назарбаевНа созванном во вторник в Москве заседании Высшего Евразийского экономического совета была одобрена “дорожная карта” по присоединению Армении к Таможенному союзу.

Все прошло достаточно гладко. Как и следовало ожидать, учредители объединения предложили Киргизстану посторониться, уступив дорогу Армении, которая подготовилась к вступлению в союз куда лучше. Единственную интригу внес президент Казахстана, неожиданно для многих предъявивший Еревану странные претензии. Нурсултан Назарбаев призвал предоставить гарантии того, что Армения вступает в единое экономическое пространство без Нагорного Карабаха.

Жестко покритиковав Киргизстан за желание урвать у партнеров особые преференции, Нурсултан Назарбаев в своем выступлении привел в пример Армению, которая хорошо подготовилась к заседанию, успев оперативно переориентироваться с пути европейской интеграции на евразийский вектор. “Дорожная карта” по Армении в целом согласована. Считаю ее принятие в Таможенный союз возможным”, — отметил казахстанский лидер. Но после этого он вдруг заговорил о каких-то оговорках. Призвав коллег обратить внимание на юго-западные рубежи расширяющегося союза, Назарбаев потребовал четко оформить недопустимость вовлечения в сообщество Нагорного Карабаха. Он сказал, что подпишет “дорожную карту” лишь в случае, если ему будет дана возможность оговорить это свое условие в виде приложения с “особым мнением”. При этом Нурсултан Абишевич выразил надежду, что “в ходе согласования документа эксперты найдут решение данного вопроса”. На первый взгляд, требование Назарбаева исходит из объективных реалий. Мир признает Армению в тех границах, в которых ее признала ООН в 1991-м году. Но следует иметь в виду, что Таможенный союз не политическая организация, а лишь база для экономической интеграции. Всем известно, что Нагорный Карабах полностью интегрирован в экономику Армении. Приглашать Армению в Таможенный союз, рассчитывая на то, что его каноны не будут распространяться на Карабах, было бы пределом наивности. Такое требование на практике просто невыполнимо. Не говоря уже о том, что подобное условие напрочь отобьет у Еревана желание интегрироваться. Таким образом, оговаривая в приложении свое “особое мнение”, Нурсултан Назарбаев предлагает поставить перед Арменией преграду, преодолевать которую у нее не будет никакого желания.

назарбаев

Это далеко не первый подобный случай. На прошлом заседании Высшего Евразийского экономического совета, состоявшемся в Минске месяц назад, Нурсултан Назарбаев, выслушав заявку Армении на членство в организации, сразу же предложил принять в Таможенный союз также и Турцию. Он сказал, что Абдулла Гюль лично обратился к нему с просьбой посодействовать в этом вопросе. Никто из глав государств не счел необходимым хоть как-то отреагировать на эту странную инициативу, которая, кстати говоря, так и не имела продолжения. Всем было ясно, что, выступая со столь своеобразным предложением, Назарбаев просто хочет помочь Турции в решении ее проблем с Европой. Президент Казахстана по просьбе своего турецкого коллеги направлял важный мессидж Брюсселю и Страсбургу. Известно, что 22-го октября в Люксембурге на заседании Совета ЕС было принято решение о возобновлении переговоров с Турцией о вступлении в Европейский союз. В этих условиях заявление Назарбаева следует рассматривать именно как адресованное европейцам предупреждение о том, что в случае отказа принять Турцию в ЕС Анкара позволит себе резкий крен на северо-восток. Но глава Казахстана не мог не осознавать, что Армению никак не может устраивать соседство в одном таможенном пространстве со столь недружественной для нас страной, как Турция, с ее громоздкой и непредсказуемой экономикой и сомнительной и переменчивой политикой.

Высказывая идею о вовлечении в союз Турции, Назарбаев фактически закладывал мину замедленного действия под переговоры о членстве Армении. Это очень походило на попытку торпедировать едва начавшиеся консультации.

Казахстан, будучи нашим союзником по ОДКБ, не раз в ООН и других организациях поддерживал провокационные антиармянские инициативы Азербайджана. Это приходится терпеть, так как речь идет о великой державе, имеющей специфические интересы в регионе, далеко не всегда совпадающие с нашими. На Назарбаева не следует обижаться. Ведь он делает то, что, по его убеждению, выгодно его стране. Интерес казахстанского лидера к Турции и Азербайджану вполне понятен. Казахстан видит в себе достаточно ресурсов для того, чтобы посягнуть на роль лидера тюркского мира. Астана — партнер Баку и Анкары по организации “Сотрудничество тюркоязычных государств”. Делая красивые жесты в сторону турок и азербайджанцев, Назарбаев хочет показать, что способен быть проводником их интересов в структурах, членство в которых для них недосягаемо. Этим он рассчитывает повысить свое влияние в тюркском мире.

Своеобразному поведению Нурсултана Назарбаева есть еще одно объяснение. Озвученное им требование недопустить вступления Нагорного Карабаха в Таможенный союз вместе с Арменией на самом деле может быть демаршем, адресованным Москве. Казахстан не раз выражал неудовлетворенность уровнем доходов, который получает от евразийского сотрудничества, и требовал от России пересмотра некоторых подходов. Астана неудовлетворена своей ролью в Таможенном союзе и стремится использовать любой повод для того, чтобы продемонстрировать России собственную значимость. Противопоставляя себя Путину, который осознанно закрывает глаза на интеграцию Нагорного Карабаха в единое таможенное пространство, Назарбаев вызывает его на торг. То есть в действительности главным адресатом направленного казахстанским лидером мессиджа была не Армения, а именно Россия, которую Казахстан хочет лишить статуса единоличного лидера Евразийского союза. Та же мотивация была в свое время и у Александра Лукашенко, который на прошлом заседании Высшего Евразийского экономического совета тоже вдруг заговорил о том, что при принятии Армении в Таможенный союз хорошо было бы учитывать подходы Азербайджана. Но удовлетворившись тем, что партнеры оценили его заявку о значимости собственной персоны, Александр Григорьевич вскоре снял свою оговорку и даже предложил подумать о принятии непризнанных государств в Таможенный союз в особом статусе. В Степанакерте эта идея многим понравилась.

Оговорки и “особые мнения”, высказываемые лидерами стран-партнеров, в действительности не могут помешать интеграции Армении в Таможенный союз и фактическому вовлечению в него также Карабаха. Если не де-юре, то де-факто Нагорный Карабах, несомненно, будет частью формируемого ныне единого экономического пространства. Но делать вид, что мы не замечаем демарши, конечно же, нельзя. А вот отвечать на них — не наше дело. Это та проблема, которую обязана решать Россия, как страна, пригласившая нас в Таможенный союз.

Всем известно, что в Армении нет единодушия в вопросе верности участия в процессах евразийской интеграции. Альтернатива этому процессу всем хорошо известна и она вполне конкретна. В Москве должны осознавать, что провокационные действия Нурсултана Назарбаева могут привести к тому, что Армения вынуждена будет задуматься о возвращении за стол переговоров с европейцами по поводу заключения Ассоциативного соглашения с ЕС. В Брюсселе этому, думается, будут весьма рады.

На снимке: Эрдоган-Назарбаев: братские объятия.

Артем Ерканян, «Новое время», Армения

Рубрика: