АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Как с песнями законопроект о кинематографии принимали[:]

[:ru]

В среду, 19 сентября, на традиционном пленарном заседании мажилисмены рассматривали проект закона «О кинематографии». Ответственный за этот документ член правительства — министр культуры и спорта Арыстанбек Мухамедиулы так старался защитить перед депутатами представленные нормы, что даже спел с парламентской трибуны

Законопроект направлен на решение трёх основных задач — поддержка производства национальных фильмов; обеспечение широкого проката национального кино; выход казахстанского кино на международный рынок, в том числе за счёт совместного кинопроизводства и создания копродукции с ведущими кинокомпаниями мира.

— Мы можем с уверенностью говорить, что сегодня казахстанский кинематограф на особом подъёме! — восторженно заявил министр. — Всего за несколько лет доля национального кино в прокате выросла практически вдвое – с 6% в 2014 до 12,5 %! За последние три года по заказу министерства выпущено 20художественных67 документальных4 анимационных картины. Все они — об истории страны, культуре, традициях, современных достижениях, исторических личностях, героях нашего времени.

Арыстанбек Мухамедиулы уверенно заявил, что в Казахстане уже сейчас есть все условия для того, чтобы «снимать масштабное кино с ведущими кинопроизводителями мира».

— Наши преимущества – это, прежде всего, политическая стабильность, межнациональное согласие, уникальный ландшафт и климат с ярко выраженными четырьмя временами года, — перечислил министр составляющие.

Ключевые же положения законопроекта такие. Во-первых, это создание при правительстве Фонда поддержки национального кино в форме некоммерческого акционерного общества.

— Деятельность данной организации будет направлена, прежде всего, на аккумулирование и распределение бюджетных и внебюджетных средств, выделяемых на кинопроизводство, прокат, показ и дальнейшее продвижение национальных фильмов. Это международная практика, подобные организации действуют практически во всех ведущих странах — кинопроизводителях, — объяснил Мухамедиулы.

Одной из основных задач фонда будет рассмотрение и отбор кинопроектов по результатам открытого конкурса. Участие в питчинге смогут принять все независимые киностудии и продюсерские центры.

При фонде планируется создать специальный экспертный совет из числа высокопрофессиональных специалистов в сфере кинематографии, который будет давать компетентное заключение по каждому кинопроекту. На основании заключения рекомендации о выделении финансирования будет давать межведомственная комиссия, созданная при правительстве.

Таким образом, кинопроекты будут проходить несколько стадий отбора, что позволит обеспечить прозрачность и эффективность распределения госсредств, а также создаст условия для здоровой конкуренции между производителями.

Предлагается введение новой модели государственного финансирования национального кино. Министр пояснил, что сегодня «практически все картины финансируются в полном объёме, включая их прокат».

— Соответственно, это серьёзно ограничивает число выпускаемых картин, а также их коммерческое продвижение на рынке, так как производитель, продюсер, творческая группа в ходе производства уже получили все свои гонорары. Новая схема финансирования имеет чёткую градацию фильмов по объёмам их финансирования. Социально значимые фильмы будут финансироваться в полном объёме до 100% сметной стоимости. В первую очередь это детские фильмы, социальное кино, анимация, дебютные картины. Фильмы совместного производства или копродукция будут финансироваться в пределах, предусмотренных соответствующими соглашениями о их производстве с зарубежными кинокомпаниями. Все остальные, так называемые массовые, коммерческие фильмы будут финансироваться частично, от 10% до 70%, на условиях привлечения инвесторов и частных капиталов. При рассмотрении заявок одним из критериев отбора кинопроекта будет его финансовая обеспеченность со стороны производителя, — объяснил Мухамедиулы.

При этом нормами законопроекта предусмотрено, что «лица, получившие финансовую господдержку на производство социально значимых фильмов до 100%, будут обязаны осуществлять отчисления в Фонд поддержки кино с доходов от проката в объёме 20%».

— Остальные получатели будут возвращать финансовые средства в объёме, соразмерном процентному соотношению финансовой поддержки. Все возвратные средства будут направлены фондом на производство новых проектов, что позволит снимать большее количество картин. Конкретный алгоритм возвратности будет утверждён подзаконным актом, — пояснил он.

Вопросов у депутатов оказалось немало. Даже председателя мажилиса Нурлана Нигматулина заинтересовало, к примеру, как именно будут фильмы признаваться национальными, чолбы попасть в этот фонд.

— Просто есть сегодня такое опасение: если остановиться на содержательной части, то по указанному критерию не всегда фильмы могут пройти национальную комиссию, чтобы получить статус. Но при этом они могут быть очень популярны у народа. То есть идеологическая составляющая, на первый взгляд, там может отсутствовать, но они могут быть очень востребованными зрителями. Примеры есть в недавней нашей с вами советской действительности. К примеру, фильм «Ирония судьбы, или С легким паром», — напомнил Нигматулин. — Первая же комиссия нашла бы там целый ряд нарушений этических и гражданских норм. Это употребление в общественном месте, незаконное вторжение в чужую частную собственность и так далее…

— …И самое главное — увёл чужую жену! — в унисон продолжил министр мысль спикера. В зале расхохотались.

— По реакции некоторых людей, они это не считают нарушением, — снова заговорил Нигматулин. — Или, к примеру, наш с вами любимый фильм Шакена Айманова «Ангел в тюбетейке». Тоже там большой вопрос, есть ли идеологическая составляющая: мама проводит кастинг для своего великовозрастного сына. Но игра актёров, подача сюжета и, откровенно говоря, просто великолепное художественное воплощение сделало фильмы шедеврами. Эти примеры уже говорят о том, уважаемые коллеги, что, наверное, надо создать условия для хранения всех фильмов.

При этом Нигматулин подчеркнул, что в состав комиссии, которая будет отбирать фильмы, должны войти «не только чиновники, но и общественные деятели, режиссёры, артисты, кинокритики, депутатов не забудьте».

— Я думаю, что только такое широкое представительство общественности в этой комиссии даст возможность объективно отбирать и, самое главное, — повысит доверие к результатам отбора таких национальных фильмов, — считает он.

— Большое спасибо! Вы озвучили правильные мысли, мы непременно их осуществим, — тут же заверил министр.

Дискуссия о культуре длилась долго. В какой-то момент вспомнили и о патриотическом воспитании, на что министр отозвался благодарностью — к нынешнему депутату, а ранее вице-министру обороны Абаю Тасбулатову.

— Все строевые песни он сделал на казахском языке! У нас же строевых песен не было, мы все пели «Маруся (неразборчиво) слёзки льёт», — пропел Мухамедиулы, стоя на трибуне. — Мы все так пели! И Абай Тасбулатов все казахские песни написал.

— Спасибо, на этом вопросы у нас закончились, — на музыкальной ноте завершил обсуждение Нигматулин.

https://forbes.kz/process/kak_s_pesnyami_zakonoproekt_o_kinematografii_prinimali/

[:]