28 февраля, 2015 53 комментария

Как живется узбекам в Казахстане?

images (1)В рубрике «Честно о диаспорах» разговор сегодня пойдет о казахстанских узбеках — представителях одного из самых быстрорастущих этносов страны. Как отмечают наши эксперты, увеличение их численности в Казахстане — естественный процесс, связанный как с традиционно высокими для узбеков темпами рождаемости, так и с миграцией. Правда, до статуса второго по численности этноса в Казахстане им пока еще далеко. Впрочем, когда бы это ни произошло, на общественную жизнь страны данное обстоятельство, скорее всего, мало повлияет, ведь казахстанские узбеки в целом неконфликтны.

Еркин БАЙДАРОВ,
ведущий научный сотрудник Института востоковедения им. Р.Б.Сулейменова:

«Узбеки не заинтересованы в том, чтобы портить здесь с кем-либо отношения»

— Еркин Уланович, расскажите, где живут узбеки в Казахстане? Чем занимаются? Какое влияние на общественную жизнь в стране они оказывают?

— Узбеки Казахстана занимают достойное место в общественной жизни республики. Среди известных представителей узбекской общины Казахстана можно назвать Розакула Халмурадова — депутата мажилиса парламента РК от Ассамблеи народа Казахстана; Атхамбека Юлдашева — популярного казахстанского певца, заслуженного деятеля РК; Абдуазима Рустамбаева — одного из самых авторитетных и широко известных в республике руководителей, президента АО «Евроазиатская энергетическая корпорация», крупнейшего поставщика угля и электроэнергии на территории Северного Казахстана, и других.
Казахов и узбеков объединяют многовековые связи. Из истории известно, что когда-то мы являлись единым супер-этносом на просторах Дешт-и-Кыпчака. Недаром казахи говорят «Узбек — оз агам». Отсюда и доброжелательное отношение титульного этноса к узбекам.

uzbeki2_thumb
Вполне вероятно, что в будущем узбеки могут стать вторым по численности этносом в Казахстане. Но это произойдет еще не скоро. Сегодня, согласно официальным данным, они являются самой крупной этноконфессиональной группой мусульман страны после казахов и третьим по численности (после казахов и русских) этносов в республике. Причем динамика роста их численности впечатляет. Если в 1999-м узбеков насчитывалось 370 тысяч (2,5 % населения Казахстана), то на начало нынешнего года — уже 520 тысяч (более трех процентов).
Узбекская диаспора населяет в основном пограничные территории Южно-Казахстанской области, где она составляет 17 процентов всех жителей. Наибольшее количество ее представителей сосредоточено в Сайрамском, Толебийском, Сарыагашском, Махта¬аральском районах, а также в городах Шымкенте, Туркестане и Кентау.

Сайрамский и Туркестанский районы ЮКО представляют собой традиционные регионы оседлого расселения узбеков. Сегодня на этой территории расположены такие крупные села, как Сайрам, Карабулак, Карамурт, Манкент, Икан и другие с населением до нескольких десятков тысяч человек, состоящим на 95% из узбеков. Естественно, что в них сложилась определенная социально-культурная среда, основанная на традиционных формах узбекского бытового уклада и имеющая заметные отличия от окружающих регионов.

Кроме ЮКО, крупные кластерно-дисперсные группы узбеков живут сегодня в городах и пригородах Жамбылской области (около 30 тысяч, или 2,5% населения). В связи с широким распространением трудовой миграции, заметные сообщества узбеков появились и в других городах и регионах Казахстана — в Астане и Алматы, а также в Алматинской, Карагандинской, Мангистауской, Кызылординской областях. Достаточно посмотреть статистические данные о населении РК, чтоб представить, как происходит расселение узбекской диаспоры по стране.
Большая часть узбекского этноса в ЮКО, как и прежде, занимается сельским хозяйством и животноводством. В сельской местности и в местах компактного расселения узбеков в городах сохранились традиционные формы организации общественного быта в виде сообществ соседей и родственников (махалля). Как и раньше, они ориентированы на решение задач, значимых для всех членов данного сообщества. Причем они не являются закрытыми общинами, а встроены в систему местного самоуправления.

— Как ощущают себя представители узбекского этноса в современном Казахстане? Каково отношение к ним со стороны титульной нации?

— Представители узбекской диаспоры вполне интегрированы в общеказахстанскую социально-экономическую и культурную среду и ощущают себя полноправными гражданами страны. Определенные вопросы возникают по поводу малой доли узбеков в местных и центральных органах власти и практики решения повседневных проблем в сельских регионах, представленных разными этническими группами.
Кстати, узбеки призывают не называть их общину диаспорой (что, на мой взгляд, вполне справедливо), так как на протяжении многих веков они живут с казахами бок о бок.

Об относительном благополучии представителей этого этноса в Казахстане говорит тот факт, что не наблюдается их репатриация в Узбекистан. При этом все они сохраняют тесные связи с исторической родиной, имея там многочисленных родственников. Естественно, данный аргумент не может являться единственным или ведущим, особенно если учесть сложную социально-экономическую и политическую ситуацию в Узбекистане. Тем не менее, это достаточно показательный момент.
Следует отметить, что благодаря своей приверженности торговле и земледелию узбеки являются в целом экономически самодостаточными.

В то же время они не вполне удовлетворены сложившейся ситуацией в сфере образования и СМИ на узбекском языке. Местные телеканалы в ЮКО вещают на узбекском языке только несколько часов в неделю, а в вузах Южного Казахстана нет ни одной учебной группы с преподаванием на узбекском языке с бюджетным финансированием. Поэтому большинство узбекской молодежи получают образование на русском или на казахском языке. С другой стороны, низкий уровень образования в школах с узбекским языком обучения вынуждает родителей отдавать своих детей в школы с русским или же с казахским языком обучения. Причина — невозможность получения профессионального образования и найти работу.

Позицию узбекской этнической группы республики по отношению к государству, власти и другим этносам (прежде всего казахскому) можно охарактеризовать как достаточно лояльную и бесконфликтную. И нет никаких оснований говорить о том, что в ближайшее время ситуация может резко измениться. Узбеки не заинтересованы в том, чтобы портить здесь с кем-либо отношения. В отличие от Кыргызстана, где узбекского населения в процентном отношении намного больше, казахстанские узбеки понимают, что ввиду своей малочисленности им нужно избегать любых конфликтов с властями. Большинство из них искренне считают Казахстан своей родиной и не собираются его покидать.

Ирина ЧЕРНЫХ,
главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК:

«Конфликтный потенциал среди казахстанских узбеков равен нулю»

— В конце прошлого года нашим институтом было проведено массовое социологическое исследование «Идентификационные модели основных этносов Казахстана в контексте социетальной безопасности», в ходе которого обследовались в том числе и узбеки. Результаты опроса показали существенные противоречия в их настроениях. Так, с одной стороны, более 90% утвердительно ответили на вопрос «Комфортно ли вы чувствуете себя в Казахстане?». 65,3% узбеков позитивно характеризируют межэтнические отношения. С другой стороны, более 60% узбеков с определенной долей пессимизма смотрят на свое будущее и будущее своих детей в Казахстане. Немалая часть опрошенных узбеков считает, что этнический фактор учитывается при назначении на руководящие и престижные должности (53,1%), а также при трудоустройстве (18,4%). Представители данного этноса достаточно скептически относятся и к получению работы в государственных органах власти: 73,5% полагают, что шансы на это низкие или скорее низкие.
При личной идентификации представители узбекского этноса определяющей для себя называют общность со своей этнической и религиозной группой (соответственно по 34,7%), а затем — общегражданскую принадлежность (казахстанец) (30,6%). При этом 95% считают, что нациестроительство в Казахстане должно развиваться по гражданской модели, а не по «этнической».

При этом «языковой фактор» не является болезненным для казахстанских узбеков. Среди них фиксируется достаточно значимая доля респондентов, указывающих на то, что они владеют государственным языком в совершенстве или на достаточном уровне (20,3%), либо могут говорить и понимать разговорную речь на казахском (42,4%).
Большинство опрошенных не фиксируют фактов ущемления их прав по языковому признаку. Оценивая развитие языковой ситуации в стране, подавляющее число представителей узбекской этнической группы считает, что значение казахского языка возрастает без ущерба для русского языка (63,3%). В качестве наиболее предпочтительной модели языковой политики казахстанские узбеки поддерживают модель «двуязычия», в рамках которой наряду с казахским языком как государственным сохраняется роль русского языка как языка официального и межнационального общения (67,3%), на втором месте по популярности — идея трехъязычия (28,6%).

В качестве ключевых проблем сферы межэтнических отношений представители узбекской этнической группы чаще всего выделяют наличие скрытой напряженности (49%) и вопрос перевода делопроизводства на казахский язык (67,3%).
Доминирующее число казахстанских узбеков считает, что между казахами и другими этническими группами, проживающими в Казахстане, нет никакой напряженности, носящей системный характер. Только 5% узбеков и 8% казахов указывают на наличие напряженности в отношениях между казахами и узбеками.

Уровень ожидания межэтнического конфликта среди узбеков составляет 3% (то есть только 3% узбеков ожидают конфликта в стране). При этом конфликтный потенциал среди казахстанских узбеков равен нулю: ни один респондент из данной этнической группы не выразил желания принимать участие в межэтническом конфликте, если таковой вдруг произойдет.
В целом практически невозможно выделить некую «узбекскую модель поведения» в Казахстане, однако исследование зафиксировало две характерные особенности, свойственные данному этносу: нулевой конфликтный потенциал и высокий показатель открытости к межэтническому взаимодействию: 79,6% узбеков выразили готовность вступать в семейно-брачные отношения с представителями других этносов.

DSCF5725-640-x-480

Еще раз хочу обратить внимание на то, что проводимые исследования не фиксируют существенной идентификационной стратификации в Казахстане в разрезе этнических групп. Бесспорно, такое положение дел не может рассматриваться как статическое. В случае тех или иных изменений (резкое ухудшение экономической ситуации, массовый приток мигрантов и некоторые другие) могут усиливаться этнические идентификации. В такой ситуации ключевым вопросом будет то, насколько эффективно выстроены в Казахстане механизмы социализации и ограничения переноса конфликтного потенциала из экономической сферы в социальную.

В этом плане крайне важным является отказ от акцентирования этнической составляющей. Представители любого этноса, проживающие в Казахстане и являющиеся его гражданами, — прежде всего граждане Казахстана, а не узбеки, уйгуры и так далее. Вопрос должен касаться не того, что тот или иной этнос станет по численности вторым или третьим, а того, как меняется социальные и экономические качества населения Казахстана: уровень благосостояния, образования и т.д.

Вместе тесно, а врозь — скучно?

Не будем отнимать хлеб у историков, пускаясь в длительные и запутанные рассуждения на тему «Когда-то узбеки были казахами, а казахи узбеками». Неблагодарное это дело, а в свете периодически вспыхивающих межэтнических конфликтов (мирового и местного масштабов) к тому же далеко не безопасное.

Бесспорным остается одно: в отличие от многих других этносов Казахстана, узбеки вышли из той же родовой колыбели, что и казахи, они имеют общие исторические корни. Одним словом — родственники. Возможно, поэтому между ними сложились колоритные и в то же время неоднозначные отношения, обычно характерные только для людей, связанных кровными узами. Историческое родство подтверждают и сложившиеся территориальные границы. Как уверяют историки, в связи с тем, что и казахские, и узбекские ханы принадлежали к одной династии, часть земель периодически переходила от одного ханства к другому.

Например, Ташкент когда-то был столицей Казахского ханства, а земли Южного Казахстана входили в Бухарский эмират и Кокандское ханство.
Казахстанские узбеки, несмотря на объективные трудности переходного периода, коснувшиеся всех жителей страны, все же относительно безболезненно пережили наиболее тяжелые годы. И сегодня успешно заняли свою нишу на формирующемся региональном рынке труда. Объясняется данный факт традиционной занятостью узбеков в сфере торговли, услуг, а также в сельскохозяйственной сфере (выращивание и реализация овощебахчевых культур, хлопководство и т. д.). Проще говоря, в то время, когда останавливались сотни предприятий, население страдало от безработицы и безденежья, местные узбеки занимались постоянно востребованным делом, что позволяло им иметь небольшой, но стабильный доход. Более того, в последние годы узбеки заметно продвинулись и в традиционных для казахов сферах, например, в животноводстве. И уже составляют последним серьезную конкуренцию.
Бедных узбеков в ЮКО практически нет. Доказательство тому — без малого нулевой процент репатриации в Узбекистан.
Государство поддерживает образование на узбекском языке в 57 школах. За государственный счет издаются несколько газет, транслируются передачи на узбекском языке на государственных теле- и радиоканалах. В селе Сайрам работает государственный профессиональный Узбекский драматический театр.

Как-то в приватной беседе я поинтересовалась у заслуженного деятеля РК, популярного певца Атхамбека Юлдашева, не возникает ли у него желания перебраться поближе к соотечественникам, в Узбекистан.

— Мое Отечество — Казахстан, — с обидой возразил он. — Здесь родились мои предки, я состоялся как личность, как певец. С глубоким уважением отношусь к нашему президенту Нурсултану Назарбаеву.
Однако надо признать, что без межэтнических конфликтов, которые местные власти, пряча голову в песок, застенчиво и упорно именуют «конфликтами на бытовой почве», не обходится. Один из последних произошел в конце минувшего лета в узбекском кишлаке Карамурт. 27 августа там произошла крупная межнациональная драка. Казахи и узбеки выясняли отношения, причем привлекли криминальных авторитетов. Власти, а вкупе с ними местные жители, естественно, повторяли, что «причиной массовой драки стало недоразумение».
Сайт оппозиционного «Народного движения Узбекистана» (НДУ) со ссылкой на собственные источники в те дни сообщил, что конфликт был массовым: «Погромщики численностью 150 человек разбивали витрины магазинов, ломали автомобили и такси, избивали таксистов-узбеков». Источники НДУ сообщали о большом количестве избитых, среди которых оказался даже восьмилетний ребенок. По их данным, полиция собрала на месте 150 гильз и заставила местных жителей стереть фото на мобильных телефонах и камерах видеонаблюдения.

Журналист Улугбек Ашур, родственники которого живут в Сайрамском районе, рассказывал, что «к установлению порядка готовы были привлечь армию, а официальных пострадавших оказалось меньше, чем могло бы быть, потому что таксисты их сразу вывезли в Узбекистан через Черняевский пропускной пункт. Возможно, и в этот раз не обошлось без криминальных авторитетов. Это не первый межнациональный конфликт между узбеками и казахами в данном регионе».

Информация о случившемся вызвала бурю возмущения в соцсетях с припоминанием старых обид и обвинениями в том, что «ваши узбеки в Казахстане оскорбляли титульную нацию и получили по заслугам», а также с ответами типа «казахи… пасут баранов у узбеков».
Оппозиционный политик Мухаммад Салих, лидер «Народного движения Узбекистана», отмечал, что напряженные отношения между двумя народами — продолжение политики властей двух стран. «Подобные стычки проходят не первый раз — раньше власти гасили конфликт и закрывали информацию. Милиция на стороне казахского населения. Вопрос надо решать на высшем уровне. Когда лидеры двух стран ведут необъявленную холодную войну, то это отражается и на атмосфере приграничных районов».

Однако даже несмотря на периодически вспыхивающие конфликты, большинство казахстанских узбеков искренне считают Казахстан своей родиной и не собираются его покидать.

Рамзия ЮНУСОВА,
ЮКО

20-02-2015,
Автор : Сауле Исабаева

Источник — camonitor.com

Загрузка...

(53) Комментарии

  1. А says:

    Вот Секе какой-то уже звоночек,не дай Бог,но уже на украине боевики заявляют что будут воевать в казахстане за святую русь, а как же одакаб шанхайская орг сотрудничества?путя опять провацирует мутит что

  2. Арби says:

    Больше миллиона станет лет через десять — тогда себя покажут, с нехорошей стороны. Уйгуры еще есть…..

  3. CYANIDE says:

    какой то бред про взаимоотношения этносов , пора включать глобальный сепаратизм , отделить здравомыслящих от зараженных идеей фикс ,что они избранные , зомбоаппоколипсис начался , идеи заразительны

  4. Аноним says:

    Гнать надо этих узбеков, Аральское море сгубили ради хлопка и риса, черти поганые. Теперь весь регион страдает. Мозгов у них только размножаться и евроремонт делать.

  5. Аноним says:

    Плов это блюдо Таджикское, Узбеки это Таджики и Каракалпаки — если по существу.

    Государство поддерживает образование на узбекском языке в 57 школах. За государственный счет издаются несколько газет, транслируются передачи на узбекском языке на государственных теле- и радиоканалах. В селе Сайрам работает государственный профессиональный Узбекский драматический театр.

    А в Каракалпакстане и Узбекистане — созданы тоже такие же условия для Казахов?

  6. Аноним says:

    Вот в Узбекистане казахи становятся узбеками даже не насильно, в России становятся русскими, в Китае китайцами и сразу забывают язык. А вот русские везде останутся русскими, китайцы также, и узбеки тоже. Не было еще одного узбека который не знает своего родного языка. Что за менталитет у казахов, все свое отвергаются, чужие всегда им кажется лучшими и привлекательными, между прочим единственный народ в мире который отвергают сами себя , даже аборигены в Австралии так не поступают.
    Кто- то может объяснить , может на самом деле казахи не нация а сборище разных народов как казаки которые отвергали царскую власть, а потом сами были отвергнуты и наказаны самим царем. Тоже также свое время казахи во главе Керей , Жанибека отвергали власть Абульхаир хана не хотели подчиниться, вот в конечном итоге казахи сами себя отвергают.

  7. Аноним says:

    В потому в голодоморе и репрессий ни один узбек не умер и не был убит. В то время было доминирующем наций в средней Азии было казахи. Начиная в царское и заканчивая время шовинисты именно казахов истребляли уменьшая их количества. И уничтожив традицию казахов ликвидировав элиту и интеллигентов казахской наций они добились своего. Без элиты наций не бывает, элита и традиция главное составляющие любой наций. Элита это мозг наций. Если убрать элиту нации, будет как чукча послушная это было древние эксперимент империалистов. Но бог любит Казахов, у нас возрождается элита. ИНШАЛЛАХ!!!

  8. AlmazAkhmetov says:

    С уверенностью могу сказать, что Казахстан — многонациональная страна, в которой все народности живут в мире и согласии.

  9. Романтик says:

    Эй, осадите коней! Не надо тут межэтнический конфликт на пустом месте создавать. И казахов не надо принижать. Мы сила,мы единый народ Казахстана, с нами Аллах и Назарбаев!

  10. Ерасыл says:

    Ни казахам, ни узбекам не выгодны конфликтные ситуации, особенно сейчас. Поэтому надо думать, как жить и развиваться дальше.

  11. Ермек says:

    Ни казахам, ни узбекам не выгодны конфликтные ситуации, особенно сейчас. Поэтому надо думать, как жить и развиваться дальше.

  12. Торебек says:

    Братьям мусульманам делить нечего между собой, у нас все религии свободно исповедуют, спокойно сосуществуют. Просто надо некоторым пытаться сеять раздор. В Казахстане это не прокатит, с огнем тут не дают играться никому.

  13. Алия says:

    Мы многонациональная, дружелюбная страна, так давайте жить в мире и согласие.

  14. Алия says:

    Мы многонациональная, дружелюбная страна, так давайте жить в мире и согласие. Мы сами создаем уют в стране.

  15. Торебек says:

    Таких которым делать нечего много во всех нациях. Не надо все на узбеков катить.

  16. Аноним says:

    Узбеки нам братья мы уважаем их и думаю они такие же граждане как и мы но нужно контралировать что бы не они не жили обособленно отдельно от казахов нужно их и тегрировать в наше общество а иначе даже среди братьев может случится конфликт на социально экономической или на этнической почве как это было в Киргизии тоже наших братьев тюрков нужно как то работать над тем что бы в будущем избежать подобных конфликтов

  17. Ернияз says:

    Благодоря Назарбаеву Казахстан является многонациональной страной, человек который позволил людям другой нации забыть о давлений от националистов!

  18. Ната says:

    я за дружбу от сердца, а не по национальному признаку, для меня проявление национализм от не большого ума, и в Казахстане жить хорошо, потому что казахстанцы дружелюбны от сердца, а не по нацпризнаку

  19. Тихонов Сергей says:

    Дружба народов Важнейшая составляющая нашей страны.

  20. Олег says:

    Я горжусь тем, что живу в такой многонациональной стране. Я сам не казах, но никогда не чувствовал здесь неравенства или какого-то ущемления.

  21. Айдын says:

    Мы всегда живем дружно с другими народами. Думаю, что ничего и не изменится. Мы все казахстанцы, дети своей земли.

  22. Марат says:

    Многие удивляются, как мы можем жить в мире и согласии все вместе, ведь на территории Казахстана проживают представители более 120 народностей. Думаю, что это наша гордость.

  23. Аноним says:

    Из 120 народностей максимум 9-10 имеют численность более 100 тысяч а остальные все разбросаны по всему Казахстану они как песчинки среди песков, тут речи не может быть о каких — то столкновений или о каком то мире и согласии. Даже есть представители малых народов штук 10-15, как хорошо что эти 10-15 вдруг не станут устраивать побоище где нибудь против 10 миллионов казахов. Просто концерт как советские времена дружба народов самопальная , которая как пузырь лопнет в нужное время . Надо прямо сказать что мир и согласие в Казахстане благодаря казахскому народу и не надо стесняться в этом.

  24. Аноним says:

    Но бог любит Казахов
    ___________________________________

    Сомневаюсь однако что Бог любит тунеядцев алкашей и проституток.

  25. Аноним says:

    Сомневаюсь однако что Бог любит тунеядцев алкашей и проституток = это вернее про грешников русских алкашей и просто дающих.

  26. Аноним says:

    Узбеков надо поселять на севере Казахстана. Они там прижмут и вытеснят русских из Казахстана. Казахстану будет безопаснее без русских.

  27. Imperskaya mova says:

    Аноним: 28.02.15
    Гнать надо этих узбеков, …

    Это Анонима нужно гнать на территорию Семипалатинского полигона. Узбеки — братья казахам и нечего тут поддаваться на провокации!

  28. Аноним says:

    Imperskaya mova
    Узбеки — братья казахам и нечего тут поддаваться на провокации

    Узбеки и таджики братья персам. А нам братья ногайцы, каракалпаки, башкиры и сибирские татары.

  29. Аноним says:

    Давайте за тюркский мир. Без войн. Тюрки это братья. Каждый тюрок поймёт всегда такого же. Тюрки это татары, башкиры, казаки, узбеки, уйгуры,якуты и сами турки. А также ногайцы, каракалпаки, тувинцы,азербайжане. Ой, даже в Молдавии есть народ,который считает себя тюркским. Нас, пожалуй, очень много. Но фактически каждый такой народ, является малым.И поэтому каждый такой народ в своё время подвергался унижениям. И ещё будет опасаться агрессии со стороны «великих и державных». Жаль только,что ушло время Шынгысхана, который объединил всех тюрков.

  30. Imperskaya mova says:

    Аноним: 01.03.15
    Imperskaya mova
    Узбеки — братья казахам и нечего тут поддаваться на провокации

    Узбеки и таджики братья персам. А нам братья ногайцы, каракалпаки, башкиры и сибирские татары.

    Узбеки — тюрки, стало братья казахам. Дошло?

  31. Каракалпакстан алга! says:

    Казахи в Каракалпакстане, Китае, Монголии, Узбекистане говорят на Казахском языке.

  32. патриот says:

    согласен с тем чтобы узбеки или другие жили не обослобленно процент соотношения титульнои нации в любом регионе должен значительно превышать их я думаю сложно интегрировать

  33. казеке says:

    Узбеки РК не имеют отношения к Каримовскому режиму, точно как русские РК не имеют отношения к профашистам — реваншистам в России. Тем более значительное количество русских в РК — обрусевшие украинцы: Дорошенки, Маменки, Емельяненки, Бондаренки, Терещенки, Сосковцы и др. Это в Москве, пьяный псевдорусский может избить за раскосые глаза «чурку», за носатость «хача», наши русские в большинстве адекватные.

  34. Ника Березина says:

    Казахстан — многонациональная страна, здесь любые народности тепло принимаются, это наш дом, и мы должны любить и ценить свою родину!

  35. Аноним says:

    и Государственный язык!

  36. Assad says:

    Да как живут? Узбек котируется в Казахстане, немного ниже чем кыргыз, но зато немного выше чем калпак и всё это благодаря рузке пропаганда, через свиноСМИ.

  37. Евпатий says:

    наши русские в большинстве адекватные.

    Дело не в том адекватные они или нет, а в том ,что они элементарно боятся…..

    Скажи русский титульному «чурка» либо «мамбет», как шансы упасть раз десять на кулак, либо воткнутся головой в асфальт, а то и того хуже, возрастут в геометрической прогрессии….

    А о том как казахи умеют кулаками махать, знает уже все на земном шарике….

  38. рпжджр says:

    вижу тут распрягаются те кто дальше своего аула и не выезжал,узбеки у него братьями стали-видать сам узбек,лапшу тут казахам темным вешает.ненавидят узбеки казахов-ненавидят.

  39. орл says:

    Узбеки это оседлые кипчаки.,позднее смешавшие с таджиками и принявшие частично их культуру.Темирлан которого так почитают Узбеки был из кипчакского рода.Ранее Узбек хан тоже золоордынец-предок Чингизидов.

  40. мила сергеева says:

    В Казахстане всем хватит места, прежде всего труженикам, Это же здорово, что мы такие разные. Ведь общечеловеческие ценности одни и те же- мы хотим жить в мире, растить детей,видеть результаты своего труда. А для этого будем беречь межнациональное согласие и общую нар=шу Родину

  41. не узбек says:

    тут вы по отношению узбеков использовали слова «диаспора» в Казахстане, хотя слова диаспора используется по отношению к пришельцам. В отличие от казахов кочевников узбеки Чимкента Туркестана и Тараза являются коренным население этого региона, где 1000 летиями проживали их предки!

  42. не историк says:

    тут вы по отношению узбеков использовали слова «диаспора» в Казахстане, хотя слова диаспора используется по отношению к пришельцам. В отличие от казахов кочевников узбеки Чимкента Туркестана и Тараза являются коренным население этого региона, где 1000 летиями проживали их предки!

  43. казах says:

    узбечки молодые сейчас очень и очень красивые, так что женитесь на них , тем более они не грубят ., не хамят, за мужем ухаживают.

  44. Edige JA says:

    Надо всех не казахов в Казахстане оказахить, чтобы в Казахстане все не казахи считали себя казахами.

  45. салим says:

    Казахам очень хочется быть близкими к узбекам но одного они не понимают что так называемые узбеки проживающие на територии Казахстана к узбекам средних веков не имеют никакого оношения. Те люди которых сейчас в Казахстане называют узбеками на самом деле потомки сартов это относится к многим городам Туркестан Джамбул Чимкент Мерке и прочее там они проживают с давних времен и не имеют никакого отношения казахам ни обычаях не в менталитете. У этих людей совсем другие понятия о наивных казахах. Совсем другое отношение к казахам конечно на людях так называемый узбек демонстрирует приветливость и угодничество это у них в крови но за стенами дома он считает казахов не хочу обижать вас казахи не хорошо они отзываются о вас. Это знаю из собственных наблюдений. Так что Серик ты ошибаешься в преклонении перед так называемыми узбеками но не подумай что призываю к напряженности между народами просто надо знать правду. Среди них есть много хороших отзывчивых людей и это правда. О народе узбек известно то что он появился по волюнтаристкому решению большевистских бонз в 1924 г. В результате размежевания республик в то время не было такого народа узбек а были сарты и племена разнообразных кочевников и кипчаки которые не желали чтобы их называли узбеками и некоторыеуходили к близким им казахами и киргизам. А также сушествовали племена найманов кунгратов и проч. в то время уже довольно сильно сартизированые.Некоторые племена совсем исчезли такие как кураминцы и некоторые другие. немало людей из племен наываемые тюрки и до пятидесятых годов прошлого века не признавали себя узбеками а как вы хотели ведь это искуственно созданый народ. Узбеки средних веков 15-16 век это политоним не успевший сложится в нацию. Так например ктаи и кипчаки и многие другие на вопрос кто вы отвечали мы ктаи и кипчаки а лакаи всегда себя называли лакаями даже сейчас себя называют так. Такая вот но на сегодняшний момент ситуация в национальном самосознании называемых узбеками многие жители Узбекистана считают себя узбеками хотя многие старики помнили что их называли сартами самолично приходилось встречать таких людей а также слышать отзывы о т тех кто встречал таких людей.

  46. Сарканд Койлык Ушарал says:

    Они өзбектер и все. Нет сейчас ни каких сартов — персоязычных, а есть монолитный, многочисленный, тюркоязычный узбекский народ. Нет возможности определить по внешности кто перед тобой потомок какого нибудь племени или потомок сарта. Топонимы населенных пунктов в Самаркандской области напоминают об наших общих предках.

  47. туранец юко says:

    узбек- в основном таджики перешедшии на тюрскйй язык в 19 веке так что они не тюрки а фарси земледельцы-

  48. Нация узбек начала появлятся на территории золотой орды когда к власти пришел Узбек хан он принес ислам потомкам Чингиз хана и все кто уверовал Ислам начали называть себя узбеками. Так оброзовался узбекский клан. После распада ак орды на его землях пришедший ко власти Абулхайр хан развеял смуту и создал свое государство в возрасте 17-20 лет и религией их был Ислам says:

    Нация узбек начала появлятся на территории золотой орды когда к власти пришел Узбек хан он принес ислам потомкам Чингиз хана и все кто уверовал Ислам начали называть себя узбеками. Так оброзовался узбекский клан. После распада ак орды на его землях пришедший ко власти Абулхайр хан развеял смуту и создал свое государство в возрасте 17-20 лет и религией их был Ислам. И это государство называлось узбекское

  49. Аллаху акбар! says:

    Нация узбек начала появлятся на территории золотой орды когда к власти пришел Узбек хан он принес ислам потомкам Чингиз хана и все кто уверовал Ислам начали называть себя узбеками. Так оброзовался узбекский клан. После распада ак орды на его землях пришедший ко власти Абулхайр хан развеял смуту и создал свое государство в возрасте 17-20 лет и религией их был Ислам. И государство называлось Узбекским ханством, либо государство кочевых узбеков. Позже Абулхайр совершал набеги на Самарканд Бухару и Хорезм. Он подчинил себе большие территории нынешнего Казахстана и России. Вмешивался в политические дела Хорезм шаха и потдерживал его. Но были те кто не хотел подчиняться им. Он вел борьбу с Ойратами от которых в походе 1450 -1460 г когда потерпел поражение, васпользовавшись этим многие ханы которые не хотели подчиняться жесткому политическому правлению Абулхайр хана Керей и Жанибек со своими подданными откочевали на восток в семиречья Могулистан и в дальнейшем создали свое государство Казахское ханство 1465 годах.слово Казах означало свободный и те кто перешли с Узбекского ханства к Казахскому называли себя Казахо-узбеками тоесть свободными узбеками . После чего сын Абулхайр хана Хайдар хан возглавляет государство. Керей и Жанибек с помощью других султанов побеждают Хайдар хана и присваивают себе земли Узбекского улуса или ханства . После чего внуки Абулхайр хана откочевали в Астрахань а в дальнейшем собрав войско захватили территори. мавереннахра подченяют себе оседлый народ и приносят туда политическое название Узбек! На территориях нынешнего Узбекистана. Так что не надо говорить про сартов или тому подобное потеряв государство они просто создали его на других землях! А на землях Узбекского ханства образовалось Казахское! Да и к тому же несколько племен Казахского ханства перешли в мавереннахр такие как карлуки, коныраты , уйгуры кыпшаки и др. И стали считать себя узбеками. И есть поговорка у казахов ата диним озбектен деген! Так что не надо сеять смуту между братским народом!

  50. Дамир says:

    Ассаламұғалейкум, ханымдар мен мырзалар!
    Во первых приведу рядовой пример. Узбеки три месяца живущие в Астане — чисто разговаривают на казахском. Очень приятно. Славяне живут в Казахстане с середины 18 века и по казахский говорят только единицы. Знаю, будете спорить. Но это факт.
    Во вторых. В Узбекистане узбеки делятся и даже сильно. Казахстан их объединяет, здесь они забывают, что они разные, здесь они становятся единым этносом. Это тоже факт.
    В третьих. Некоторые говорят о конфликтах, а некоторые говорят о комплиментарности казахов и узбеков. Есть и то и другое. Все зависит как себя поведёшь. Моя бабушка говорила: «Көршіңді ұры қылма, жинақы бол!» Если мы казахи будем вести себя достойно, то соответственно получим достойное отношение (презрение на бытовом уровне возникает не на пустом месте). «Әр адам силағанның құлы» — дословно — каждый человек раб уважения.
    В четвертых. Узбеки растущий этнос, так мы тоже давайте расти как они в численном плане, а так же как призывал наш просветитель Абай — будем расти в нравственном плане. И как призывал еще один человек — давайте расти в экономическом и политическом плане.
    В пятых. Предвижу ваши возражения, типа слишком много на нас возлогаешь и.т.д… Отвечу — ЕДИНСТВО. Один вырос в одной сфере, другой во второй, третий в третей и.т.д. Давайте объединяться и брать лучший пример друг у друга.

  51. Игорь says:

    Столько дурачков не понимающих русских.. Аж диву даешся.. По пунктам..
    1. Украинской нации не существует.. Есть украинская государственность, но нации нет.. Это осколок русского государства и народа.. Поэтому про украинцев в Казахстане мне смешно читать.. Сам из Украине.. Всю жизнь историю изучаю. В одно и тоже время отрицаете узбекскую национальность, но признаете украинскую.. Повеселило.
    2. Переселение узбеков по ближе к русским не даст никакого эффекта подчинения русского народа.. Максимум , чего вы добъетесь — это исход в Россию русских.. Как бы в РФ не против.. Даже не думайте. А вот вы с узбеками потом гемор получите на века.. Это не спокойные относительно християне.. У вас сейчас там межнациональные конфликты? это ничто.. ПОсмотрим когда узбеков будет не 500тыс, а 2,5-4 млн. А подчинения русских не будет.. Не тот это народ.
    3.Никакой казахизации русского народа не может быть вообще.. Че вы там курите и чем вы там думаете — я не пойму.. Смотрел да ролики в сети ваши как вы там пристаете к русским, чтобы они назвали себя казахами.. Смешно.. В Украине не смотря на то, что это все русский народ — одна часть русского народа считает себя фиктивным украинским народом, вторая русским и до сего дня.. Половина населения саботирует общение на украинском языке вообще.. До сих пор.. Власть не может сделать ничего.. Теперь возьмем казахов в сравнении с русскими.. В отличие от первого случая максимальное количество различий. Больше нет куда.. Различие историко-культурное, генетическое, национальное, расовое, религиозное.. Вы всерьез считаете, что русскому за честь называться этносом абсолютно ему чужым во всем? Даже не знаю как это назвать тогда.
    4. Русский как называл выродка выродком, скотомразь скотомразью.. Как пи..дил так и будет пи…дить упоротого казаха либо кого еще.. Не смотря на его силу и умение драться.. Если очень надо, то выход всегда найдется.. Так что не это фактор спокойствия русских и християн в общем. Вы этого не понимаете, потому как мусульмане..

  52. Жандос says:

    Чимкент узбекская земля

  53. Анти-цыган says:

    узбеки нет такой нации, это все отюркизированные таджики, настоящие узбеки от казахов мало чем отличаются т.е они такие же монголоиды как и казахи. а те что на фото это все персы!

Добавить комментарий

You must be logged in to post a comment.