АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]»Казахи не хотят быть слесарями, сварщиками и малярами»: эксперты о молодежи Казахстана[:]

[:ru]

Казахстанская молодежь – поколение нового формата. Родившаяся в уже независимом Казахстане, она нацелена на получение высшего образования, построение карьеры и создание крепкой семьи. Правда, не все так радужно и безоблачно.

На днях доктор философских наук, профессор КарГУ им. Е.А.Букетова Байжол КАРИПБАЕВ, выступая на сайте Zakon.kz, высветил определенный срез мировоззренческих установок современной казахстанской молодежи, поделившись результатами анкетирования школьников старших классов, студентов колледжей и ВУЗов из пяти регионов Казахстана – Алматы, Астаны, Караганды, Кокшетау и Костаная. Один из главных итогов этого исследования заключается в том, что молодежь сегодня набожна и религиозна. «Каждый восьмой участник опроса считает себя верующим», – отмечает профессор. При этом он отмечает, что «отношение к религии у респондентов достаточно противоречивое, лишенное обоснованности и не обеспеченное сложным образовательным дискурсом».

Выводы такого исследования – достаточно серьезный сигнал для общества, которому еще предстоит разобраться в том, чем объяснить такую религиозную пристрастность и неразборчивость в вопросах веры – духовными изысканиями, модой или же неуверенностью в завтрашнем дне и размытостью собственных перспектив? Так какая она, сегодняшняя казахстанская молодежь? Способна ли самостоятельно строить не только свое будущее, но и будущее целой страны? Что ее наиболее ярко характеризует? Каковы ее цели, моральные установки? На этим вопросы Central Asia Monitor ответили отечественные эксперты.

Caravan.kz приводит лишь некоторые фрагменты данного материала.

– Что сегодня наиболее ярко характеризует современную молодежь? Во-первых, она очень разная, — отмечает Ирина МЕДНИКОВА, генеральный директор общественного фонда «Молодежная информационная служба Казахстана» (МИСК)— Сюда относятся граждане Казахстана от 14 до 29 лет. Тинейджеры, студенты, выпускники вузов, работающая молодежь и начинающие профессионалы – это разные возрастные группы с соответственно отличающимися ценностями и поведением. Также молодежь делится на крупные группы по месту проживания, например, село и город, по языку – казахский и русский.

Из интересов современной молодежи МЕДНИКОВА выделяет: бизнес, технологии, социальные сети и виртуальный мир. Также в этом отношении она упоминает группу с низким уровнем интереса к жизни, общей апатией и непониманием, как выстраивать жизненную стратегию.

Тем не менее, по ее словам, выделить общие характеристики для этих групп сложно, но по данным исследований это разной степени дезориентированность молодежи на рынке труда и временами в жизни в целом, и одновременное тяготение к новым технологиям и новым жизненным моделям, которые ярче всего сейчас сформулированы в Instagram: «красивая легкая жизнь, где ты скользишь по поверхности, попутно раздавая в своем аккаунте философские мысли, иллюстрируя их задумчивым фейсом на берегу моря».

Что касается моральные ценностей сегодняшней молодежи, то здесь глава МИСК приводит рез-ты одного исследования.

— Согласно последнему большому исследованию, которое провел в Казахстане Фонд имени Фридриха Эберта, на первом месте у молодежи чувство собственного достоинства, на втором материальное благополучие и социальный престиж, а наименее важно для молодежи участвовать в политике. Семья также является большой ценностью. Так, состоять в браке среди жизненных приоритетов важнее, чем получить образование для 72,9 процента молодых людей, — сказала МЕДНИКОВА.

Говоря об эффективности государственных программ в становлении и развитии молодежи, эксперт напомнила:

— Молодежная информационная служба Казахстана работает в стране более двадцати лет, и я работаю в этом секторе порядка десяти лет, но не могу назвать хотя бы одну устойчивую многолетнюю государственную программу, которая бы помогала молодежи развивать ее потенциал. Да, у нас работают такие программы, как «С дипломом в село», — резюмировала Ирина.

 

Председатель республиканского движения «Болашак» Даурен БАБАМУРАТОВ более критично высказался на заданную тему.

– Молодежная политика в Казахстане, несмотря на достижения и неудачи, самая неподвижная. Программы десятилетней давности вроде «Жасыл ел» или «С дипломом в село» все еще считаются базовыми, хотя давно рассыпались под градом критики. А все потому, что в идеологической сфере этим программам пока замены нет. Есть отличные локальные программы и достижения на местах, талантливые молодежные лидеры, но в масштабе страны пока все тихо. И непонятно, как должна развиваться молодежная политика в целом.

Возможно, все это связано с тем, что современные молодые люди охладели к политике, политика как таковая их не интересует. Молодежь стала более индивидуальной, более продвинутой, «озападилась». Все, кто более или менее имеет хоть какие-то навыки и знания, грезят Западом, желают уехать и реализоваться где-то «там». Но все это касается городской молодежи. Сельский же пацан как не имел спортивнокультурного досуга, хорошего образования, четкого социального лифта, так и не имеет, — подчеркивает БАБАМУРАТОВ.

Несмотря на развитие коммуникаций и широкий доступ к Интернету, между городской молодежью и сельской — существенная разница. И это, по его словам, не есть хорошо.

— Приходится констатировать, что, несмотря на все усилия, мы так и не смогли сделать рабочие специальности привлекательными. Сколько бы министры не говорили об их востребованности, а казахи не хотят быть слесарями, сварщиками и малярами. И не потому, что «крутые» или «ленивые», а потому, что все эти рабочие специальности социально уязвимые, имеющие довольно низкий «потолок» – во-первых, много не заработаешь, вовторых, трудно найти постоянное место работы. В итоге перспектив для себя в этом направлении молодежь не видит. Равно как не видит их в предпринимаемых сегодня попытках затянуть ее в северные регионы Казахстана и малые города. В итоге молодые люди в поисках стабильности толпами идут на госслужбу. Более независимые мечтают выучить английский, и оказаться хоть в Южной Корее, хоть в Эмиратах, и там строить свое счастье, — резюмировал он.

 

[:]