АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru] Казахстанцы берут кредиты, чтобы «достойно» похоронить родственников[:]

[:ru]

Казахстанцы берут кредиты на похороны родственниковПохороны – поминальные обеды и обустройство могил – многие казахстанцы превращают в демонстрацию своего достатка и благополучия. Нередко влезают в кредиты, мотивируя это тем, что необходимо «достойно» проводить родственника. Мотивы таких решений имамы подвергают сомнениям, передает ТК «Астана».

Народная артистка СССР Бибигуль Тулегенова не одобряет последних тенденций. По ее словам, сейчас уже невозможно различить – где празднуют свадьбу, а где- поминают усопшего. И там, и там столы ломятся от разнообразных дорогущих блюд.

«Зачем такие обильные столы? Как будто это … мы похоронили и обрадовались – «Сейчас теперь наедимся». Нельзя этого делать», — возмущается певица.

Мнение артистки поддерживают священнослужители. Они беседуют с прихожанами, объясняя, что правила шариата диктуют следовать скромности и избегать расточительства.

На современных же поминках нередко за стараниями выглядеть «достойно» в глазах посторонних родственники забывают скорбеть по умершему.

«Если люди начинают соревноваться в подобных дастарханах, то тогда это наталкивает других людей на расточительство — на исраф. А люди у нас принимают это как обязательный ритуал, как пятикратную молитву.

Нет, Шариат это не обязывает. Если у человека нет возможности, он не обязан брать в кредит или в долг, колоть животное крупнорогатое», — отмечает заместитель имама центральной областной мечети Южно-Казахстанской области Еркебулан Каракулов.

В регионе в мечетях даже разработали определенные советы, как проводить поминки. Имамы рекомендуют ограничиться несколькими компонентами – водой, хлебом, чаем, пловом, сухофруктами, баурсаками и сметаной.

Как отмечают священнослужители, причина распространившейся «моды» на шикарные поминальные обеды – непросвещенности казахстанцев. Родственники думают, что, чем богаче они накроют стол, тем больше милости получить усопший на том свете. Иными словами – сауап.

Но такое понимание этого понятия в корне неверно, говорят имамы.

«Если ожидать «сауап», есть детские дома. Есть люди, которые действительно нуждаются в этом. Есть такие люди, у которых нет хлеба даже покушать. Мы этих людей знаем. Кто хочет сделать милостыню, могут к нам прийти, мы покажем путь», — предлагает имам Анвар Хайдаров.

Второй момент – погребение умерших. Некоторые мазары на кладбищах возвышаются на пару этажей и вполне могут конкурировать с дворцами по дороговизне материалов, из которых сделаны, и богатству украшений из позолоты и лепнины.

По словам продавца, бывало, что для надгробий заказывали камни и за тысячу, и за пять тысяч долларов.

Чтобы прекратить состязания в украшательстве могил, Духовным управлением мусульман Казахстана в 2017 году была разработана фетва о том, как следует оформлять место захоронения.

Так, на могилу разрешается поставить памятник из крепкого материала и огородить ее забором из металла или камня. Нельзя устанавливать надгробные камни с фотографиями усопших и ставить огромные памятники.

Впрочем, некоторые исключения из правил допускаются при захоронении султанов, биев и батыров, воспоминания о которых должны остаться надолго.

«Совсем не обязательно строить купол, возносить это все из золота, серебра, делать отдельный шлагбаум, ставить туда охранника.

Это наоборот отрицательно повлияет усопшему. На судном дне Аллах спросит: «Что ты сделал чтобы заслужить такое?». А по шариату очень скромно должно быть», — отмечает имам Еркебулан Каракулов.

Установить пороговую сумму на проведение похорон предлагали не только казахстанские общественники, но и депутаты. Однако, как считает мажилисмен Роман Ким, такое необходимости в стране нет.

По мнению народного избранника, если умирает известный человек, на его похороны собирается огромное количество людей, им ведь нельзя запретить это делать. В тому же, каждый гражданин волен сам решать, как провести то или иное событие.

Тем временем, южноказахстанские имамы снова и снова будут разговаривать с населением, напоминая о правилах шариата и призывая к скромности во время поминальных асов.

[:]