АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Как классовую борьбу обратить в классовое партнерство…

Казахи сегодня.

На днях в столичном акимате прошло совещание, на котором была обсуждена программная статья главы государства Нурсултана Назарбаева «Социальная модернизация Казахстана. Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда». Напомним, что в программном документе, Лидер Нации отметил: «…Сегодня в Казахстане недостаточно развиты механизмы регулирования, предупреждения и профилактики трудовых споров и конфликтов. Конечно, не бывает идеального бесконфликтного общества, но, тем не менее, мы обязаны стремиться к тому, чтобы минимизировать такие риски». В этом плане проведенное совещание стало одним из шагов на пути реализации инициатив главы государства.

Участвующие в совещании руководители подведомственных предприятий социальной сферы: руководители школ, детских садов, спортивных учреждений, медицинских организаций, учреждений культуры обсуждали источники возникновения трудовых конфликтов на предприятиях и организациях и пути предупреждения, решения и недопущения нарушений трудового законодательства, становившихся причиной возникновения социальной напряженности.

Известно, что взаимоотношения между государством, работодателями и работниками не всегда проходят в конструктивном русле. Вместе с тем, в регионах республики на базе профсоюзов создаются и действуют диалоговые площадки, призванные эффективно налаживать конструктивный диалог между различными слоями общества, способствовать решению острых вопросов, посредством проведения переговоров и заключения соглашений между работодателями, работниками и государством, а также в оперативном порядке решать возникающие трудовые споры между предпринимателями и их работниками.

Идея социального партнерства получила «путевку в жизнь» и в дальнейшем нашла конкретное воплощение в посланиях Главы государства. Вместе с тем, принятые нормативно-правовые акты зачастую носят расплывчатый характер, что в свою очередь не позволяет организациям (профсоюзам – при. Ред.) эффективно решать вопросы, входящие в их компетенцию. Это отметил в своей статье «Социальная модернизация Казахстана. Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» Лидер Нации Нурсултан Назарбаев: «Закон «О профессиональных союзах» принят еще в 1993 году. В нем нет даже понятия о социальном партнерстве, механизме заключения и исполнения коллективных договоров и т. д. Поэтому не удивительно, что профсоюзные институты в Казахстане не всегда способны играть роль эффективного инструмента предотвращения и разрешения  трудовых споров».

Рост социальных протестов

Между тем, как показывает практика последних лет, в различных регионах страны отмечается рост социальных конфликтов. Так, например, только за первые 6 месяцев 2012 года в Акмолинской области было зафиксировано 12 акций протеста, в том числе три забастовки, связанные с трудовыми спорами. По информации представителей Управления внутренней политики области, трудовые конфликты были зафиксированы: в ДГП «Байлюсты Алтын» Енбекшильдерского района (задолженность по зарплате 152 сотрудникам), в шахтах п. Бестобе АО «ГМК Казахалтын» (более 350 сотрудников, недовольство условиями труда и уровнем заработной платы), на шахте «Восток» рудника Шантобе ТОО СГХК (50 сотрудников, недовольство уровнем заработной платы).

Главный вопрос возникновения трудовых конфликтов и споров — это оплата труда, считает председатель федерации профсоюзов Акмолинской области Кенес Бекишев, несоответствие зарплаты работника вкладываемому труду, большой разрыв размера зарплаты руководства персонала и работников. Что в свою очередь способствует обострению ситуации как внутри трудовых коллективов, так и в процессе взаимодействия между работниками и руководством организации. И подобных случаев можно привести немало. В то же время в Трудовом, Административном и Уголовном кодексах отсутствуют статьи об ответственности за провоцирование трудовых конфликтов со стороны работодателей, должностных и иных лиц. В свою очередь принуждение к забастовке, как и несвоевременность выплаты заработной платы работникам, влечет штраф всего в размере 10-20 месячных расчетных показателей, а невыполнение обязательств по коллективному договору – штраф от 200 до 500 МРП.

Сегодня ситуация такова, что социальные конфликты можно и нужно разрешать за столом переговоров. В этом плане европейское сообщество уже не одно десятилетие использует модель социального партнерства, которая позволяет регулировать социально-трудовые отношения, налаживать конструктивный диалог между работниками и работодателями, постоянно апеллируя к действующим нормативно-законодательным актам, регламентирующим трудовые взаимоотношения. По своей сути социальное партнерство отражает компромисс интересов основных субъектов социально-экономических процессов, и выражает общественную необходимость социального мира как одного из главных условий политической стабильности и экономического прогресса.

Отметим, что Казахстан стал первым на постсоветском пространстве, кто стал активно работать над приданием легитимности процессу социального партнерства. Так, президент страны Нурсултан Назарбаев 19 декабря 1994 года подписал постановление «О социальном партнерстве в области социально-экономических и трудовых отношений», которое фактически стало началом формирования эффективной системы коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, системы переговоров и соглашений власти, профсоюзов, работодателей. Вместе с тем, как показала практика, многие инициативы так и остались на бумаге. В итоге в некоторых регионах страны стала отмечаться социальная напряженность.

Поэтому уже сейчас необходимо принять комплекс мер, направленный на нормализацию трудовых отношений, снижению социальной напряженности и постепенному переходу от конфронтации к конструктивному диалогу. «Важно создать эффективную модель социально-трудовых отношений, в основе которой будут механизмы партнерства государства, частного сектора и профессиональных объединений. Следует развивать самоорганизующие начала в жизни казахстанцев, в том числе органы местного самоуправления, «осовременить» институты гражданского общества, которые должны стать действенными инструментами реализации социальных инициатив граждан», — отметил глава государства Нурсултан Назарбаев в своей статье «Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к Обществу Всеобщего Труда».

Именно через социальное партнерство государство стало проводить свою политику в отношении различных слоев общества. При этом социальное партнерство способствует демократизации отношений, устойчивому политическому и экономическому развитию казахстанского общества. Базовые принципы социального партнерства сформированы на равноправии сторон, соблюдении действующего законодательства, добровольности в принятии обязательств, и ответственности за принятые обязательства.

Крепкие профсоюзы – гаранты социальной стабильности

Основными действующими лицами социального партнерства являются работодатели, государство и профсоюзы. И эта цепочка все время должна контактировать между собой, решая накопившиеся проблемы в социально-трудовых отношениях. Кроме этого эффективность социального партнерства зависит от всех участников процесса, которые должны соблюдать основные принципы сотрудничества, заключающиеся в равноправии и уважении интересов сторон, соблюдении действующего законодательства, а также учета интересов всех сторон. При этом кропотливая работа должна вестись на регулярной основе, а не носить эпизодический характер. Только в таком случае можно будет говорить о достижениях, нежели о своих промахах.

В этом плане симптоматично выглядит Послание президента Казахстана Нурсултана Назарбаева народу Казахстана, где он в 2000 году отметил: «Нам необходима целостная Концепция социальной политики, а не импульсивные рывки частного характера. И профсоюзам и работодателям надо здесь тоже работать, засучив рукава, а не только требовать». При этом одной из приоритетных направлений деятельности отечественных профсоюзов является защита и представление интересов работников в области занятости, условий и оплаты труда, а также решение социальных проблем. Успешность выполнения задачи является оценкой эффективности деятельности профсоюзов.

Отметим, что в своей повседневной деятельности профсоюзы должны опираться на накопленный опыт и полученные знания. Именно это две составляющие вкупе с авторитетом лидеров профсоюзного движения могут стать залогом успеха в расширении и углублении социального партнерства. Примером так называемой работы над собой могут служить семинары, тренинги, конференции и круглые столы. Так, например 17-18 октября 2012 года в Астане прошел двухдневный семинар-тренинг «Предупреждение, управление и урегулирование конфликтов» для профсоюзной рабочей молодежи, в котором приняло участие 26 профсоюзных работников и активистов; представители профсоюза нефтегазового комплекса, профсоюза железнодорожников, профсоюза жилищно-коммунального хозяйства г. Астаны, профсоюзные активисты компании «KEGOC», городского профсоюза Адилет и др.

Наряду с повышением знаний, профсоюзам также необходимо укреплять партнерские связи со своими коллегами из бывших республик. Так, например 15 по 19 октября 2012 года делегация Комиссии по работе среди молодежи Федерации профсоюзов Республики Казахстан посетила Азербайджан, где состоялись встречи с руководством Конфедерации профсоюзов Азербайджана, с представителями молодежных структур Конфедерации профсоюзов Азербайджана и профсоюзным активом нефтяной компании «Socar». В ходе встречи обсуждались вопросы сотрудничества между молодежными профсоюзными организациями дружбе национальных профцентров. Кроме этого участники встречи поделились опытом о реализации данных вопросов. Отрадно наблюдать, что подобный процесс не канул в бытие, а стал одной из форм налаживания сотрудничества и обмена мнениями.

Группы оперативного реагирования

Вместе с тем, на сегодня большинство профессиональных союзов разобщены. Многие из них забыв о своих функциях, стали номинальными, порой не способными наладить диалог между сотрудниками и работодателем, что негативным образом сказывается как на трудовом процессе, так и на имидже профсоюзного движения. А между тем по данным конфедерации труда Казахстана, в настоящее время в различных профсоюзах состоят около 2 миллионов 400 тысяч человек. Это порядка 40 процентов от всего количества трудоспособного населения Казахстана.

Однако социальное партнерство не ограничивается участием только профсоюзов. Уже сейчас видно, что на пути развития социального партнерства стала кристаллизовываться система разного рода неправительственных организаций, среди которых помимо профсоюзов можно увидеть и другие общественные объединения, в миссию которых входит решение актуальных вопросов социально-экономического характера.

Так, например, обращает на себя внимание созданный в первой половине 2012 года в структуре фонда национального благосостояния «Самрук­-Казына» Центр социального партнерства, в планах которого – развернуть в стране сеть групп оперативного реагирования для профилактики и разрешения социально­трудовых конфликтов. Как отметил гендиректор Центра Нурлан Еримбетов: «Целью этой инициативы является создание групп оперативного реагирования, состоящих не только из профессиональных медиаторов, но также из известных и уважаемых в регионе граждан, которые будут принимать активное участие в разрешении и профилактике социально-трудовых конфликтов».

Подводя итог, можно сказать, что на сегодня процесс пошел и направлен в нужное русло. Можно надеяться, что установленные между госорганами, руководством компаний и неправительственными организациями связи будут крепнуть и расширяться, тем самым, создавая прочный фундамент для конструктивного решения за столом переговоров возникающих в трудовом процессе вопросов.

Раим Ойлыбаев