«Несомненно, именно благодаря влиянию

мусульманской религии казахам

присущ большой порядок в одежде и устройстве жилища,

чистота, упорядоченные семейные отношения

и более совершенные этические принципы»

(Фридрих Вильгельм Радлов.

«Из Сибири. Страницы дневника». 1893 г.).

 

Много столетий назад, великий тюркский мудрец Тоньюкок (Тоныкок)  предостерегал сынов тюрков от сближения с китайской цивилизацией и буддизмом, что отражено в текстах орхонских надписей 8-ого века. При этом сам Тоньюкок получил образование в центрах Поднебесной и хорошо познал эту культуру. Именно вкусив плоды этой цивилизации, древнетюркский идеолог затем понял, что она грозит кочевникам культурной ассимиляцией, а учение Будды и Лао Цзы, по его мнению, сделало бы тюрков мягкотелыми,  снизив воинственный дух.

Великий мудрец тюрков в то время не видел альтернативы китайско-конфуцианской цивилизации, хотя подспудно чувствовал необходимость приобщения к тому или иному варианту мировой религии и универсализма, необходимость интеллектуального прорыва. Нет никакого сомнения в том, что если бы Тоныкок дожил до 9-10 вв., он был бы среди горячих сторонников исламизации. Патриарх тюрков с радостью принял бы мусульманскую религию, признав все ее плюсы и полную гармонию с основами тюркского тенгризма, непротиворечивость номадизму и многие другие достоинства.

…. В настоящий момент положение таково, что Китай объективно может стать реальным источником глобальной пандемии типа средневековой «черной смерти». И оказалось, что смертельную угрозу человечеству может  представлять  не только ядерное оружие, но и пренебрежение в ряде стран элементарными санитарными нормами и дикая («языческая») всеядность, неразборчивость в еде, влекущие за собой  распространение особо опасных инфекционных заболеваний.

Конечно, китайцы (ханьцы) – тоже люди. И мы желаем им блага. Также мы не отрицаем многие великие достижения китайско-конфуцианской цивилизации, знаем также о мощи современной их экономики и технологиях. И все же, при всем уважении к стране Конфуция и Лао Цзы, необходимо честно говорить и обсуждать на всех уровнях то, что в традиции китайцев и близких им  восточных азиатов никогда не было  элементарных пищевых ограничений.

Также изначально в ней не были разработаны нормы и требования в отношении телесной чистоты и санитарной гигиены (исключением были, возможно, только их надменные императоры и богатые вельможи,  тайно пользовавшиеся медицинскими и другими знаниями даосов, всякими пилюлями и изощренными практиками для своего блага и здоровья, тогда как миллионы были за чертой бедности и  вне круга морали и цивилизации).

В мире много отрицательных стереотипов о «фанатичных» мусульманах, «исламской угрозе» и пр. Можно даже говорить о вечной фальсификации ислама со стороны Запада. При этом в сознании западного человека и русских более привлекательный имидж имеют Китай, Япония, Корея, Индия. Ими восторгаются, обожают; они ассоциируются для западного человека с такими атрибутами, как технологический прорыв, древняя мудрость, красивые чайные церемонии, восточные единоборства и т.д.

Однако европейцы и русские в скором времени поймут, что ошибались…. Реальность откроет им глаза на то, кто  же более опасен для благополучия и будущего человечества, какие этнокультурные сообщества должны на самом деле считаться ими более отталкивающими по своей сути (а не по обманчивым формам). Люди поймут, что зря идеализировали противоречивые и зыбкие традиции восточно- и южноазиатских стран, восхваляли до небес йогу, цигун, китайскую и японскую кухню, культуру и обычаи тайцев, но недооценивали божественный дух Ислама.

И здесь нельзя не упомянуть, что сами казахи как наиболее русифицированная и европеизированная часть тюрко-мусульманского сообщества Евразии, оказавшись типичными «манкуртами», не  разобравшись как следует в традициях предков, истории и духовном наследии, также зачастую безразборчиво льнут ко всему китайскому, индийскому, южно-корейскому, монгольскому. Потому что им однажды Хозяин внушил, что ислам – это примитивная религия со скучной догматикой и авторитаризмом и пр.

На самом деле объективный сравнительно-сопоставительный анализ классических цивилизаций Востока показывает, что  именно мусульманская цивилизация всегда была и есть наиболее жизнеспособной (в прямом и переносном смысле этого слова) ввиду своей крепкой веры в Творца, простоты вероучения (а все гениальное, как известно, просто), воспитания в человеке благородства, честности, культа чистоты (моральной и физической), мудрости, рациональности и гармонии. Мы уже не говорим об особой магии Священного Корана, вернее, мощной духовной защите аятов Корана при их рецитации, когда доказано появление около головы чтеца (имама) сияния, нимба (экспериментально, с помощью специальных сверхтонких приборов).

 Священный Коран и Сунна нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) привнесли в жизнь каждого мусульманизированного общества, в том числе средневекового казахского социума, порядок, дисциплину, понятие ритуальной чистоты, границ дозволенного и запретного (халал и харам). В Казахской Степи веками важным атрибутом повседневности, мусульманизированного образа жизни кочевников были  кумганы – металлические рукомойники, кувшины для умывания. Слово «сабын» — арабского происхождения («савун»), и это тоже не случайно. В музеях Казахстана можно увидеть и такие экспонаты, как традиционные зубочистки.

Даже в начале ХХ века врач Р. Карутц, побывав на Мангышлаке (Мангыстау), удивился тому, что казахи благодаря мусульманскому влиянию часто моют руки, все аккуратно стригут ногти, мужчины бреют головы и содержат в чистоте бороды и усы, в целом, все стараются поддерживать ритуальную чистоту. Хотя времена были тогда для казахов не самые лучшие…

К чему мы клоним? Хвала Всевышнему за то, что мы родились мусульманами и были воспитаны мусульманскими предками. Которые, к примеру, раз и навсегда отказались от поедания грязных животных, которых запретил сам Бог. А это – свинья, осел, крыса, змея и многие другие. Все эти запреты и благотворные предписания относительно питания пришли в Казахстан с исламом и Кораном. Оставшиеся вне ислама монголы, например, до сих пор едят свинину, диких кабанов. Ибн Фадлан (10 в.), проезжая через земли огузов в степях Казахстана, нашел их в промежуточном состоянии между язычеством и исламом, когда вожди и отдельные группы уже принимали новую веру. Но большинство оставались язычниками-тенгрианцами.

Так вот, арабский дипломат (ехал на Волгу, по приглашению мусульман-булгар) заметил в своих «Записках» («Рисала»), что огузское общество переживало глубокий кризис, а по характеру кочевники были весьма грубы и агрессивны. Ибн Фадлан заметил, что животных тюрки не закалывают, выпуская кровь (как мусульмане), а просто убивают любым способом, чаще ударом по голове. Далее, огузы могут съесть любое шевелящее животное, в том числе грызунов. Разумеется, все это было затем пересмотрено с позиций мусульманского (ханафитского) шариата.

Вспомним, откуда и почему вспыхнула в мире грозная пандемия чумы «черная смерть» середины 14-ого века. Она пришла на Запад и мусульманские земли из Китая и Монголии – через товары и людей, перемещавшихся по караванным дорогам Великого Шелкового пути. А что спровоцировало вспышку инфекции и привело к глобальной катастрофе? Монголы как язычники едят мясо сурков, оно даже считается у них деликатесом. Через этих инфицированных грызунов заболели люди и, как говорится, пошло-поехало. А если бы тогда монголы все были мусульманами (а не только западные, в Золотой Орде), такой беды, наверное, не произошло бы….  

Поедание потенциально опасных для здоровья человека млекопитающих, рептилий, морских гадов, грызунов, насекомых, жуков и пр., также неуемное  свиноедство (чем еще славится сегодня Китай) – все это и является благодатной почвой для распространения различных инфекций и опасных вирусов.

Невольно хочется спросить: как можно жить в XXI веке, понимать суть науки, медицины и гигиены, быть солидной страной и наследником древней цивилизации и мудрецов Востока, и при этом в плане пищевой культуры и кухонных привычек стоять на уровне древних дикарей и каннибалов? Кстати, была информация в интернете о том, что разумная часть самих китайцев, более культурные и развитые, оказывается, изредка возражают против народных привычек употребления в пищу летучих мышей, змей,  осьминогов, крыс и пр., мотивируя так: «сейчас наша нация не так бедна, как в ранние времена, зачем есть таких животных и насекомых, чтобы рисковать здоровьем?».  

Китаю на государственном уровне необходимо ввести определенные разумные ограничения и начать просвещать народ в плане культуры питания. Вместо того, чтобы создавать «лагеря для политического перевоспитания» для мусульман – уйгуров и казахов, им следует теперь открывать массовые курсы по обучению элементарным нормам по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия  своих граждан. И, быть может, пришло время поучиться у своих же мусульман опыту употребления халяльной пищи в соответствии с ниспосланным Богом запретами и предписаниями, чем, наоборот, поучать и постоянно досаждать их и пытаться перекодировать?!

 

 

Назира Нуртазина

 

 

 

 

Рубрика: