АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Историк, который писал правдивую историю Казахстана в сталинское время.[:]

[:ru]

Ермухан Бекмаханович Бекмаханов родился в 1915 году в Баянаульском районе Павлодарской области.  Рос сиротой. Его единственный брат умер в 1930 году, а сестра с матерью — в 1933 году от голода. Ермухан по происхождению был чингизидом, являлся потомком хана Среднего жуза Уали, сына Абылай хана от второй жены-калмычки. После окончания Воронежского пединститута работал директором Института педагогических исследований при Министерстве образования Казахской ССР, а в 1946-1947 гг. — заместителем директора Института истории, археологии и этнографии АН КазССР. Многие его работы посвящены проблемам социально-экономического и политического развития Казахстана в XVIII и XIX вв., а также вопросу присоединения Казахстана к России. Некоторые его исследования касаются также истории казахской литературы и культуры. Ермухан Бекмаханов первый казах-доктор исторических наук, основатель кафедры истории Казахстана в Казахском государственном университете им. Кирова. Но не в этом была его заслуга. Он был первым, кто объективно рассказал о движении Кенесары Касымова. А потом поплатился за это ссылкой в Сибирь. 

Осенью 1941 года в Алматы была эвакуирована группа видных ученых-историков. Среди них были член-корреспондент академии наук Панкратова, профессора Н. Дружинин, А. Кучкин, М. Вяткин и многие другие. Пятеро из них во главе с А. Панкратовой изъявили желание подготовить вместе с местными учеными книгу об истории Казахской ССР — книгу, которая, оказывается, уже значилась в планах Наркомпроса республики. Ермухан Бекмаханов, бывший тогда работником Министерства образования, горячо подержал эту идею. Результатом этого научного союза стал однотомник «История Казахской ССР». Ермуханом Бекмахановым была написана 4-я глава этой книги о национально-освободительном движении под предводительством Кенесары Касымова. Этот труд был высоко оценен историками и даже был выдвинут на соискание сталинской премии. В этом же году Бекмаханов защитил кандидатскую диссертацию на эту тему.

Таким образом, в военные годы Е. Б. Бекмаханов вместе с видным историком М. С. Панкратовой написал «Историю Казахской ССР», которая была издана в 1943 г. Эта книга явилась первым фундаментальным научным трудом по национальной истории в СССР. Параллельно он самостоятельно работал еще над одной книгой: «Казахстан в 20-е и 40-е годы XIX века». В 1946 г. он представляет эту работу к защите в Ученом совете Института истории АН СССР, а в 1947 г. издает ее отдельной книгой. Работа была посвящена национально-освободительным движениям в Казахстане в начальные периоды русской колонизации. В этих исследованиях Бекмаханов впервые охарактеризовал сопротивление казахов колониальной политике царской России как борьбу за независимость, а вдохновителя вооруженных восстаний — Кенесары Касымова Бекмаханов вопреки советской официальной идеологии показал как национального лидера.

Вскоре как гром среди ясного неба отрицательную рецензию на эту книгу дал член-корреспондент АН СССР А.И. Яковлев. На что тут же отреагировала Анна Михайловна Панкратова. Она собрала специальное собрание в институте истории Академии Наук СССР. Там же присутствовала представитель из Алматы Х. Айдарова. Айдарова резко выступила против работы Бекмаханова. Вот выдержка из ее выступления: «…деятельность Кенесары и его круга является симптомом феодально-монархического национализма, она не имела общенародного характера и, следовательно, автор (Бекмаханов), оценивший движение Кенесары как общенародное национально-освободительное прогрессивное движение, практически находится под влиянием буржуазного течения «тутас агым». Бекмаханова пытались защитить, в частности такие видные ученые-историки как Н. Дружинин, М. Вяткин. Все они говорили о ценности этого труда. В 1946 году, усовершенствовав свою работу, Бекмаханов предлагает ее ученому совету Академии Наук СССР. В том же году он с блеском защищает докторскую диссертацию на тему «Казахстан в 20-40-е годы XIX века», где одна из глав опять-таки посвящена Кенесары Касымову. С течением времени споры вокруг этой книги не прекратились. И в 1948 году в Алматы в Академии Наук Казахской ССР состоялись дебаты, которые продолжались 5 дней. Стенограмма этих дебатов составила 552 страницы. Они свидетельствуют, что некоторые ученые, особенно казахстанские, набросились на Бекмаханова с целью уничтожить его труды. 

В газете «Правда» в 1950 году была опубликована обличающая статья о труде Бекмаханова. 16 января этого же года он был исключен из партии и выгнан из университета. Буквально через неделю его лишили всех ученых степеней и званий. Но он продолжал бороться, ведь за его спиной была жена и маленькие дети. Бекмаханову пришлось обивать пороги различных инстанций, чтобы получить разрешение на преподавательскую деятельность в сельской школе. Сначала его направили в Нарынкольский район Алматинской области. Затем перевели в село Новотроицк в Шуйском районе Жамбылской области. 

5 сентября 1952 года Бекмаханова арестовали в Новотроицке и привезли в Алма-Ату. Следствие велось три месяца. Ермухана запугивали, оказывали постоянное давление, требовали, чтобы он очернил К. Сатпаева и М. Ауэзова. 

Т. е.  в начале 50-х годов 20 века, при Сталине, в СССР была развернута широчайшая кампания по оправданию колониализма царской России в отношении тех народов, которые боролись за свою независимость путем вооруженной борьбы.

Как писал известный западный историк Соломон Шварц: «…В Советском Союзе развернуто наступление против исторической науки. Компартия одерживает одну победу за другой в «битве против объективизма и космополитизма». Самое последнее задание, спущенное советским историкам, это реабилитация царского колониализма. Факт того, что при этом они должны были усилить работу в части «срывания масок» с колониальной политики западных стран, еще более усложнил это задание.

В связи с вышесказанным, в объектив пристального внимания сегодня попадают так называемые «востоковеды». Их сфера исследований больше, нежели у «ориенталистов» других стран, поскольку распространяется не только на Юго-Восточную Азию, Ближний и Дальний Восток, но и охватывает советские Кавказ и Центральную Азию. Эта сфера в последнее время часто обсуждается на страницах флагманского журнала «Вопросы истории», публикуемого Академией наук СССР. Например, в издании за апрель 1949 г. есть статья «О срочных задачах советских историков-востоковедов», в которой написано следующее:

«Необходимо полностью развеять миф, который сегодня усиленно пропагандируют правые социалисты, что в рамках британской, французской и американской колониальных систем созданы и создаются условия для постепенного перехода к развитию национальной независимости у малоразвитых народов, которые надо цивилизовать. Должно показывать, что британское правление принесло в Индию не культуру и цивилизацию, а нищету, голод и запредельный уровень смертности. Склонность идеализировать британское правление можно проследить в некоторых работах прогрессивных историков Запада, которые ни в коей мере не принадлежат к лагерю империалистов, придает еще больше важности этому заданию. Таким образом, например, даже сам Палм Датт (видный британский коммунист индийско-шведского происхождения, верный союзник советских идеологов, историков и востоковедов) в своем труде «Индия сегодня» не избежал подобного заблуждения. В текущей ситуации на самом деле случился кардинальный перелом, когда даже такие наши товарищи как Палм Датт – один из самых ортодоксальных британских коммунистов и индиец по происхождению — более не соответствует требованиям нового политического курса».

Необходимо напомнить, что в августе 1934 г. Сталин, Жданов и Киров опубликовали «Замечания по содержанию учебной исторической литературы», с каковых даты и документа начинается отсчет социалистической трактовки дореволюционного прошлого народов России-СССР. В этих Замечаниях авторы придерживались антиколониальной оценки царской России и особенно ярко критиковали некоторые постулаты из учебной литературы, потому что «в них не подчеркивается аннексионистски-колониальная роль русского царизма».

Суд состоялся 2 декабря 1952 года. «Для обоснования своих буржуазно-националистических взглядов использовал произведения реакционных поэтов, а также врагов народа — алашординцев, боровшихся против Советской власти», — это всего лишь отрывок из судебных документов. Согласно статье 58-10 части 2 УК с санкцией статьи 58-2, суд приговорил Ермухана Бекмаханова к 25 годам заключения в исправительно-трудовом лагере. После этого ученого отправили этапом в г. Бодайбо Иркутской области. Вопрос об освобождении поднимала историк Панкратова. Однако свобода была дарована ученому только после смерти И. Сталина, когда Анна Панкратова обратилась с просьбой к Н. Хрущеву. 16 февраля 1954 года на Лубянке в МВД СССР Е. Бекмаханову вручили справку о прекращении дела. Здоровье его все больше ухудшалось и свой последний Новый год, 1966-й, он встретил в кругу семьи и почти сразу после этого был госпитализирован в больницу.

После освобождения из тюрьмы Е. Б. Бекмаханов был вынужден заново защитить докторскую диссертацию. Конечно, прошлые ошибки «были исправлены». В своих следующих трудах он уже «не отходил от марксистско-ленинской методологии».
В учебнике «История Казахской ССР» для 7–8 классов, авторами которого были Ермухан Бекмаханов и его дочь Найля Бекмаханова, 29 параграф, под названием «Феодально-монархическое движение Кенесары Касымова в 1837–1838 годы», поместился всего лишь на одной странице. В этом параграфе «реакционное» движение Кенесары Касымова представлено как «феодально-монархическое движение казахских аристократов». Вывод о том, что «это движение стало препятствием на пути присоединения Казахстана к России», слово в слово совпадал с формулировкой в газете «Правда». Учебник был затем многократно переиздан, по нему учили не одно поколение казахстанских школьников.

Только со смертью «вождя народов» последовала реабилитация, Бекмаханов снова получил возможность заниматься любимым делом. Ему была возвращена университетская кафедра истории Казахской ССР, основателем которой он был сам, и последние десять лет жизни стали для него самыми плодотворными. Он оставил после себя сто с лишним трудов, среди которых такие солидные монографии, как «Присоединение Казахстана к России» и «Очерки истории Казахстана XIX века», «Казахстан в 20-40 годы XIX века», школьные учебники по истории Казахстана. Он дал путевку в большую науку двадцати ведущим историкам республики, тысячам учеников, был редактором доброго десятка томов работ аспирантов и молодых соискателей, заложив тем самым фундамент исторической науки в нашей республике. В 1962 году за крупный вклад в развитие исторической науки Ермухан Бекмаханович был избран членом-корреспондентом  Академии наук Казахской ССР. Память о нем будет жива всегда. 

Керимсал Жубатканов, руководитель научно-исследовательского центра «Рухани жаңғыру» Казахско-Русского Международного Университета.

  •  

[:]