вероучения. Ибо Тенгрианство само было имперской религией Великого Вечного Народа, поскольку было его исходным мировоззрением и поскольку именно Тенгрианство самым простым и понятным способом объясняло притязания к светской власти, и всегда было сопряжено со стремлением к ней.

Идентичность (каганатская, ордынская) стала разрушаться с проникновением в Орду мусульманских воззрений и ценностей в сознание господствующей элиты, когда Берке-хан принял ислам. С тех пор, халифатские теократические представления стали становиться характерной чертой и частью идеологии государственного устройства и более пассионарный исламский проект в силу своей более развитой социальной платформы и более современного культурно-исторического качества, медленно, но верно стал занимать освобождающиеся под его давлением ниши этнического сознания, которые раньше занимало Тенгрианство. Светскость мировоззрения Тенгри Великого Вечного Народа стала в противоречие с нарождающейся  новой теологической конструкцией, которая более конкретно ставила вопросы социального образа жизни и действий, где присущая Тенгрианству мифологизированность обоснования социальных актов не могла объяснить их метафизического существа и стала заменяться уже исламскими теоретическими конструктами, теократическим обоснованием. Следствием этого растущего духовного антагонизма, со временем достигшего своего пика,  стала  жизнь и деятельность Тимура, находившегося под сильным влиянием мусульманской культурной традиции и считавшего ислам, к тому времени распространяемый суфийскими шейхами по Великой Степи, важнейшей духовной субстанцией человека.

нар

Как пишет А.Г.Юрченко, при Чингисхане «единство империи и благополучие правящего  дома диктовали соблюдение Ясы, а Яса устанавливала приоритет имперских законов над религиозными законами. На практике мусульман устраивал закон о свободе их вероисповедания, но не устраивало то, что такая же свобода дана и другим конфессиям. Скрытый конфликт можно обозначить как противостояние Ясы и Корана, Тенгри и Аллаха. Только с распадом Монгольской империи в середине XIV в. ислам восторжествовал в Золотой Орде, Иране и Чагатайском улусе»[1].

С одной стороны, суфизм прямо не отрицал тенгрианских традиций: оставался в обиходе тенгрианский календарь Мушел, народные культура (культура стыда, культура быта, гостеприимства и т.д.) и обычаи. Однако, с другой стороны, развитие государственности требовало канонизации символов  веры и власти, приведения к глубокой онтологизации теологических конструктов, следовательно, вело к исламизации жизни тюрков. Это отчасти объясняет тот факт, как Тимур обошелся с чингизидами, поочередно расправляясь с ними и создавая свою собственную империю с возвышенной до блеска столицей – Самаркандом. В этом смысле, всей своей деятельностью и всей своей жизнью Тимур решал скрытый метафизический конфликт Ясы и Корана, Тенгрианства и Ислама, обозначив более глобальный тренд духовной жизни.  Данный метафизический формат дополнения/взаимопроникновения тенгрианских и исламских духовных оснований жизни тюрков чрезвычайно важен для понимания путей достижения будущего духовного единства как развивающегося в целом тюркского мира, так и для каждого отдельного тюркского этноса.

 


[1] А.Г.Юрченко. Золотая Орда: между Ясой и Кораном (начало конфликта). Книга-конспект. – СПб.: ЕВРАЗИЯ, 2012. С.20-21.

Загрузка...

(28) Комментарии

  1. Муса says:

    бред какой-то

  2. Аноним says:

    Посыл понял, Ваш взгляд мне интересен.

  3. Муса says:

    До Чингиз-хана а не после него была дезинтеграция. Хазары приняли иудаизм, Караханиды и другие тюрки приняли ислам, частично тюрки были буддистами (например, уйгуры), были христиане,а некоторые оставались тенгрианцами.

  4. Аноним says:

    мне хотелось бы прочитать какую нибудь статью про христианство несторианского толка. Слышал что до ислама найманы как и большинство протоказахских племен исповедовали это. Интересно кто нибудь знает? Дайте ссылку

  5. тахина says:

    Глупости. Амир Темир уничтожал конкурентов,а не носителей Тенгрианства. Он уничтожал царствующую династийную линию,не из-за ненависти к Тенгрианству,а в борьбе за власть. Разве у Шайбанидов не уничтожались за ночь душителями целые правящие семьи впавшие в немилость? Попытка разделить Ислам и почитание Вечного Синего Неба,это попытка разделить воды одной реки. Тенгри-Танир -это скорее предчувствие Всевышнего кочевником,это то понимание Бога,к которому кочевая цивилизация пришла сама,без пророков и Святых Писаний. Ислам всего лишь конкретизировал,раскрыл,дополнил это ощущениеБога. Ислам все расставил по местам. Почтительное отношение к природе,понимание святости Мироздания,были открыто подтверждены учением Ислама. Морально-этические нормы,строжайший запрет на кровосмешение,уже были у кочевников Великой Степи,еще задолго до прихода Ислама,в то время как у кочевников Аравии,только Ислам остановил кровосмесительство. Когда Ислам пришел в наши степи,он прижился не потому,что его насильно навязывали-арабы потерпели здесь сокрушительное поражение(как впрочем и все кто приходил сюда раньше их),а потому что он органично дополнил и сложил в стройную систему все мировозрение номадов.

  6. Аноним says:

    Тахина, я восхищен. Вы так много знаете. Вы наверное и Ясу читали. И можете сравнить с Кораном и Шариатом.

  7. тахина says:

    Аноним ты запарил уже,отстань от меня!

  8. Аноним says:

    А что мы знакомы?

  9. тахина says:

    Анониму. Надеюсь нет,но на другой ветке один прикопался. Когда совесть нечиста,всюду черти мерещатся.))))

  10. Аноним says:

    все скобки раскрой интересно или ссыль дай

  11. ?! says:

    Столько многословия в комментах:))) Религию народа выбирает правитель а не озарение этого народа:))) Римляне после гонений на христиан,сами стали христианами:))))В христианской России:)) в 17 веке проводились массовые крещения в реках(якобы христиан) по приказам власти. Так и в ЦА -политика и экономика требовали идентификации с сильными странами и ислам был принят сначала ханами.Потому что ханы решали кого слушать-китайцев,шаманов,или багдадцев:))))Религии рождаются,расцветают,приходят к упадку-так было всегда и наверное будет:)))

  12. Аноним says:

    Тем не менее Тахина права в главном, тенгрианство очень близко казахам по духу:
    «О высоких морально-этических нормах, бытовавших в обществе скотоводов «Туранской равнины» (Энгельс), неоднократно сообщается в древнейших письменных источниках разных европейских и азиатских народов. Особенно часто в трудах древнегреческих авторов. «… Саки, пастыри овчие, скифского рода, самые меж людей справедливые…» (греч. поэт VI до н.э. Хэрил); «… Саки, пасущие овец – скифские племена. Они живут в Азии. Потомки справедливых кочевников, они не гонятся за богатством, друг перед другом честны. Они кочуют в повозках, пьют молоко. Препятствуют развитию частной собственности, всей собственностью пользуются сообща…» (греч. ученый IV в. до н.э. Эфор)21. А вот что пишет о них греческий автор I в. до н.э. Псевдо-Анахарсис: «… Зависть и страх суть великие доказательства низкой души: за завистью следует печаль от благополучия друзей и сограждан, а за страхом – надежды на пустые слова. Скифы не одобряют таких людей, но радуются чужому благополучию и стремятся к тому, чего им возможно достигнуть; а ненависть, зависть и всякие пагубные страсти они постоянно всеми силами изгоняют, – как врагов…»21.

    Спустя полторы тысячи лет аналогичную характеристику тюркским кочевникам дадут средневековые авторы: «… Взаимной зависти у них нет, среди них нет никаких тяжебных ссор, никто не презирает другого, но помогает и поддерживает насколько может. Все они достаточно дружны между собой, и даже когда у них мало пищи, они вполне охотно делятся ею между собой…» (итал. монах Плано Карпини);29 «… Тюрки не знают ни лести, ни обмана, ни лицемерия, ни наушничества, ни притворства, ни клеветы, ни высокомерия к близким, ни притеснения сотоварищей…» (араб. историк аль-Джахиз)29.

    С высокими нравственными нормами, господствовавшими в идеологии степных туранцев, многие исследователи прямо связывают и военное превосходство их конных войск над абсолютным большинством армий древности и средневековья. По мнению современного украинского историка А.В. Симоненко: «… Немаловажную роль в консолидации кочевого войска играли идеология и морально-волевые качества воинов. В сознании номадов как высшие ценности культивировались личная храбрость, воинская доблесть, презрение к смерти, а в отношении товарищей по оружию – дружба и самопожертвование…»30. Тем самым исследователь Симоненко приходит к тому же выводу, который полутора столетиями ранее сделал историк Григорьев: духовные качества степных туранцев были столь же важным фактором их общих военных успехов, как и преимущество тактики и вооружения кочевнических войск.

    На этих нравственных нормах, доминировавших в обществе туранских скотоводов, как раз и основывались столь важные для всей прежней евразийской аристократии понятия о долге и чести. Именно это духовно-нравственное, а не военное превосходство определяло историческую легитимность многотысячелетнего социально-политического господства скотоводов Турана над обитателями завоеванных ими регионов континента.

    Древнее население Турана являлось обществом духовно развитых людей с прочно сформировавшимися представлениями о добре и зле. В таком обществе и должна была впервые возникнуть идея о невидимой, но беспредельно могущественной вселенской силе, космическом божестве, требованиями которого и было обусловлено существование в нем столь высоких нравственных норм. Это верование, охарактеризованное отдельными исследователями как «чистый теизм» скотоводов Турана, более известно под названием «тенгризм» (Жан-Поль Ру) или «тенгрианство»31.»

  13. Аноним says:

    В отличие от религий, созданных пророками и их последователями, тенгрианство, не имевшее собственного письменного изложения, возникло естественным эволюционно-историческим путем. Оно сформировалось на основе мировоззрения, воплотившего в себе религиозные и мифологические представления древнейших туранцев. Тенгрианство, основывающееся на признании олицетворяющего собой созидательное начало Высшего разума, безусловно, является древнейшим монотеистическим вероучением. По мнению ученых, данная религиозная традиция туранских скотоводов сложилась примерно за пять столетий до новой эры, однако ее истоки теряются в пучине веков. Исследователи раннесредневекового тенгрианства пришли к выводу, что оно является развитой религией, сформировавшейся вследствие многотысячелетней эволюции, и образ невидимого создателя мира Тенгри возник у тюрков в глубочайшей древности.

    Называемое «поклонением Небу», тенгрианство было изначально основано на культе Солнца – главного источника жизни на Земле и астрономического символа созидательного «мужского начала», культурными носителями которого в истории человечества выступили скотоводы Турана. Именно Солнце являлось основным объектом почитания у населения Туранской равнины, от ее неолитических обитателей до казахских кочевников нового времени. С культом Солнца был тесно связан и характерный для всех туранцев культ огня, символизирующего вместе с Солнцем огненную мужскую стихию. Слово «солнце» и лежит в основе имени бога Танира (Танри), или Тенгри (Тенгира), которое переводится как «солнечный» (каз. тан, тувин., туркм. дан, англ. dawn (дон) – «рассвет, утро, заря»; архаичн. знач. «солнце»/русск. «день»). Специалистам-религиоведам хорошо известно о взаимосвязи культа Неба и Солнца. Указывая на эту связь, известный исследователь ранних форм религии Л. Штернберг пишет, что «…всякий раз, когда мы встречаемся с божеством Неба, мы видим, что за культом Неба непременно скрывается культ Солнца…»32.

    Тенгрианство, с его верой в единого Бога, стало древним степным первоисточником, или культурно-историческим исходным ядром монотеистических ближневосточных вероучений – иудаизма, христианства, ислама и более раннего египетского единобожия – культа невидимого солнечного бога Атона. В связи с этим не удивляет заключение российского ученого Ю.Н.Дроздова о том, что существующие исторические данные «…свидетельствуют о том, что раннее христианство, как религия, формировалось в тюркскоязычной среде…»14.

  14. Аноним says:

    Тахина права, Ислам не вытеснил Тенгрианство, а дополнил и обогатил его. Не следует забывать и то, что основы как Ислама так и Христианства были заимствованы у Тенгрианцев. Отсюда поверие, что ранние тюрки были христианами. Не были они христианами, они были Тенгрианцами. А христианство, это, можно сказать, ответвление тенгрианства. Христианство было извращено европейцами, что побудило тюрков отвернуться от него. Но тенгрианская суть веры сохранилась в Исламе, поэтому тюрки восприняли Ислам.
    И тогда и сейчас Ислам и Тенгри — две равных части души кочевника, не случайно ведь казахи по сей день, молясь Аллаху, в конце прибавляют «Танир колдасын».

  15. Аноним says:

    Вы наверное заметили БОГ посылает пророков к падшим народам (евреи, арабы). А тюрков БОГ использует как свой карающий меч, например гиксосы-тюрки, в прах развеяли семитское гос-во терроризировавший всех соседей, Османская империя гордо носила над собой зеленое знамя ислама и увеличила территорию муслимов. Бейбарс единственный правитель сдержавший орды Чингисхана. Современная Турция единственная мусульманская (тюркская) государство которая осудила официально убийства уйгуров китайцами, когда все арабы даже пальцем не пошевелила, хотя могли прекратить подачу нефти и было бы кранты с экономикой ханьцев. Я не удивлюсь что через какое-то время объединеные войска Тюрков сметут западников-каталиков или раздробят китай на мелкие гос-ва. Так что роль Тюрков очень велико при создании истории, и я считаю Тюрков карающим мечом Всевышнего. Время покажет.

  16. Аноним says:

    Анониму, а ты Ясу в глаза видел? Билик читал? или так просто троллинг не о чем…

  17. Аноним says:

    так просто троллинг не о чем…
    __
    Да чё там, мы так и поняли…

  18. Аноним says:

    Ясы не читал. А что надо было?

  19. Аноним says:

    Ясы не читал, Билик в глаза не видел, что такое Адат понятия не имею, про Коран слышал…
    Не читал, но осуждаю!
    Да нагыз казаху этого и не надо.
    Достаточно мифов Тулешева, Даниярова и Ельдосова…

  20. тахина says:

    Мифы мифам рознь. Нет ничего мифологичнее советской истории. Помните у Солженицына-бабы с плачем бежали за отступающими немецкими солдатами,с которыми уже практически создали семьи. А что мы читали в советских книгах-мифах типа Молодой Гвардии???

  21. Аноним says:

    А что мы читали в советских книгах-мифах типа Молодой Гвардии???
    ___________________

    Неужели Молодя Гвардия миф? Из пальца высосанная история?

  22. тахина says:

    Да. Фадеев из-за чего покончил с собой,когда книга завоевала огромнейшее доверие?

  23. Молодая гвардия says:

    Первые сведения о краснодонской подпольной организации «Молодая гвардия» появились в фронтовой газете «Сын отечества» от 18 апреля 1943 года, затем в газетах «Социалистическая родина» и «Ворошиловградская правда». Первыми советскими журналистами, написавшими в 1943 году книгу о подвиге подпольной организации «Молодая гвардия» и ее руководителе Олеге Кошевом, стали Владимир Лясковский и Михаил Котов. Уже весной 1943 года в Краснодон направляют специальную комиссию ЦК ВЛКСМ для сбора материалов о возникновении и деятельности «Молодой гвардии». Впоследствии для исследования деятельности «Молодой гвардии» не раз создавались специальные комиссии, на различном уровне всесторонне исследовавшие деятельность как самой «Молодой гвардии», так и всего краснодонского подполья в целом.

    Подпольные группы молодёжи возникли в Краснодоне сразу после оккупации его немецкими войсками. К сентябрю 1942 года в них вступают оказавшиеся в Краснодоне бойцы Красной Армии, солдаты Евгений Мошков, Иван Туркенич, Василий Гуков, матросы Дмитрий Огурцов, Николай Жуков, Василий Ткачёв.

    В конце сентября 1942 года молодёжные подпольные группы объединились в «Молодую гвардию», название было предложено Сергеем Тюлениным. Командиром организации стал Иван Туркенич. Кто же был комиссаром «Молодой гвардии», до сих пор неизвестно. Даже сами члены организации, которым удалось выжить, меняли свои показания, указывая то на Олега Кошевого, то на Виктора Третьякевича. Членами штаба были Георгий Арутюнянц — ответственный за информацию, Иван Земнухов — начальник штаба, Олег Кошевой — ответственный за безопасность, Василий Левашов — командир центральной группы, Сергей Тюленин — командир самой боевой группы. Позже в штаб были введены Ульяна Громова и Любовь Шевцова. Подавляющее большинство молодогвардейцев были комсомольцами, временные комсомольские удостоверения печатались в типографии организации вместе с листовками.

    15, 16 и 31 января 1943 года оккупанты частью живыми, частью расстрелянными сбросили в шурф шахты № 5 71 человека, среди которых были как молодогвардейцы, так и члены подпольной партийной организации. 9 февраля в городе Ровеньки в Гремучем лесу были расстреляны Олег Кошевой, Любовь Шевцова, Семён Остапенко, Дмитрий Огурцов, Виктор Субботин, ещё 4 человека были расстреляны в других районах. Всех молодогвардейцев перед смертью подвергали пыткам и истязаниям.

    14 февраля 1943 года город Краснодон был освобождён Красной Армией.

    Расправы в Краснодоне удалось избежать двенадцати молодогвардейцам:
    Борисов Василий — покинув Краснодон, переселился в г. Новоград-Волынский Житомирской области, где вновь включился в подпольную борьбу с оккупантами. Подполье потерпело провал, и Борисов был расстрелян гитлеровцами 6 ноября 1943 года;
    Ковалёв Анатолий — был арестован 28 января 1943 года. 31 января он бежал из-под расстрела, затем покинул Краснодон и пропал без вести; по некоторым данным, опубликованным в газете «Вечерний Ростов» в 1973 году, он не пропал без вести. В госпитале инвалидов ВОВ в Ростове-на-Дону проживал человек (полностью слепой и слабо контактный), который называл себя А. Ковалевым, членом «Молодой Гвардии»;
    Сафонов Степан — погиб в те же дни: перейдя линию фронта и влившись в ряды Красной Армии, он пал 20 января в боях за освобождение Каменска;
    Туркенич Иван — после освобождения Краснодона ушёл с действующей армией и был смертельно ранен 14 августа 1944 в бою за польский город Глогув. Похоронен в городе Жешуве.

    Лишь восемь членов «Молодой гвардии» пережили Великую Отечественную войну:
    Арутюнянц Георгий — служил в Вооружённых Силах политработником, скончался 26 апреля 1973;
    Борц Валерия — служила в Вооружённых Силах переводчиком, скончалась 14 января 1996;
    Иванцова Нина — работала на комсомольской и партийной работе, скончалась 1 января 1982;
    Иванцова Ольга — работала в торговле, скончалась 16 июня 2001;
    Левашов Василий — служил в Военно-морском флоте на политической и преподавательской работе, скончался 10 июля 2001;
    Лопухов Анатолий — служил в Вооружённых Силах политработником, скончался 5 октября 1990;
    Шищенко Михаил — работал на административных должностях в угледобывающей отрасли, скончался 5 мая 1979;
    Юркин Радий — служил в авиации, затем работал на предприятиях Краснодона, скончался 16 июля 1975.

    Судьба Фаины Лодкиной и Надежды Щербаковой неизвестна.

    Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 сентября 1943 молодогвардейцам Ульяне Громовой, Ивану Земнухову, Олегу Кошевому, Сергею Тюленину, Любови Шевцовой было присвоено звание Героя Советского Союза. Впоследствии, 5 мая 1990 года, это звание было присвоено также командиру подпольной организации Ивану Туркеничу.

    3 участника «Молодой гвардии» награждены орденом Красного Знамени, 35 — орденом Отечественной войны 1-й степени, 6 — орденом Красной Звезды, 66 — медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й степени.

    Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 декабря 1960 года В. И. Третьякевич посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени.

    В 1993 году в Луганске прошла пресс-конференция специальной комиссии по изучению истории «Молодой гвардии». Как писали тогда «Известия» (12.05.1993), после двух лет работы комиссия дала свою оценку версиям, почти полвека будоражившим общественность. Выводы исследователей сводились к нескольким принципиальным моментам. В июле-августе 1942 года после захвата фашистами Луганщины в шахтерском Краснодоне и окружающих его поселках стихийно возникли многие подпольные молодежные группы. Они, по воспоминаниям современников, назывались «Звезда», «Серп», «Молот» и т. п. Однако ни о каком партийном руководстве ими говорить не приходится. В октябре 1942 года Виктор Третьякевич объединил их в «Молодую гвардию». Именно он, а не Олег Кошевой, согласно выводам комиссии, стал комиссаром подпольной организации. Участников «Молодой гвардии» было едва ли не вдвое больше, чем признавалось позднее компетентными органами. Воевали ребята по-партизански, рискованно, неся большие потери, и это, как было отмечено на пресс-конференции, в конечном счете привело к провалу организации.

  24. тахина says:

    Мифы и легенды СССР. Миф о молодогвардейцах знаю назубок,зачитывалась еще в 9 классе. А когда правду знать будем?

  25. Аноним says:

    А когда правду знать будем?
    —————
    Вот ты, и напиши…

  26. Аноним says:

    Мифы и легенды СССР. Миф о молодогвардейцах знаю назубок,зачитывалась еще в 9 классе. А когда правду знать будем?
    =

    Я думал, Вы умнее.

  27. тахина says:

    Я тоже так думаю.

  28. Муса says:

    так он прочитал Юрченко и разразился статьей по мотивам. Но книги не понял!!!

Добавить комментарий

You must be logged in to post a comment.