Часть 1

 

События января 2022 года, и возникший в казахстанском обществе раскол элит, ставят власть перед сложным вызовом.  Об этом, как и о многом другом, сказал президент Республики Казахстан Касым – Жомарт Токаев в интервью 17 февраля, отвечая на вопрос журналиста канала «Qazaqstan».

«Сейчас преждевременно говорить, какие (политические) изменения произойдут. Однако ряд преобразований будет. Об этом я уже говорил в своем выступлении на заседании Мажилиса. Изначально планировал объявить о новых политических реформах осенью. Теперь принято решение, что политические реформы я предложу в своем Послании народу в середине марта», — сказал Касым-Жомарт Токаев в интервью на телеканале «Qazaqstan».

Это очень важная новость. И вот еще одна цитата из выступления главы государства. «Знаю, что сейчас наши граждане с большой надеждой ждут реформы. Именно поэтому я призвал вместе строить новый Казахстан. Многие вопросы, о которых я говорил, нашли поддержку большинства народа. После любых сложностей открываются огромные возможности. Слово «кризис» на китайском языке означает «новые возможности». Поэтому нам следует вместе приложить все свои усилия во благо процветания нашей Родины», — добавил Президент.

С другой стороны, сегодня президенту Токаеву, у которого, по сути, нет собственной устоявшейся команды,  противостоят серьезные силы в лице финансово состоятельных представителей казахстанской олигополии, оказавшихся в одночасье отрезанными от больших финансовых потоков и должностей в высших эшелонах казахстанской власти.

Существует и определенное недоверие части казахстанского общества в отношении слов и поступков ныне действующего президента страны.

Пока все его слова об отмене монополии в сфере политики и экономики остаются только красивыми лозунгами, не подкрепленными делами, — полагает эта часть казахстанского социума. 

И уже совсем усугубляют ситуацию многочисленные факты рейдерства со стороны отдельных представителей власти по отношению к бизнесу, коррупционных преступлений чиновников, и имеющего места судебного беспредела в отношении тех наших рядовых граждан, у кого нет за спиной защиты в виде влиятельных родственников.

Все эти факты, как и многие другие, лишают части наших граждан веры в справедливое обустройство своего государства. Государство, в их глазах, мало чем отличается от разбойника с большой дороги. 

Отсюда и малый кредит доверия к действующей власти со стороны этой части общества.

Но есть и плюсы

Таким образом, мы констатируем, что попытка построения государственности в Казахстане, с опорой на класс сверхбогатых людей, когда 162 человека в стране владеют 55 % национальных богатств, а на остальные 19 миллионов населения приходится лишь оставшиеся 45% нацбогатств, доказала к январю 2022 года свою несостоятельность. Ввергнув страну в пучину затяжного политического, экономического и социального кризиса.

Но в январских событиях 2022 года была и своя положительная сторона.

Так, люди, вышедшие в 74 городах республики на мирный протест, проявили себя подлинными гражданами этой страны, показав, что им не все равно в каком Казахстане им предстоит жить.

Подлинными гражданами страны проявили себя и те алматинцы, кто в суровые январские дни создавал отряды самообороны, защищая свои дома и торговые точки от нашествия мародеров и вандалов.   

Были и такие наши сограждане, кто собирал продуктовые наборы в те январские дни для лиц, особо нуждающихся в них. Кто спасал солдат, вытаскивая их из огня. Кто тушил горящие здания. И таких людей было много.

И вот здесь мы приходим к пониманию, что именно такие наши граждане, которым есть дело до своей страны – это, практически, готовые депутаты сената, парламента и мажилисов всех уровней. Потому что у них есть главное, что определяет человека. У них есть сердце.

В данном отношении они превосходят многих наших нынешних мажилисменов. Нынешних мажилисменов, среди которых отыщется немало пройдох, ловкачей и приспособленцев.

 

И вот здесь мы приходим к главному пониманию. Стоит только объединиться  таким сознательным гражданам в единое движение – движение Гражданской Инициативы, как  мы получим на выходе совершенно другую страну. 

Так почему бы нам это не сделать? Почему бы нам всем, людям доброй воли, не создать свое объединение, начав с самых народных низов? Идея лежит на поверхности.

И вот отсюда о хорошем. Как автор идеи создания Гражданской Инициативы я вышел на трех известных в стране людей. На народного артиста Казахстана Тунгышпая Жаманкулова, предпринимателя, генерального директора Обуховского горно-обогатительного комбината Виктора Долгалева, кинорежиссера Талгата Жанибекова, с предложением создать политсовет нового движения. И они дали свое согласие.

Есть такая народная поговорка: — За одного битого двух небитых дают. У каждого из нас, членов Политсовета, своя история. Вся наша четверка, каждый в свое время, в разной степени, сталкивалась с чиновничьим беспределом и коррупцией в стране. Но мы не сломались. Как гласит мексиканская пословица: — Они закапывали нас живьем в землю, но они не знали, что мы семена.  

Так что наш Политсовет Гражданской Инициативы можно смело считать за восемь человек.

Что же касается лично меня, то я в движение иду не ради регалий, славы и почестей, а ради справедливости и только.

И наконец, согласитесь, есть все-таки хороший символизм в том, что народный артист РК Тунгышпай Жаманкулов, сыгравший в свое время роль спасителя казахской нации, хана Аблая, согласился одним из первых войти в Гражданскую Инициативу. И это, как я полагаю, очень хороший знак.

Как Казахстану стать второй Японией

Если государство, как институт власти, сменит свой нынешний формат, перейдя от формы олигархического правления к форме правления с опорой на гражданскую инициативу, то мы, казахстанцы, как общество, получим уникальный шанс.

Как показывает опыт развитых стран планеты, там, где граждане активно привлечены к вопросам управления государством, там и результат на выходе получается соответствующий. Люди в таких государствах живут хорошо.   

А, следовательно, политические реформы в стране должны быть нацелены на предоставление большей самостоятельности гражданским институтам власти на местах.

В городах, поселках и на уровне сельских округов это могут быть общественные советы, представленные наиболее уважаемыми и авторитетными гражданами, по принятию решений касающихся развития данных населенных пунктов.

Подлежит реформе и судебная система нашей страны, с предоставлением большей независимости судам от органов исполнительной власти.

Можно вспомнить опыт СССР, когда в судебном заседании, наряду с профессиональным судьей, принимали участие судебные заседатели от гражданского общества.

Существует опыт и западных государств, с их судами присяжных заседателей.

А есть еще и опыт казахской степной демократии, с ее судами биев, в состав которых мы могли бы включать наиболее профессиональных, с незапятнанной репутацией, представителей казахстанской юриспруденции. Для вынесения решений по наиболее сложным и запутанным делам.

(Продолжение следует…, в котором мы расскажем о первоочередных задачах, стоящих перед Гражданской Инициативой  Казахстана.)

Серик Малеев.

Altyn-Orda.kz

 

 

 

 

Рубрика: ,