«Согласно легенде, в день, когда Пифагор открыл свою теорему, он принес богам в жертву 100 быков» (из Википедии).

 

 «В этом году, [в месяце] сафара (сент-нач. окт. 1043 г.) приняли Ислам 10 тысяч кибиток из неверных тюрков, которые, бывало, делали ночные набеги на мусульманские города в краях Баласагуна и Кашгара, грабили их и учиняли беспорядки. И принесли они жертву в день Курбан айта (10 июня 1044 г.) 20 тысяч голов овец, и Аллах [таким образом] избавил мусульман от их вражды…» (Из сочинения «Ал-камил-фи-т-тарих» Ибн ал-Асира).

 

«К чему Мне множество жертв ваших? — говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов  и туком откормленного скота; и крови  тельцов и агнцев, и козлов не хочу!» (Книга пророка Исайи,1: 11).

 

Тема жертвоприношения в истории религий, как архаических, так и мировых универсалистских, является весьма сложной. Как сами теологи, так и  светские ученые-религиоведы, философы на протяжении веков выдвигали и выдвигают порой самые разные версии и интерпретации обрядов и смысла жертвоприношений Богу (богам), и ни одна из них не может претендовать на абсолютную  истину. Всевышний Аллах лучше знает…

Мы можем лишь констатировать то, что жертвоприношение всегда было и остается  важнейшим сакральным элементом всякой религии. Мало верить Богу и исполнять закон, но всегда считалось, что надо что-то, притом дорогое, ценное  жертвовать Богу, чтобы приблизиться к Нему. Не зря есть русская поговорка, высмеивающая желание малосознательных верующих схитрить перед Богом: «на тебе, боже, что мне негоже!». 

В любой религии требуется благодарить, умилостивлять и задабривать духов и богов, также приносить особые искупительные жертвы (поскольку человеку свойственно ошибаться и оступаться, грешить). Можно привести на эту тему бесчисленное множество свидетельств и фактов из истории религий. 

В религиоведении обряды жертвоприношения делятся на две главные категории: кровные и бескровные.  «Кровь и насилие самым загадочным образом таились в основах древних языческих верований» (В. Буркерт. Ритуал жертвоприношения, охотничьи и погребальные обряды. М., 2000). И сразу хочется обратить внимание на центризм, мудрость, своеобразный демократизм и гуманизм Ислама. Ибо, только зная, что было ДО ИСЛАМА, сравнительно-сопоставительным анализом можно правильно понять и объективно оценить Ислам.

Так, по сравнению с практикой жестоких человеческих жертвоприношений  у  многобожников-язычников, также чересчур усложненными в обрядово-ритуальном отношении  и весьма обильными жертвоприношениями животных, которые были характерны даже  для евреев и ариев-зороастрийцев, Ислам смело, можно сказать революционно, пересмотрел, упростил и минимизировал  эту практику. В «Авесте» есть сведения о том, что скотоводы-арии каждый раз возжигали на алтаре «сто жеребцов, тысячу  коров, и мириады овец».

Бывало, что в капищах и древних храмах ежедневно и неустанно жрецы сжигали тысячи животных (это хорошо известно и по данным археологии). Не зря в Библии,  Бог передает через пророка Исайю, что Ему уже претят излишние жертвы: «Я пресыщен всесожжениями овнов  и туком откормленного скота; и крови  тельцов и агнцев, и козлов не хочу!».

Итак, во-первых, Ислам раз и навсегда, однозначно запретил весьма распространенные тогда на планете ритуальные убийства  людей,  был категорически отвергнут обычай приносить в жертву Богу человека, заменив это закланием овцы или другого парнокопытного животного. Надо понять, что это имело огромное нравственное значение для древних людей, для того времени и той среды, для языческого мира Азии и Африки.

Во-вторых, Ислам стал учить  своих последователей как раз не абсолютизировать роль жертвоприношений животных и, в целом, обрядово-ритуальной стороны религии, делая акцент на самосовершенствовании, поиске знаний, воспитании благонравия и стыдливости, интеллектуальном и нравственном развитии личности. Важной формой жертвоприношения или его модификацией считается в Исламе  пост («саум», перс. «руза»), т.е. практика воздержания от пищи, воспитание аскетических наклонностей, внутренней самоотрешенности – в целях приближения к Богу.  

Ритуальные заклания жертвенных животных сохранились в Исламе (во время Курбан-айта, и в экстраординарных случаях — при исцелении, избавлении от бед и т.д., когда дают обет Богу) – так же, как и в традиционном Иудаизме. Однако, повторяем, мусульманские жертвоприношения не имеют таких вселенских масштабов, как некогда это было у язычников. Кроме того, мусульмане не сжигают туши животных на алтарях (дым которых якобы «кушают» или вдыхают боги или духи), а вполне рационально используют это мясо в качестве пищи для своей семьи, также раздают беднякам, готовят благотворительные обеды и ужины. Такого элемента, т.е. благотворительности, в помине не было у язычников, которые просто тысячами сжигали дотла быков и овец, желая всячески «задобрить» своих богов.  

Автор: Н. Нуртазина,

  религиовед

Altyn-Orda.kz

Рубрика: ,