12 октября, 2014 26 комментариев

К ВОПРОСУ О КЫПЧАКСКОЙ МИГРАЦИИ X – XI вв. В БАШКОРТОСТАН

kipchakiЮсупов Ю.М., Кафедра археологии, древней и средневековой истории

В X – XI вв. в западном Приуралье складывалась довольно сложная этническая обстановка. Этот период характеризуется приходом новых кочевых масс, известных в истории как кыпчаки.

В VII в. на землях севернее Алтая – в прииртышье кочевали кимаки, которые входили в состав Западнотюркского и частично Уйгурского каганатов. С их гибелью сформировалось ядро кимакского племенного союза. Начиная примерно с VIII в., в Прииртышье и Центральном Казахстане появляется мощная политическая сила известная как кимако-кыпчакская конфедерация. Ее активность породила существенные изменения на этнополитической карте обширного региона. Кимаки в VIII в. окончательно подчинив себе кыпчаков, совместно продолжили свое продвижение на запад и юго-запад. Достигнув приаральских степей в IX в. кимако-кыпчакская конфедерация была сдержана башкиро-печенежским союзом [1]. Однако вскоре оформляется коалиция, где совместно с кимако-кыпчакскими племенами против печенегов и союзным им башкир, выступили орды огузов, Хазарский каганат и карлуки. После длительного и упорного противостояния печенежский союз не выдержал ударов могущественных соперников. В результате печенеги с часть башкир покидают свои земли и направляются на запад. Теперь пастбища между рр. Яик и Волга вплоть до Южного Приуралья занимают огузы [2]. В 985 году огузы, совместно с русскими князьями, участвовали в походе на Волжскую Болгарию [3]. На востоке от них, примерно в центральном Казахстане расположились кимако-кыпчаки, западные границы которых доходили до предгорий Южного Урала. По мнению исследователей, уже в X в. началось проникновение кыпчаков в глубину башкирского массива: «Районы предгорья Южного Урала, преимущественно юго-восточные его склоны и степи,… занимали некоторые из кыпчаков, отделившихся от кимаков» [4]. В XI в. в ареал расселения кыпчакских племен входит р. Волга. В этот период в памятниках булгарской эпохи наблюдается увеличение доли кыпчакской керамики.

kipchaki (1)

В этом отношении для нас наиболее интересен термин «бараж», фигурирующий в преданиях и цикл преданий, посвященный дракону или змею: «Жил один дракон змей называемый Бараж. – говорится в произведении «Дафтар-и Чингиз-наме» анонимного автора – Он городским жителям причинял много бед. С ним выходили воевать, но победить так и не смогли. В конец сами, бросив свой город, убежали»[5]; в шежере юрматы говорится следующее: «В древние времена на этой земле были ногаи. На земли по долинам рек, называемым Зай и Шешма, они приходили кочевать со всех сторон до тех пор пока в том месте  вдруг не появился какой-то змей-дракон. Он достигал всего на расстоянии одного дня и ночи пути. Так прошло много лет. С ним долго сражались. Много людей погибло, после этого тот змей исчез» [6] и др. Очень схожий сюжет имеет легенды записанные А. Нестеровым в конце XIX в. у казахов низовьев Сырдарьи. Согласно им, город Джанкент, или Янгикент, где правил Санджар, погиб из-за нашествия несметного количества змей [7].

Сюжеты о змеях драконах имеют довольно широкое распространение. У многих народов, существуют представления, о том, что дракон (змея) является первосоздателем всего сущего на земле. Но в данном случае появление сюжетов о змее и драконе в бараж-юрматинских преданиях мы должны связывать с этнополитическими изменениями в регионе.

Для начала рассмотрим роль культа змеи у кимаков и в кимакском объединении. С.М. Ахинжанов считает, что кимаки, так же обожествляя представителей пантеона нижнего мира – дракона или змея, должны были считать себя причастными к их образу и на этом основании именоваться народом змей.

post25big3

Исследователь выделяет несколько этнонимов обозначающих кимакское этнополитическое образование. М. Кашгари кимаков упоминает под термином каи у, которых, «свой язык» и которые «хорошо знают тюркский». Это согласуется с мнением исследователей о восточном происхождении кимаков – территории являющейся эпицентром татаро-монгольских родоплеменных объединений [8]. Если рассматривать этноним каи с позиции монгольского языка, то обнаружим, что в некоторых его диалектах термин кай означает змею, дракона. В китайском источнике VIII в. «Танхуйяо» приводится тамга племени каи, изображенная в виде змеи. Аналогичная тамга сохранилась и у племени каи, отмеченных в составе огузо-туркменских племен. Рашид-ад-дин тех же кимаков/каев называет лунами. Лун – китайское название дракона и змеи. Так же сам этноним кимак, который фигурирует в основном в арабских источниках имеет тоже что и кумохи/кумоси китайских источников. Кумоси является передачей двух этнонимов: кумак и каи, что говорит о тождестве этнонимов кимаки и каи. В отчете китайского посла Вон Янь-дэ говорится о неких дачунах которые соседствуют с киданями. Слово «дачун» есть обозначение кимаков и в переводе означает «великие змеи». В армянском источнике о кимаках так же сообщается о народе змей («отц») [9].

Очевидно кимаки были известны как народ змей именно в смысловом значении, а не столько фонетически («каи» – в монгольской передаче, «кумоси» – в китайской, в армянской – «отц» и тд.). Кимаки долгое время находились в тюркоязычной среде, в первую очередь кипчаками и йемеками, дает основание предположить, что этот народ «змей» помимо монголоязычного варианта должен был иметь и тюркский эквивалент, под которым его знали окружающие тюркоязычные народы. В башкирской этнонимии есть интересующий нас этноним – елан. Р.Г. Кузеев считает, что башкиры племени елан – потомки одного из древних тюрских племен, которое включилось в состав кыпчаков еще на ранней стадии их истории миграции на запад [10]. Его слова не лишены основания. В свете последних работ по кыпчаковедению вопрос о происхождении еланцев приобретает свою форму. Но прежде чем обрисовать этнокультурную ситуацию, сложившуюся в западной Башкирии выделим еще несколько существенных моментов. Дело в том, что кроме башкирского этнонима и упоминания формы «Чжи-лян» в «Сокровенном сказании», подобное обозначение в кимаков в тюркской этнонимии не встречается. На это обстоятельство обратил внимание и С.М. Ажинжанов. Бытовало какое-то другое тюркское слово, которое было эквивалентом термину «каи» и обозначало племя змей, т.е. кимаков. По мнению казахского исследователя, таким словом является термин уран, который является производным от глагола «наматывать», «обматывать», с прибавлением аффикса (н). Один из самых распространенных вариантов этнонимов с «уран» в корне является этноним и топоним «урянкай». В различных версиях улянха, улянхай, урянхай, урянхиты, унянгай, оренгай и др. При ближайшем рассмотрении видно, что этноним уранкай является композитным, состоящим из двух этнонимов уран и кай, которые с тюркского и монгольского языков соответственно переводятся как змея.

1acd1bdbe9b2

Возможно, возникновение этого термина возникло в связи с языческими религиозными представлениями тюрков, где накладывается запрет на употребление названия определенного племени. Имя являлось тотемическим символом и имело магическое значение. Поэтому на тюркское название кимаков означающее змею (джилан) был наложен заперт [11].

В Башкирии достаточно хорошо отложился этот этноним, а сами кимако-кыпчакские племена участвовали в этногенезе башкирского народа. В этом плане необходимо обратить внимание на два родственных и очень близких по происхождению башкирских родоплеменных образования: уран и дуван. Как видим, одно из них имеет этноним, который полностью соотносится с тюркским названием народа змеи. Согласно мнению Р.Г. Кузеева эти племена имеют схожее происхождение «восходящее к древней тюрко-монгольской среде Алтая и Монголии» [12]. Миграцию дувано-уранских племен в Южное Приуралье ученый относит ко времени массового ухода огузов с реки Сырдарьи на юго-запад. Учитывая монгольское происхождение и дальнейшую тюркизацию дувано-уранских племен в Дешт-и-Кыпчаке, что практически повторяет этническую историю кимаков, а также тождественность этнонима уран с кимакской этнонимией, у нас есть весомые основания видеть в этих племенах, потомков какой-то кимако-кыпчакской этнической группы, оказавшаяся в Закамье в период массовой кыпчакской миграции. Их появление в Западной Башкирии характеризуется массовым увеличением следов кыпчакской керамики в X – XI вв. Важной причиной появления, и дальнейшего оседания кыпчаков в Прикамье связанно со стремлением к рынкам сбыта  и желании господствующей верхушки участвовать в торговых делах. Переселение на территорию Волжской Булгарии с ее оседло-земеледельческим укладом и выгодным торговым положением отвечало данным интересам [13].

Особый интерес для нас представляют сведения Махмуда Кашгарского, в которых прослеживается связь с преданиями бараж-юрматинского цикла о драконе/змее. В частности говорится: «Бука – большая змея. В пословице говорится: «у змеи семь голов». Иногда этим словом называют героев, подобно тому, как называли одного из видных людей, ябагу Бука Будрадж. Всевышний обратил их в бегство в тот день, когда с ними сражался Арслан-тегин – завоеватель с 40 тыс. мусульман, а неверных с Бука Будраджем было 700 тысяч» [14]. В данном сюжете описываются события первой половины XI в., когда кимаки подчинив себе племя ябгу и, войдя в союз с басмылами и джумулами, двинулись в сторону Семирчья [15], которое находилось под властью караханидов. В этот период правил Арслан-хан.

Имя предводителя кимаков имеет полную тождественность с именем дракона из «Дафтара…»: «…дракон змей называемый Барраж…». То есть можно сделать вывод о том, что данный сюжет о драконе, как и весь цикл преданий о борьбе со змеем/драконом, можно отнести ко времени кипчакской миграции и к событиям происходившими в период X – XI вв. Во главе значительных кыпчакских масс стоял «народ змеи» – кимаки. Очевидно, оказавшись в западной Башкирии кимако-кыпчакские орды вошли в конфронтацию с местным населением, что и отразилось в преданиях. Более того, один из вариантов этого придания находится в шежере юрматинских башкир, которые имеют довольно тесные связи с территорией северо-западной Башкирии – прибилярье, зай-шешминское междуречье [16].

Примечания:

1. Ажинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. А.-А., 1989 С. 150-152.

2. Там же. С. 153.

3. Плетнева С.А. Половцы. М., 1990. С. 23.

4. Ажинжанов С.М. Указ. соч. С. 163; так же: Плетнева С.А. Указ. соч. С. 28.

5. Башkорт халыk ижады. VII т. Уфа, 2002. 170 б.

6. Башкирские родословные. Уфа, Китап, 2002. С. 53.

7. Ахинджанов С.М. Указ. соч. С. 188.

8. Там же. С. 88-91.

9. Там же. С. 116.

10. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. М, 1974. С. 363.

11. Ахинжанов С.М. Указ. соч. С. 117-118.

12. Кузеев Р.Г. Указ. соч. С. 353.

13. Ахинжанов С.М. Указ. соч. С. 46.

14. Там же. С. 183.

15. Там же. С. 186.

16. Юсупов Ю.М. «Народ барадж» Восточного Булгара: к этнополитической истории племен юрматы, юрми, буляр. Ватандаш, № 8, 2007. С. 121-129.

 
Загрузка...

(26) Комментарии

  1. Аноним says:

    Қыпшақтар туралы ең көне дерек — «Селенга таспасы».
    Ондағы түрік руналарынан түріктің қыпшақ тайпасы орталық моңғолиядағы селенга, орхон және керулен өзендерінің бойын мекендегенін білеміз.

    Кейін түрік қағанаты ыдыраған соң қыпшақтар алтайдан асып қазіргі қазақ жерлеріне көшіп кетеді. Сонда бұлар жалайыр, найман, қоңырат, керейлерден бұрын үш ғасыр бұрын қазіргі моңғолиядан қазіргі қазақстанға көщкен түрік тайпасы болып табылады.

  2. Аномбай says:

    Дұрыской.Татарлардан горі Башкерлер тәуірлеу келеді.Татарлар саткындау болады.Айып етпеңдер.

  3. Imperskaya mova says:

    Аномбай: 12.10.14
    Башкерлер тәуірлеу келеді.Татарлар саткындау болады.

    Неге солай айтасыз? Сиз Дугин дегеннин не жазганын окыдыныз ба? Туркилерди бирбирине шаптап салуымыз керек деп, жазган. маселен, башкурттарды татарларга, казактарды озбектерге жане т.б. Енди туркилер бирибиримен таласып отырса, сонда путиндиктер келеди де оз «битимгерлик» аскерлерин киргизип кояды. Не болса да, болинбеуимиз керек.

  4. Аноним says:

    ну и чепушилы…

  5. Аноним says:

    Дурыс Мова. Болинбеу керек. Бир жудырыктай болуымыз кажет.

  6. Аноним says:

    Ну, что сказать, рисунки интересные — на флаге Георгий победоносец(но раньше он совсем другое значение имел Георгием его христиане сделали), т.е. войска славянские.

    Крестоносцы -как их не узнать -западная зараза и сейчас прет, только личину поменяла.

    Так что, братья казахи, раньше мы вместе боролись с этой заразой -орда или рать говори как хочешь, Батя или Батый.

    Говорю же война за веру Предков была и очень долго.

  7. Аноним says:

    Шалом анонимка.

  8. Аноним says:

    Тут любят, не думая, развешивать ярлыки направо и налево, а дедушка Шнеерсон четко сказал:

    «самые страшные фашисты — это те, кто никогда, нигде вслух об этом не говорит, а организует все якобы по самым демократическим нормам.
    Наоборот, мы сделаем само слово «фашист» бранным.
    Этого ярлыка будет бояться каждый, на кого мы навесим его.»

    (Газета «Славянин», №-4(32), 2001 год, «СИОНИСТСКИЙ ПРОЕКТ»).

  9. Аноним says:

    Как люди жили до появления христианства, мусульманства???
    Какая вера была у них?
    Нам говорят -дикари -варвары и писать-то не умели. Им только благодать с Запада идет, а они неблагодарные, еще и морду морщат.
    А тем не менее-

    – «Славяне задолго до Рождества Христова письмо имели», – Екатерина II.

    – «Подлинно же славяне задолго до Христа и славяно-руссы собственно до Владимира письмо имели, в чём нам многие древние писатели свидетельствуют…», – Василий Никитич Татищев.

    – В Древней Руси практически каждый крестьянин был грамотным! И Новгородские берестяные грамоты, которые, по сути, являются письмами простых людей, тому подтверждение! А в средневековой Европе множество королей и представителей знати вообще не умели читать и писать…

    – В США найден камень Розо с русскими письменами, которому более 200 000 лет.
    – Санскрит – это замороженный во времени Древнерусский язык, который наши предки передали индусам более 4000 лет назад.
    – Найдены золотые пластины с руническим письмом Славяно-Ариев в 1875 году в Румынии! Они имеют содержательную форму диалога и были сделаны несколько тысяч лет назад!

    Сколько нужно костров для уничтожения такого наследия?
    Хотя в Европе знают как обращаться с огнем!

  10. АНОМБАЙ says:

    дурыской айып етпе МОБА..Сеники дурыс.келисеМ.

  11. 12 says:

    Это «великие русские» выдумка шовиков. А кипчаки были, есть и будут!

  12. Аноним says:

    «великие русские
    _
    Первое-это лишнее слово, а второе -это просто анекдот для даунов, причем с бородой

  13. Лепший друг says:

    шниперсоны новую историю для кз придумали? это я так понимаю, вам надо землю забрать у башкиров. она ж ваша! верно?

  14. Лепший друг says:

    веселые картинки. когда был такой журнал для дошколят. очень напоминает. качественная раскраска.

  15. Аноним says:

    740 год н.э.,завершилось Великое переселение народов. потомки правящего клана Се хуннского племени яньто,станут известны миру как племя кыпшак,куманы,половцы,населявшее большую страну Дешт и Кыпшак .
    В недавнем прошлом в истории всех народов Советского Союза историческая роль Чингисхана оценивалась однозначным образом. «Борьба народов нашей страны против монголо-татарского ига» — так обычно назывались соответствующие разделы или главы в учебниках по истории СССР. В исторической науке считалось, что именно это так называемое «иго» и было главной причиной отставания в развитии народов, вошедших в Советский Союз, от народов Западной Европы, которых монголы так и не покорили.
    Но данная концепция всегда очень плохо увязывалась с исторической памятью казахского народа. Ведь воспетая казахским эпосом прекрасная страна Улуг Улус (Ногайлы), герои которой, свершая свои подвиги, путешествуют в Крым и защищают Казань, — это и была треклятая Золотая Орда советских учебников. По свидетельствам очевидцев, еще в XIX веке сказания о падении могущественной кочевой империи вызывали слезы у степняков. Старики в своих рассказах проклинали лютого хана Бердибека, поражались необычайной хитрости Ивана Калиты и восторгались отвагой Едыге.
    Культ Чингисхана, удачно названный Вениамином Юдиным чингисизмом, тоже имел колоссальное значение в жизни казахов. Шаманы-баксы во время магических обрядов призывали на помощь дух великого завоевателя, а простой люд чтил его потомков не столько даже как властителей, а именно как представителей священного рода. По этой причине казахская степь в XIX веке стала единственным местом на земле, где Чингисиды сохраняли свою власть. Соседние государства и племенные союзы, где потомки Чингисхана были давно истреблены, частенько были вынуждены «заимствовать» у казахов представителей голубых кровей, которых объявляли своими ханами.
    Для того чтобы объективно оценить роль монгольского завоевания в истории Казахстана, надо сначала понять, что представляла собой казахская степь в преддверии монгольского нашествия. Большую ее часть в ту пору занимали кипчакские племена, чьи кочевья простирались от Алтая до Дуная. Эти земли они захватили в XI веке, в ходе длительной войны изгнав кочевавших здесь прежде огузов и печенегов.
    Необходимо отметить, что вождями кипчаков были ханы, чья власть передавалась по наследству. О существовании особой кипчакской династии из рода Ильбури (Ильбари, Эльбурилик и т.п.) сообщается в различных мусульманских и китайских летописях. По мнению же Сергея Кляшторного, кипчакские ханы принадлежали к древней тюркской династии Ашина («рожденных от волчицы»), из которой происходили и болгарские цари Асениды. Но эти версии, видимо, не противоречат друг другу, поскольку Ильбури переводится с тюркского как «волчий народ», «волчье племя» и могло просто в какой-то момент заменить старое название Ашина.
    Вряд ли кичившиеся своей благородной кровью правители оседлых государств стали бы родниться с правителями, происхождение которых вызывало бы сомнения. Такие вопросы при дворах всех средневековых государств рассматривались очень щепетильно, и случаи вынужденного заключения браков с относительно молодыми династиями всегда воспринимались крайне болезненно. Браки хорезмийских, русских, венгерских, грузинских правителей с кипчакскими царевнами резонанса не вызывали. О происхождении кипчакских ханов говорит и существовавший культ волка, и другие древнетюркские традиции, которые они свято хранили.
    Правда, наличие собственной аристократии не способствовало созданию единого государства. Многие современные казахстанские историки в своих работах говорят о некоем «Кипчакском ханстве», однако нет никаких серьезных данных, свидетельствующих о существовании единого кипчакского государства в домонгольский период. Каждое племя управлялось собственным ханом, и численность таких правителей в степи, судя по русским летописям, доходила до нескольких десятков человек. Соседствующие племена для ведения войны с внешним противником заключали кратковременные союзы, но, разумеется, называть подобные объединения государствами было бы некорректно. Потому представляется необходимым согласиться с мнением знаменитого историка Владимира Бартольда, что «движение кипчаков представляет собой редкий пример занятия народом огромной территории без политического объединения и без создания своей государственности. Были отдельные кипчакские ханы, но никогда не было хана всех кипчаков».

    Нашествие монголов действительно причинило огромные беды племенам кипчаков. Но самой главной целью для монголов были представители династии Ильбури, на которых монголы буквально охотились, уничтожая сопротивлявшихся и переправляя в Монголию и Китай тех, кто складывал оружие. Потомки великих тюркских каганов, «рожденных волчицей», представляли огромную потенциальную опасность для потомков, «рожденных от небесного луча». Кипчакская аристократия отчаянно сопротивлялась вплоть до 1242 года, но их борьба закончилась поражением. Именно это и было главной целью западного похода хана Бату, которую часто представляют как попытку завоевания Европы. Оседлые народы были покорены, что называется, в довесок. В первую очередь завоевателям нужны были степи Западного Дешт-и-Кипчака.
    Монголы в силу специфической степной культуры не считали кипчаков другим народом. Так, в ходе секретных переговоров на Кавказе в 1223 году монгольские полководцы Субэдэй и Джэбе, по сведениям Ибн ал-Асира, начали свою речь к кипчакским ханам со слов: «Мы и вы одного рода». В свою очередь Ибн-Халдун отмечал, что «у кыпчаков издревле была тесная связь с народом татар Чингисхана и его домочадцами. По большей части кыпчаки роднились с татарами по женской линии, беря в жены их дочерей. Поэтому Чингисхан считал кыпчаков своими однородцами».
    Кипчакский улус
    В источниках содержится еще множество подобных свидетельств, и не случайно современные историки яростно спорят о том, на каком языке разговаривали древние уйсуны, жалаиры, конраты, кереиты, найманы и т.д. Но на самом деле этот вопрос не так важен, потому что для степняков язык не являлся главным признаком этнической идентификации. Все, кто кочевал, жил в юртах, пил кумыс и верил в Тенгри, считались единым народом.
    Когда Чингисхан распределял между четырьмя сыновьями завоеванные страны, его старший сын Джучи по собственному желанию получил во владение восточную часть Дешт-и-Кипчака (до Яика) и северную часть Хорезма. Этот факт говорит о многом, поскольку с точки зрения монголов казахская степь была самым лакомым куском обретенных земель. Джузджани писал, что «когда Туши (то есть Джучи. — «ЭК»), старший сын Чингиз-хана, увидел воздух и воду Кипчакской земли, то он нашел, что во всем мире не может быть земли приятней этой, воздуха лучше этого, воды слаще этой, лугов и пастбищ обширнее этих».
    Созданный монголами в степях Казахстана улус в литературе обычно именуется Золотой Ордой. Этот улус Монгольской империи, позже превратившийся в самостоятельное мощное государство, и стал первым объединенным кипчакским ханством.
    Самыми известными из сыновей Джучи были Орда-Ежен, Бату, Берке, Шибан и Тукай-Тимур. Старшим являлся Орда-Ежен, который и должен был заступить на место отца. Но законный наследник не отличался особым честолюбием и добровольно уступил верховную власть своему гораздо более энергичному младшему брату Бату. Последний после покорения западной части Дешт-и-Кипчака разбил свою ставку на берегах Волги и земли отца (за исключением Хорезма) оставил под управлением своего брата Орда-Ежена. Этот улус, располагавшийся на большей части территории современного Казахстана, получил название Ак-Орды.
    Ак-Орда в составе Золотой Орды находилась на привилегированном положении. Ханы из числа потомков Орда-Ежена избирались на собственных курултаях, и, соответственно, никакой возможности реально влиять на внутренние дела этого улуса у преемников хана Бату не было. Более того, как сообщает Рашид ад-дин, в указах и распоряжениях, исходивших из столицы Монгольской империи Каракорума, имя Орда-Ежена как старшего сына Джучи-хана писали прежде имени Бату. Зависимость Ак-Орды от верховного правителя Дешт-и-Кипчака формально выражалась в том, что сам Орда-Ежен в своих ярлыках писал сначала имя Бату. Кроме того, правители Ак-Орды должны были предоставлять войска сарайским ханам во время войн.
    Ак-ордынскому правителю были подчинены и улусы других его младших братьев. Так, Рашид ад-дин пишет, что в Золотой Орде Орда-Ежен «с войском и 4 братьями Удуром, Тука-Тимуром, Шингкуром и Сингкумом составлял левое крыло армии; их до сих пор называют царевичами левого крыла».
    Непосредственно самому Орда-Ежену, согласно данным источников, были подчинены племена конрат, меркит, йисут, кереит, аргын, кингит и др. В это время происходил процесс глобального переименования кипчакских племен. Орда-Ежен и его потомки называли кипчакские племена не их старыми именами, а по привычной монгольской родовой принадлежности нойонов, управлявших новыми подданными. Любопытно, что в казахских народных сказаниях некоторые реальные исторические персонажи XIII века прямо именуются основателями тех или иных родов. Так, родоначальником уйсунов считается тысячник Чингисхана Майкы-бий, родоначальником найманов — полководец Кит-Бука, родоначальником аргынов — Кадан-тайши.
    Непостоянство клинков Ак-Орды
    На страницах летописей стали появляться и совершенно новые, доселе неведомые названия племен. Чаще всего они получали имена своих известных родоначальников. Так, в источниках XIII—XIV веков упоминаются имена таких видных фигур золотоордынской истории, как Таз или Йаглыбай (Жагалбай), а немного позже появляются роды и племена с аналогичными названиями, что, думается, не может быть простым совпадением. Тем более что в условиях неограниченной полигамии детей у представителей элиты рождалось много, и у знатного бека могло быть несколько сотен внуков и правнуков, которые и образовывали новый род по имени деда.
    В то же время неограниченная полигамия привела к тому, что завоеватели оказались очень быстро ассимилированы среди местного населения. Как писал ал-Умари, «в древности это государство было страной кипчаков, но когда им завладели татары, то кипчаки сделались их подданными. Потом они смешались и породнились с кипчаками, и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их, и все они стали точно кипчаки, как будто одного с ними рода». Способствовало этому и соотношение в численности между монголами и кипчаками. Всего 4 тысячи монгольских воинов с семьями выделил в свое время Чингисхан своему сыну Джучи, а после они еще и были разделены между Бату и Орда-Еженом. Между тем войско Орда-Ежена насчитывало около 50 тысяч клинков. (Когда для участия в походе Хулагу каждый из правителей монгольских улусов должен был выделить пятую часть своих войск, Орда-Ежен выделил 10 тысяч бойцов.)
    Об истории Ак-Орды известно очень мало, прежде всего потому, что там редко происходили крупные события, способные привлечь внимание на международной арене. Лишь когда в начале XIV в. в восточном Дешт-и-Кипчаке разгорелась долгая и кровавая война между потомками Орда-Ежена, события на территории современного Казахстана заинтересовали хронистов даже самых отдаленных стран.
    Эта смута в Ак-Орде продолжалась свыше двадцати лет, пока приблизительно в 1323 году ханом не стал потомок Орда-Ежена Эрзен. Именно он стал активно заниматься увеличением военной и экономической мощи своего улуса. Он принял ислам, возродил присырдарьинские города и стал оказывать покровительство купечеству. Началось широкомасштабное строительство мечетей и медресе в Сыгнаке, Сауране, Дженде и Барчкенде. Тогда же в этот регион был перенесен политический центр улуса. Древний Сыгнак вновь стал стольным городом восточных кипчаков. Летние кочевья ак-ордынского хана теперь располагались в Улытау, где, видимо, по инициативе того же Эрзена, на могиле Джучи-хана был воздвигнут величественный мавзолей в мусульманском стиле. С вхождением в состав улуса земледельческих районов власть ак-ордынского хана серьезно усилилась, но, несмотря на свой авторитет в степи, Эрзен в течение всей своей жизни продолжал демонстрировать лояльность по отношению к верховному хану Золотой Орды. Как сообщает Муин ад-дин Натанзи, «в непродолжительное время степень его (Эрзена. — «ЭК») положения стала близкой к величию Узбек-хана, однако он таким же образом проявлял повиновение и подчинение».
    Около 1338 года Эрзен умер, и на его место заступил его брат Мубаррак-ходжа. Новому правителю была не по душе гибкость покойного хана. Заняв сыгнакский престол, Мубаррак-ходжа решился на отчаянный шаг. Ак-Орда была провозглашена независимым улусом. Как и полагалось в таких случаях, началась чеканка собственной монеты с именем правителя государства.
    Выжили самые родовитые
    Проявление сепаратизма не могло не вызвать ответных мер со стороны центрального правительства. В поход на Ак-Орду выступил сын Узбека Тыныбек. Последовавшая война закончилась полным поражением Мубаррак-ходжи, который бежал и умер в скитаниях. Встревоженный произошедшим мятежом, Узбек решил поменять правящую династию и новым ханом Ак-Орды и Хорезма назначил своего сына и официального преемника Тыныбека. Этим решением хан невольно погубил своего наследника.
    Когда в 1341 году Узбек умер, Тыныбек оказался слишком далеко от Сарая, и его младший брат Джанибек, составив заговор, захватил власть в свои руки. Спешивший в столицу Тыныбек был встречен в Сарайчике и убит эмирами, переметнувшимися на сторону Джанибека. Вероятно, за деятельную поддержку своей кандидатуры новым ханом Ак-Орды Джанибек назначил Чимтая, сына благочестивого Эрзена. Таким образом, власть в Ак-Орде вновь вернулась в руки потомков Орда-Ежена. В их руках она и оставалась до времен страшного хаоса, названного в русских летописях «Великой замятней».
    Золотоордынский хан Бердибек, убивший в 1357 году собственного отца Джанибека, в страхе за свою жизнь истребил практически всех потомков Бату-хана, но это ему не помогло. Через два года Бердибек погиб, а борьба за власть приобрела невероятно ожесточенный характер, потому что в ней принимали участие не только представители других чингисидских ветвей, но и откровенные самозванцы. Ханы сменяли друг друга, и никому из них не удавалось навести порядок в стране. В итоге в течение первой половины 1360-х годов все вассальные правители отказались подчиняться Сараю.
    Естественно, что Ак-Орда не могла оставаться в стороне от этих процессов. Однако Чимтай, на всю жизнь напуганный печальным концом своего дяди, боялся даже подумать об отделении от Золотой Орды. Робость ак-ордынского хана вызывала возмущение даже в его собственной семье. Сын Чимтая Урус неоднократно ссорился с отцом, предлагая совершить поход на Волгу и восстановить государство. Но Чимтай был неумолим. И лишь когда в 1368 году ак-ордынский хан умер, его сын Урус, заняв престол, повелел чеканить собственную монету. С этого момента началась история нового государства, хотя сам Урус-хан этого еще не осознавал. Для него чеканка монеты была лишь способом заявить о своих претензиях на престол в Сарае. Но добиться возрождения державы Бату-хана, несмотря на все старания, ему и его потомкам не удалось. Золотая Орда должна была погибнуть так же, как Ак-Орда должна была жить.
    Надо отметить, что среди историков нет единой точки зрения в вопросе генеалогического происхождения Урус-хана. Часть ученых полагает, что он являлся потомком не Орда-Ежена, а его брата Тукай-Тимура. В доказательство этого мнения приводятся известные средневековые труды, посвященные генеалогическим древам Чингисидов. Однако при этом удовлетворительного объяснения по поводу того, когда и каким образом потомки Тукай-Тимура могли заменить в Сыгнаке правящую династию, не существует. Бескровно вывести из политической борьбы огромный и влиятельный клан было невозможно, а физическое устранение всех царевичей из дома Орда-Ежена вряд ли могло остаться незамеченным.
    Существующие письменные источники, описывающие политические события, подтверждают тот факт, что власть в Восточном Дешт-и-Кипчаке продолжала оставаться в руках потомков Орда-Ежена. О происхождении Урус-хана, вероятно, свидетельствовали и не сохранившиеся до сегодняшнего дня казахские родословные. По крайней мере, такой исследователь, как Мухамеджан Тынышпаев, тесно связанный с самыми образованными представителями сословия торе конца XIX — начала XX веков, писал, что у «казаков, а особенно Чингисидов осталась память о каком-то хане Ежене (некоторые тюринцы считают его даже предком, между тем Токай-Тимур совсем неизвестен)».
    То обстоятельство, что потомки Орда-Ежена сумели сохранить свою власть в Восточном Дешт-и-Кипчаке, определялось авторитетом этой ветви, считавшейся наиболее родовитой после пресечения рода Бату-хана. Никто не мог подвергнуть сомнению право ордаидов на ханский титул. И отчасти поэтому история Ак-Орды, впоследствии переименованной летописцами в Казахское ханство, оказалась необычайно длительной в сравнении с историей остальных кочевых улусов, возникших на развалинах Золотой Орды.

  16. 12 says:

    кочевники тысячелетиями кочевали по Евразии то на восток то на запад, но что то «великие русские» почему то их не встречали ни где. Где же они были тогда? Почему позволяли топтать «исконные земли русские»? Вопрос остается открытым… РАН (росс. академия наук) пока не нашла/не придумала убедительный ответ на этот вопрос.

  17. Аноним says:

    В первый раз Всевышний воплотился на Земле — Крышнем, во второй раз — Колядою, в третий раз — Бусом Белояром.
    И рождался Бус также, как и Коляда, и Крышень (и как Иисус Христос). При его рождении также явилась новая звезда-комета.
    Об этом упоминает древнеславянская рукопись IV века «Боянов гимн», рассказывающий о звезде Чигирь-угорь (комете Галлея), по которой при рождении князя звездочёты предсказали его великое будущее.
    По комете, упоминаемой «Бояновым гимном», была определена дата рождения Буса Белояра.
    Бус родился 20 апреля 295 года н.э.
    А по различным знамениям бывшим при рождении Буса Белояра волхвы предсказали, что Бус Белояр закончит Сварожий Круг.
    В кавказских легендах говорится, что Бус был старшим сыном. Кроме того, у его отца было ещё семь сыновей и одна дочь. Имя одного из братьев мы находим в «Бояновом гимне» это кам (волхв-шаман) Златогор, названный в честь Золотой горы Алатырь. А имя сестры Буса — Лебедь Сва (она же в скандинавских сагах Свянхильд), названа в память о прародительнице Птице Матери Сва.
    И родился Бус, его братья и сестра в священном граде Кияре — Киеве Антском (Cap-граде) близ Эльбруса. И был Бус наследником престола Русколани — Антии.
    Род Белояров произошёл от соединения рода Белогоров, издревле живших у Белой горы, и рода Ария Оседня (рода Яров) в самом начале эпохи Белояра.
    Власть предков Буса Белояра распространялась от Алтая, Загроса, до Кавказа. Бус — было тронным именем сакских и славянских князей.
    Бус, его братья и сестра, провели детство в священном городе Киеве Антском. Буса и братьев волхвы обучали мудрости антов по священным книгам, которые хранились в древних храмах. По преданию, эти храмы построили много тысяч лет назад волшебник Китоврас (он же был известен кельтам под именем Мерлин) и Гамаюн по велению бога Солнца.
    Бус и братья прошли посвящение. Вначале они шли дорогой Знания, были послушками-учениками. Пройдя этот путь, они стали ведунами — то есть ведающими, теми, кто в совершенстве знает Веды. До высшей степени, до степени — Побуда (Будая), то есть пробуждённого и пробуждающего, духовного учителя и благовестника воли богов, поднялись братья Бус и Златогор.
    Бус, новое нисхождение Крышня и Коляды, должен был во многом повторить их деяния. Согласно древнерусским мифам, Крышень и Коляда совершали плавание на остров Солнца и женились на дочерях Солнца Раде и Радунице. Также и Бус мог совершить плавание на остров Родос (остров нимфы Роды дочери Гелиоса) и также нашёл там свою супругу, царевну Эвлисию.
    И не мог Бус, совершая сие путешествие, избегнуть страстей, которые бушевали в то время в Римской (Византийской) империи: христианская религиозная реформа императора Константина, Никейский собор 325-го года. Вернувшись потом в Русколань, Бус Белояр стал покровительствовать христианам, и сам стал проповедовать учение о Пути Прави, о Православии, о Пути Иисуса Христа.
    Судя по следам в древних легендах (жизнь Буса и его отношения с христианством имеют отзвук в житии Иоасафа, или Будасафа, из старых грузинских и греческих повестей), его покровительство христианам и проповедь христианства вызвало непонимание со стороны отца князя Дажина (Дауо).
    И это можно понять, ибо князь Дажин знал, к чему привело принятие христианства в Армении, где были разрушены святыни Белояров (статуи Ария и Кисека), также были закрыты ведические храмы, а жрецы и служители казнены либо насильственно обращены в новую веру. И об этом он знал не по наслышке, а видел собственными глазами, он и сам встречался со святителем Григорием.
    Однако Бус знал, что любое учение можно обратить во зло. Он проповедовал иное. И пришлось князю Дажину смириться. Но он не желал жить рядом с сыном, пошедшим против его воли. И тогда Русколань была поделена, Бусу во княжение были отданы земли на западе, в Приднепровье, а Дажин стал княжить на востоке. После смерти Дажина власть Буса перешла и на земли отца.
    Проповедь Буса о Всевышнем была по сути продолжением, как христианской, так и ведической традиции. Бус начал утверждать и очищать ведическую веру. Он дал людям учение о Пути Прави. В «Книге Велеса» (Бус I, 2:1) сказано об этом: «Муж Правый восходил на амъвеницу и рек о том, как идти по Пути Прави. И слова его с деяниями совпадали. И о нём, о Старом Бусе, говорили, что он творил требы и был лепым, так же как деды наши».
    Учение о Пути Прави изложено в Бусовом Провещании, где дана космогония, философия (учение о Прави, Яви и Нави, об обеих сторонах Бытия). Бус говорил: «Явь — это текущее, то, что сотворено Правью. Навь же — после неё, и до неё есть Навь. А Прави есть Явь». Здесь же сказано и о том, что нужно прославлять имя Господа, а также о почитании прародителей: «Прозри, русич, ОУМ! ОУМ— Великий и Божий!»
    Также Бус укреплял Русь, которая вела войны с племенами язычников. То есть он рассматривал язычество (отрицание Всевышнего) как одну из главных опасностей для Руси и самой ведической веры (Бус I, 3:1-2).
    Также Бус воевал с гуннами. В «Книге Велеса» (Бус-1, 4) сказано, что после победы над гуннами Бус основал Русколань у Непры-реки. Воевал Бус и с готами (древними германцами).
    Князь Бус не только защищал Русколань, он продолжил и давнюю традицию мирных торговых отношений с сопредельными народами и великими цивилизациями того времени. «Книга Велеса», например, сохранила свидетельства о торговле антов с Китаем и Византией (фрягами). В дощечке I 9 (Бус I, 3) рассказано о том, как муж рода Белояра (один из потомков Буса) охранял идущих к фрягам китайских купцов от нападений гуннов и готов. За это купцы, шедшие по Великому Шёлковому Пути, платили щедро:
    «И муж рода Белояра переходил на ту сторону Рареки и упреждал там синьских (китайских) купцов, идущих к фряженцам, поскольку гунны на острове своем поджидали гостей — купцов и обирали их. И было это за полстолетия до Алдореха (то есть в 480-е гг.). А ещё раньше, в древности (то есть во времена Буса — IV в.), род Белояров был сильным. И от гуннов торговцы прятались за мужами Белояровыми. И рекли, что дают серебро и два коня золота, чтобы пройти и избежать угрозы гуннской, и так пройти мимо готов, так же суровых в битве, и дойти до Непры-реки».
    Буса тогда занимали не только государственные дела. В те же годы у него и Эвлисии родился сын, который спустя несколько лет, после посвящения, принял имя древнего певца Бояна, ибо не было ему равных в пении и игре на гуслях. Люди полагали, что в Молодом Бояне воплотилась душа Древнего Бояна — певца, который пел песни, услышанные от птицы Всевышнего — Гамаюна.

  18. Аноним says:

    Но главной заботой князя Буса Белояра тогда была опасность, исходившая от воинственных готов- германцев.
    «…И была повержена Русколань от готов Германареха. И он взял жену от рода нашего и убил её. И тогда вожди наши потекли на него и Германареха разбили» (Бус I, 6:1).
    В середине IV века конунг готов Германарех повёл свой народ завоёвывать мир. Это был великий полководец. Как утверждает Иордан, его сравнивали с Александром Македонским.
    Судя по свидетельствам готского историка Иордана (VI век) и «Книги Велеса», Германарех после долгих войн захватил почти всю Восточную Европу. Германарех прошёл с боями по Волге до Каспия, потом воевал на реке Терек, перевалил через Кавказ, затем прошёл по Черноморскому побережью и дошёл до Азова, то есть до границ Русколани.
    По сведениям «Книги Велеса» (Бус II, 2:2), Германарех вначале заключил мир со славянами («пил вино за дружбу»), и только потом «пошёл с мечом на нас».
    Мирный договор между славянами и готами был скреплён династическим браком сестры Буса Лебеди и Германареха. Это была плата за мир, ибо Германареху тогда было много лет (погиб он в 110 лет, брак же был заключён незадолго до этого).
    По свидетельству Эдды, сватал Лебедь-Сва сын Германареха Рандвер, он и отвёз её отцу. И тогда ярл Бикки, советник Германареха, сказал им, что лучше было бы, если б Лебедь досталась Рандверу, так как оба они молоды, а Германарех — старик. Сии слова пришлись по душе Лебеди и Рандверу, а Иордан добавляет, что Лебедь бежала от Германареха.
    И тогда Германарех казнил своего сына, повесил на виселице, а Лебедь затоптал копытами коней: «бросил коням под копыта, вороным и белым, на дороге войны…» И это убийство, о котором говорит и «Книга Велеса» (Бус I, 6:1), послужило причиной славяно-готской войны.
    Вероломно нарушив «мирный договор», в первых боях Германарех разбил славян. Но потом, когда Германарех двинулся в сердце Русколани, он был встречен союзными войсками всех народов Восточной Европы. Путь Германареху заступили анты, которых вёл князь Бус, также словене, которых вёл князь Словен. Словену служил стремянным Боян (согласно «Бояновому гимну»), сын князя Буса. Это было знаком союза между Бусом и Словеном.
    «Книга Велеса» утверждает, что Германареха разбили войска многих славянских родов. «Боянов гимн» говорит, что войска Германареха разбили союзные роды, ведомые Словеном.
    Бус же именуется союзником Словена и отцом Бояна. В «Книге Велеса» (Бус I, 5:4) говорится о том, что союзники собрались по велению птицы Матери Сва (духа Лебеди Сва, под коей понималась также и сестра Буса Лебедь), а в бой их вёл Белобог, под коим разумеется сам Бус Белояр, нисхождение Яра-Белобога в эпоху Белояра.
    «Это Белобог повёл наши рати и конницу. И тут мы увидели бывших в лесах волшебников, пришедших к рати и взявших мечи. И видели мы кудесников, творящих великое чудо, как из горсти праха земного, поднятого ими к небу, встают рати Сварожьи. текут они на врагов, и ввергают их в могилу…»
    Германарех был побеждён. По свидетельству Иордана, его поразили мечом в бок росомоны (то же, что русколаны) Сар и Аммий (в Эдде — Сёрли и Хам-дир). Сар — это царь Бус. А Аммий (Хамдир) — это его брат кам (то есть волхв-шадган) Златогор. Бус и Златогор нанесли Германареху смертельную рану, и он вскоре скончался.
    «…Неверный род росомонов (русколан)… воспользовался следующим удобным случаем… Ведь после того как король, движимый яростью, приказал некую женщину по имени Сунхильда (Лебедь) из званного рода за коварный уход от мужа разорвать, привязав к свирепым коням и побудив лошадей бежать в разные стороны, её братья Сар (Бус) и Аммий (Злат), мстя за гибель сестры, ударили мечом в бок Германареха» (Иордан. «История гетов», VI в. н.э.).
    В честь победы над готами Германареха в Словении на Дунае была устроена тризна, на коей пел Боян сын Буса. Он славил Словена и Буса, поминал Златогора (сей «Боянов гимн» и дошёл до нас).
    После этой победы славяне вновь утвердились в Тмутаракани (Тамань) и Тавриде (Крым), и с тех пор лишь ненадолго уходили из этих земель.
    Наследие князя Буса не исчерпывается отвоеванными землями. Великим культурным деянием князя-волхва была реформа и упорядочивание календаря. По календарю Буса мы живём и ныне. В этом нетрудно убедиться. Обратим внимание на действующий ныне православный народный календарь. Непредубеждённый человек знает, что многие христианские праздники в прошлом имели ведический смысл. Так, после христианизации Руси день Ильи Пророка вытеснил Перунов день, а день Рождества Богородицы — Рождество Златы Майи, день Николы Вешнего — Ярилин день и так далее.
    Дав новое осмысление древним праздникам, христиане не изменили первоначальных дат. А эти первоначальные даты имели очевидное астрологическое содержание. Они были привязаны к датам прохождения самых ярких звёзд через начальный звёздный меридиан (направление на север).
    Например, звезда Спика (альфа Девы) пересекает О-меридиан через 50 дней после звезды Регул (альфа Льва). А теперь обратимся к календарю и выясним: между какими праздниками, проходящими под этими знаками, столько же дней?
    Под знаком Девы (Майи) проходит месяц Серпень-Святовитень, самый большой праздник месяца — Рождество Златы Майи (вытеснен Рождеством Богородицы). А под знаком Льва (Дажьбога) проходит месяц Червень-Ильмень и самый большой праздник месяца — Перунов день (Ильин день). Но между Ильиным днем и Рождеством Богородицы также 50 дней. Иные праздники привязаны к другим звёздам.
    Однако ныне звезда Спика и Регул не проходят через 0-меридиан в указанные дни. За истекшие столетия из-за прецессии земной оси они отошли на 1 час 19,9 угловых минут. Зная, что 2 угловых часа соответствуют 30 градусам или одной зодиакальной эпохе (то есть 2162 годам) нетрудно вычислить, что Спика проходила через 0-меридиан в 360-х годах н.э., то есть при князе Бусе.
    Подтверждает проведение Бусом этой реформы также изображение «Мирового круга», то есть — календарного «Коло Сварога» на постаменте изваяния Буса Белояра. Все события, описанные Ведами, отмечались этим календарём. Они проживались огнищанами за год и составляли Годовое Коло земледельческих празднеств. Все природные явления, смена времён года, сезонные изменения погоды объяснялись по Бусову календарю отражением в Яви того, что происходит в Нави, в мире богов и духов.
    Но не следует думать, что до князя Буса календаря не было. Бус усовершенствовал уже существующий календарь, основанный на «Звёздной Книге Коляды». После усовершенствования календаря празднования в честь богов стали проводить в те дни, когда соответствующие звёзды пересекали направление на север. После гибели Русколани даты уже не уточнялись, при христианизации (византизации) изменились только имена праздников. Со времён Буса и по сию пору даты празднеств в народном календаре совпадают со звёздными датами 368 г. н. э (5875 года от Сотворения мира по византийскому исчислению). Сего календаря придерживается Русская Православная Церковь, сохранившая звёздную мистерию древнего Бусова календаря.
    На Западе к этому календарю вначале приблизились при Юлии Цезаре. Тогда календарь составили египетские жрецы на основе календаря гипербореев. Потом при Папе Григории вновь был осуществлён отход от звёздного календаря. Правда, в новом календаре осталась солнечная мистерия.
    368 год имеет вполне определенный астрологический смысл. Это рубеж. Конец эпохи Белояра (Овна), начало эпохи Рода (Рыб). Закончился Великий День Сварога, который также называют Годом Сварога, продолжавшийся 27 тысячелетий (закончились Трояновы века, ведущие отсчёт от времени Трояна, деда патриарха Руса).

  19. Аноним says:

    Настала Ночь Сварога (Зима Сварога). А это значит, что люди оставляют богов. Воплощение Вышня — Крышень, либо Дажьбог, должен быть распят (бога Вышня-Дажьбога распинают каждый год в месяц Лютый, проходящий под знаком Рыб). И власть в начале эпохи переходит к Чёрному богу.
    Древнейшие тексты «Книги Велеса» наполнены ожиданием этого дня, когда начнёт вращаться новое Сварожье Колесо, начнётся новый отсчёт времени: «И вот Матерь Сва поёт о Дне Том. И мы ждали Время Это, когда завращаются Сварожьи Колеса. Это время по песне Матери Сва наступит» (Троян III, 3:2).
    Но вот повернулся Небесный Круг и настала Ночь Сварога, Лютая эпоха Рыб, согласно славянскому звёздному календарю. И вот уже на Русь волна за волной идут иноземцы — готы, гунны, герулы, языги, эллины, римляне.
    И пришёл Амал Винитарий. Он был преемником Германареха. Винитарий принадлежал к германо-венедскому царскому роду Амалов. Среди его родителей были и славяне-венеды (наверное, по линии матери). По крайней мере, «Книга Велеса» его прямо именует Вендом, да и многие потомки Винитария носили славяно-венедские имена: Вандаларий (сын), Валамир и Видимир (внуки).
    Согласно Иордану, Амал Винитарий, вторгшийся в славяно-антские земли, в первой же битве был разбит.- Но потом он «стал действовать более решительно». И вызвано это было тем, что по славянскому астрологическому учению наступила Полночь Сварога — 31 лютеня 367 года (21 марта 368 года).
    Остановилось Старое и стало вращаться Новое Коло Сварога. И готы, возглавляемые Амалом Винитарием, разбили антов. И распяли на крестах славянских князей и старейшин, которые в сей день не могли оказывать им сопротивления.
    Сохранилось три древних свидетельства о сём распятии.
    Первое из «Книги Велеса» (Бус I, 6:2-3): «Но потом Русь вновь была повержена. И Бога Буса и семьдесят иных князей распяли на крестах. И смута великая была на Руси от Амала Венда. И тогда Словен собрал Русь, и повёл её. И в тот раз готы были разбиты. И мы не позволили Жале никуда течь. И всё наладилось. И после зимы настало лето, а после печали радость. И радовался дед наш Дажьбог, и привечал воинов — многих наших отцов, которые одерживали победы. И не было бед и забот многих, и так земля готская стала нашей. И так до конца пребудет».
    Второе из Иордана (История гетов, VI в. н. э.): «Амал Винитарий… двинул войско в пределы антов. И когда пришёл к ним, был побеждён в первой стычке, затем повёл себя более храбро и короля их по имени Воз с сыновьями его и 70 знатными людьми распял, чтобы трупы повешенных удваивали страх покорённых».
    Третье из кавказской легенды, переданной Н.Б. Ногмовым в XIX в. «Баксан… был убит готфским царём со всеми своими братьями и восемьюдесятью знатнейшими нартами. Услышав это, народ предался отчаянию: мужчины били себя в грудь, а женщины рвали волосы на голове, говоря: ты, убиты Дауовы восемь сыновей!..»
    Согласно кавказской легенде, анты потерпели поражение, потому что Бус не принял участие в общей молитве. А он этого не сделал, ибо понимал неизбежность поражения. Ибо настала Ночь Сварога, боги оставили Русь. И потому Бус распят, и потому «от стрел не видать солнца…»
    В ту же ночь, когда был распят Бус, произошло полное лунное затмение. Также землю потрясло чудовищное землетрясение (трясло всё побережье Чёрного моря, разрушения были в Константинополе и Никее).
    И в том же году придворный поэт и воспитатель сына императора Децилл Магн Авзоний написал такие стихи:

    Между скифскими скалами
    стоял для птиц сухой крест,
    с которого из тела Прометеева
    сочилась кровавая роса…
    Это не только поэтическое видение, соединившее крест и образы Буса, Христа и Прометея. Это след того, что в те годы о распятии Буса говорили и в Риме. То есть язычники в Риме видели в Бусе Белояре распятого Прометея, а ранние христиане узнали в Бусе Белояре Мессию, вновь пришедшего Спасителя, Утешителя и Духа Истины.
    Связь образа евангельского Христа и Буса Белояра не исчерпывается этим. Мы уже говорили о том, что в Бусе Белояре видели Утешителя, о коем говорил Иисус Христос, и Мессию, приход коего ожидался через 400 лет после Иисуса Христа, согласно пророчеству Ездры.
    Судя по всему, и сам символ креста вошёл в христианскую традицию после распятия на кресте Буса Белояра. Следует также учитывать то, что канон Евангелий был установлен после IV века и он основывался в том числе и на устных преданиях, ходивших тогда по христианским общинам, в том числе и скифским, а в сих преданиях образы Иисуса Христа и Буса Белояра были уже смешаны.
    Так, в канонических Евангелиях нигде не говорится о том, что Христа распяли на кресте. Вместо слова «крест» (kryst) там употребляется слово «ставрос» (stavros), что значит столб, и там говорится не о распятии, а о столбовании (к тому же в «Деяниях апостолов» 10:39 сказано, что Христа «повесили на древе»). Слова «крест» и «распятие» появляются лишь в переводах с греческого. И уверен, что на искажение первоначальных текстов при переводе, а потом и на иконографию (ибо нет раннехристианских изображений распятия) повлияла именно славяно-скифская традиция.
    Смысл изначального греческого текста был хорошо известен в самой Греции (Византии), но после соответствующих реформ в новогреческом языке, в отличие от прежнего обыкновения, слово «ставрос» приняло кроме значения «столб» также и значение «крест».
    В иудейской (наиболее близкой к христианской) традиции также утверждается предание о повешении Иисуса. Существует написанная в первые века нашей эры иудейская «Повесть о повешенном», где подробно описана казнь Иисуса именно через повешение. А в Талмуде приводятся два рассказа о казни Иисуса Христа. Согласно одному (Тос. Санг. 11; Санг. 67 а), Иисуса побили камнями, причём не в Иерусалиме, а в Луде. По другому рассказу, кстати, изъятому из поздних изданий Талмуда (Санг. 43 а), Иисуса сначала хотели побить камнями, но так как он был царского рода, сию казнь заменили на повешение: «Накануне пасхи повесили Иисуса. И за 40 дней был объявлен клич, что его должны побить камнями за то, что он занимался колдовством: кто может сказать что-либо в его защиту, пусть придёт и скажет. Но не нашли ничего в его защиту, и его повесили накануне пасхи. Сказал Ула: «Допустим он был бы бунтовщиком, тогда можно было бы искать поводов для защиты; но ведь он подстрекатель к ереси, а Тора говорит: «Не жалей и не покрывай его». Иисус другое дело: «он был близок к царскому двору» (Цитируется по книге: А.Б. Ранович. Первоисточники по истории раннего христианства. М., 1990).
    Не только на Ближнем Востоке среди правоверных иудеев принято считать Иисуса повешенным, но и во всём мусульманском мире. В Коране, опирающемся на раннехристианские предания, проклинаются иудео-христиане, которые утверждают, будто Иса (Иисус) был не пророком и Мессией, а Самим Аллахом (Богом), а также отрицается само распятие. Поэтому мусульмане, уважая Иисуса, отвергают символ креста, ибо полагают, что распятия пророка Исы не было.
    «И за то, то они (иудео-христиане. — А.А.) нарушили Завет (…), Аллах наложил на них печать, и за их неверие, и за то, то они изрекли на Марйам великую ложь (имеется в виду признание Марии Богородицей. — А.А.), и за их слова «Мы ведь убили Мессию, Ису, сына Марйам, посланника Аллаха». А они не убили его и не распяли, но это только представилось им, и, поистине, те, которые разногласят об этом, — в сомнении о нём; нет у них никакого знания, кроме следования за предложением. Они не убивали его, — наверное. Нет, Аллах вознёс его к Себе: ведь Аллах велик, мудр» (Коран, Сура 4: 154—156). В традиционной иранской миниатюре (иллюстрации к Корану) принято изображать Иисуса повешенным. И это также арийская традиция, которая, верно, совпадала и со славяно-арийской.
    Повешение (сам способ казни) Иисуса не отвергает ни Вознесения, ни Преображения Иисуса Христа. Преображение Христа также должно было сопровождаться великими знамениями, как и уход Кришны, сопровождавшийся землетрясением, так же как и Преображение Буса Белояра. Думаю, что редакторы Евангелий IV века, исходя из этих мыслей, и внесли в текст о казни Христа сведения о недавнем затмении и землетрясении.
    Тем более что посвященные знали о том, что Бус и есть тот Утешитель, о коем предупреждал Иисус Христос, и о коем говорилось в III книге Ездры.
    В Евангелии от Марка (15:33) и в Евангелии от Матфея (27:45) сказано, что Христос терпел страстные муки в весеннее полнолуние со страстного четверга на страстную пятницу, и что тогда было затмение «от шестого до девятого часа». Солнечных затмений в полнолуние не бывает. И солнечные затмения в отличие от лунных не продолжаются три часа. К тому же шестой палестинский час — это по современному счёту времени полночь. Здесь речь идёт о лунном затмении.
    Нетрудно установить, что в первые века нашей эры не было лунных затмений в указанные и даже просто близкие сроки. Сие затмение точно указывает только на одну дату — на ночь с 20 на 21 марта 368 года н.э. (это абсолютно точный астрономический расчёт). И речь в данных текстах Евангелий идёт только об одном событии — о казни (повешении) Христа, которую уподобили распятию Буса Белояра. Это, разумеется, должно в корне изменить все наши представления о губине связей славянской и римско-византийской цивилизаций в первые века нашей эры.
    Буса Белояра и 70 иных князей распяли в ночь с четверга на пятницу 20/21 марта 368 года. Затмение продолжалось с полуночи до трёх часов 21 марта. И это были первые часы Нового Дня Сварога.
    Сняли с крестов тела Буса и иных князей в пятницу. Потом их повезли на родину. По кавказскому преданию, на родину тело Буса и иных князей привезли восемь пар волов.
    Жена Буса повелела насыпать над их могилой курган на берегу реки Этоко (приток Подкумка) и воздвигла на кургане памятник, сделанный греческими мастерами («хотя памятник ниже его, но сходство-с ним уязвило мое сердце…» — пела она, согласно легенде). Она же, дабы увековечить память Буса, повелела переименовать реку Альтуд в Баксан (реку Буса).
    Бус, как и Иисус, воскрес на третий день, в воскресенье. И на сороковой день восшёл на Фаф-гору. Славянский народный и церковный календарь содержит следы, которые можно толковать, как подробнейшее описание событий сих сорока дней, и в своё время (в издании славянского календаря) это будет сделано.
    И так Бус Белояр, как и Крышень, и Коляда, восшёл на сороковой день на Белую гору (Эльбрус) и стал Побудом Руси Божьей, воссел у трона Всевышнего.
    Спустя много лет Бус вновь явился в Русколани. Он прилетел на прекрасной птице, на кою взошла и Эвлисия (как и ранее Радуница). И после этого Бус и Эвлисия улетели вместе к Алатырской горе.
    И ныне они в Ирии, в Небесном Царстве у трона Всевышнего.
    На земле же памятником Бусу остался монумент, воздвигнутый Эвлисией. И он стоял на древнем кургане на реке Этоко много лет, и прохожие могли прочесть древнюю надпись на нём, пока не забылся древний язык и древняя письменность:

    О-ом хайэ! Побуд! Сар!
    Верьте! Сар Ярь Бус — Богов Бус!
    Бус — Побуд Руси Божьей! —
    Боже Бус! Ярь Бус!
    5875, 31 лютеня.
    Сей памятник ныне находится в запасниках Исторического музея в Москве, и ныне никто не говорит, что он принадлежит Бусу (хотя в прошлом веке об этом говорили многие знаменитые учёные). Никто не рискует переводить и руническую надпись, хоть она и не слишком сложна.
    И ныне лишь те, кто внимательно читал «Слово о полку Игореве», может быть припомнят, что там упоминается давно ушедшее Время Бусово…

  20. Аноним says:

    чо за бред: белояр бус крышень русколань, сами то руские в курсе насчет себя любимых )))

  21. кутуз says:

    русские появились задолго до обезьян и динозавров! а украинцы те вообще раньше-укропами назывались или укры они говорят ровесники водорослей! конечно зеленых!

  22. кутуз says:

    вообще-то русской наций или народности не существовало появились с 1300-400 годах..это самоназвание обьединенных народностей разных славянских общин,русов,росоланов,северян,мещер,берендей,киржачей,новгородцев,финно-угров,татар,кавказцев,тюрков,и т.д. перечислять сотни…нет смысла…которые давно уже ассимилированы в один народ! хотелось привести в пример жирика-самого «ярого патриота россий» в его лице гены немца,еврея,татара,поляка,считает себя чистым или истиным русским…!

  23. Аноним says:

    Дешт-и-Кипчак, земля свободных кочевников.
    Кипчакская, наша тамга I Y I называется «ҚЫПШАҚ ҚОС АЛЫП»(соединяй великих кипчаков).Их называют «тоқсан екi баулы қыпшақ»(92- колен кыпчакских).Это соединения, объединение, древних кипчаских родов из династии «алып -кара- уран».Наша тамга называется,одна I и две I I черные черты, как пара стрел(қос оқ) в виде змеи(дракон),и герб Y волка(бори) племенного союза. Волк(бори) и дракон был древним тотемом у саков гуннов(куннов),тюрков-монголов и булгар, на их знаменах красовались драконы и изображение золотой волчьей головы.

    Кипчак «алып» встречается в книгах «Авеста».В те далекие времена «алып» означало «великий»,«могучий»(қара).В древних источниках «Авеста» обитали кочевые «туры с быстрыми конями. Туры в персидских источниках именуются «саками», что значит «могучие мужи».Арабы и Европа знали кипчаков под названием сакалып(сакалиб)т.е.сак алып(кипчаки великие, могучие саки).

    Кипчак «алып», означает как и «кара»(могучий) исконный, самый старый, мог быть этнонимом могучих (дәу қара), большой многочисленных или коренной народ. Ставшего известным на огромных просторах от Желтого моря вплоть до Европы.

    Кипчак «уран» -боевой клич, призванный поддержать дух соплеменников в ходе сражения.Этот клич являлся именем одного из предков прославленных древних кипчакских знаменитых духовных лидеров, и вождей происходивших из данного племени. И объединяет все группы степных народов и кочевников великой степи, именем которого стало называться вся великая степь ДЕШТ И КИПЧАК.

    Наша кипчакская тамга́ I Y I -это родовой знак усакских,гуннских,тюркских,булгарских,и некоторых других народов.Как правило,потомок определённого рода заимствовал тамгу своего предка и добавлял к ней дополнительный элемент либо видоизменял её.

    Арифметическая традиция называния союзов строго по количеству объединяющихся племен. Наша тамга называется «ҚЫПШАҚ ҚОС АЛЫП»(соединяй великих кипчаков),одна I и две I I черные черты, как пара стрел (ҚОС- ОҚ) в виде змеи (дракон) и герб волка(бори)племенного союза.

    Объединяй ТУРКМЕН КИПЧАК тамга уч- ок(три стрелы H),потомки большого рода КАРА КИПЧАК (союз трех родов КАЙ,БАЯТ и КУННОВ(ГУННОВ)). Турмен кыпсак в подразделения у башкирских, большого рода кара кыпсак.Так же как и у казахов туркмен кыпчак в подразделения большого рода кара кипчак. Затем объединения, соединения ТОРТОБА (четыре стрелы),КОЛОБА(пять стрел),ЖЕТI РУ (семь стрел),ТОКСОБА-девять(ТОҒҮЗ) длинных (УЗҰН) стрел(ОҚ-УЗ) и АЙШИН(Кок Бори)- десятистрельные (ОН ОҚ БУДУН) состояли из пяти племён НУШИБИ и пяти племён ДУЛЛУ.

  24. Аноним says:

    Кипчаки VIв,- занимавшие огромную территорию от Алтая до Карпат (территория современного Казахстана, Узбекистана, Урала,южных степей Причерноморья).Ставшего известным на огромных просторах от Желтого моря вплоть до Европы.

    На Алтае их называли Кимаками,славяне Половцами,в Европе Куманами(Комонами),Венгры называли Куннами(Гуннами).
    Все они, в общем, назывались Кипчаками.Страну кипчаков называли Дешт-и-Кипчак (кипчакская степь).

    Кочующие в центральном Казахстане племена стали называть Кимаками,они состоят из Кипчаков (половцев).Кипчакские-кимакские племена именовались себя урянхай (уран-кай),предки тюрко-монголов.

    В знаменитых летописях Рашид-ад-Дина среди монголов были и уранкайцы .Уранхайцы старшие предки монголов Чингис-Хана.Гипотеза тувинского ученого М.С. Байыр-оола, который утверждает, что уранкайцы являются историческими предками монголов Чингис-Хана.

    Уранкай старинное эпическое самоназвание, т.е. восходит видимо до монгольской эпохе.Казахстане есть речка, поселок, гора и место старинного города под названием Уранхай.

  25. Аноним says:

    Известные кипчакские правители в кимакском каганате
    Алир Кара Уран
    Алир Дерек
    Иналчик
    Абархан
    Бачман Хан

  26. Аноним says:

    Тугурул -хан (тогортак)-кыпчакский хан.
    Родился приблизительно в первой четверти I I века.Есиль кыпчаский хан назначил Тугурула ханом кыпчаков, населявших земли между реками Доном и Днепром.Тугурул был известным батыром и военачальником,отличался смелостью и знанием военного искусства.В этом период кыпчаки поддерживали тесные связи с соседними государствами Киевской Русью и Византией.

    Византийские посол,прибывший со специальными подарками к Тугурул хану, предложил организовать союз двух государств .В течение сорока лет тюрко-печенежские(бажанак)племена постоянно угрожали Восточной Европы и Византии.К этому времени родственные отношения между Тугурулом и печенегами были прерваны.

    В связи с этим Тугурул хан не оставил без внимание просьбу императора Византии Алексея I Комнина.В 1091 году 26 апреля кыпчакский Тугурул хан прибыл со своим войском для оказания помощи Византии.

    Кровавое сражение состоялось в степи,в окрестностях столицы Византии -города Константинополя.Император Алексей I был ранен и бежал с поля сражения. Тугурул хан разгромил печенегов ,поднял знамя победы за Византийцев .Известным своими многочисленными победами Тугурул хан погиб в 1096 году 19 июля от случайной стрелы из войска своего зятя Святополка.

    В русских сказках Тугурул хана называли»змей горыныч»(дракон).Тугурул хан выходец из кыпчаской династии «алып кара-уран-кай».Название «уранкай»состоит из двух слов»уран»и «кай».Двусоставные наименовании имели широкое хождения среди тюркских и монгольских народов.Слово «уранкай» в переводе с тюрко-монгольского языка змея(дракон).

Добавить комментарий

You must be logged in to post a comment.