АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Грамотность на 69 месте: школьное образование в кризисе?[:]

[:ru]

Члены мажилиса от фракции «народных коммунистов» направили запрос премьер-министру с требованием остановить падение уровня грамотности школьников

Запрос был направлен от имени Айкына Конурова и других депутатов фракции КНПК.

«Фракция «Народные коммунисты» считает, что анализ реализации уже сделанного в сфере образования выполнен поверхностно, — говорится в запросе. — Исполнение предыдущей программы на 2016-2019 годы оценено на 92%. Такая оценка основана на 12 индикаторах, 71 показателе. Практически на 100% выполнена программа по числу мероприятий».

Однако помимо «числа мероприятий», со всем остальным дело обстоит плачевно. Особенно — с уровнем развития человеческого капитала.

«Развитие человеческого капитала означает, прежде всего, повышение грамотности, особенно молодого поколения. Все остальные многочисленные индексы и показатели – лишь вспомогательные», — напомнил Конуров.

В программе развития образования на 2011-2020 годы ставилась цель улучшить результаты учащихся казахстанских общеобразовательных школ в международных сравнительных исследованиях, в частности в программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA — Programme for International Student Assessment). Эта программа оценивает образовательные достижения учащихся, то есть грамотность школьников и умение применять знания на практике. Проходит раз в три года, в тестировании участвуют подростки в возрасте 15 лет.

Согласно госпрограмме на 2011-2020, Казахстан должен был выйти в тестировании PISA на 40-45 место. Однако программу досрочно свернули и вместо нее приняли новую, рассчитанную на 2016-2019 годы. Из нее цель подняться в рейтинге PISA исчезла.

«Сейчас, по итогам последнего рейтинга, мы имеем серьезное ухудшение результатов. Казахстан по математике на 54-м месте из 78 стран, по естествознанию и по читательской грамотности — на 69-м месте. На последних местах мы по уровню информационной и компьютерной грамотности школьников (ICILS), по показателю грамотности взрослого населения (PIAAC)», — сообщил правительству депутат.

Как считает Конуров. вместо развития человеческого капитала идет обратный процесс.

«Грамотность падает. И на селе, и на производстве уже сейчас самая острая проблема – падение уровня подготовки молодых специалистов. Говорить о вкладе человеческого капитала в устойчивость экономики также не приходится. В Глобальном индексе инноваций Казахстан в 2019 году занял 79-е место, потеряв 5 позиций по сравнению с 2018 годом», — привел он говорящие цифры.

В результате Казахстан потерял преимущество как страна с квалифицированными трудовыми ресурсами и тотальной грамотностью. Растет отток населения за рубеж — не в последнюю очередь из-за низкого уровня образования.

 

«Многие родители, осознавая масштабы деградации образовательной системы, отправляют детей за пределы Казахстана. Мы сами оставляем нашу страну без будущего, пока позволяем разрушать культ образования, поколениями бывший главной ценностью в казахстанских семьях, — уверен Конуров. — Несмотря на постоянный формальный рост расходов на образование и науку, мы движемся к положению страны с преобладанием дешевой и низкоквалифицированной рабочей силы. Фактически откатываемся в группу отстающих развивающихся стран, вместо того чтобы двигаться в тридцатку лучших».

По мнению депутата, это очень тревожная тенденция, которую нельзя переломить технической программой, особенно если эта программа продолжает линию постоянных изменений и попыток внедрения всевозможных мировых практик и моделей.

Скорее всего, мажилисмен имел в виду, что только за последние семь лет на школьное образование Казахстана обрушились: кембриджская программа подготовки учителей, трехъязычие и курсы английского языка для предметников (прекращены), e-learning (отвергнут) и «Кунделик», обновленная программа с СОР и СОЧ вместо контрольных, подготовка к 12-летке (отложено), переход на пятидневку, изменение формата ЕНТ и введение экзаменов и т.д.

«Фракция «Народные коммунисты» считает, что нужно честно признать невыполнение главных целей двух предыдущих программ развития образования и приступить к выработке антикризисных мер, способных остановить падение уровня грамотности и ухудшение общего качества образования», — подвел черту под запросом Айкын Конуров, предложив премьеру дать ответ на в установленные законом сроки.

 

Кстати говоря, министр образования Асхат Аймагамбетов уже отвечал на критику в связи с низкими результатами казахстанских школьников в рейтинге PISA. «Средний балл Казахстана в PISA-2018 по читательской грамотности составил 387 баллов, математической – 423 балла и естественнонаучной – 397 баллов. Сразу скажу, эти показатели мы ожидали, и они намного ниже среднего по ОЭСР (чтение – 487, математика – 489 и естествознание – 489). По сравнению с нашими же результатами в PISA-2009, 2012 отмечается снижение», — признал он.

Как объяснил глава МОН, во-первых, тест впервые для казахстанских школьников прошел в компьютерном формате — а они привыкли возвращаться к затруднительным вопросам и пересматривать ответы. При компьютерном тестировании такой возможности нет.

«Во-вторых, изменения в нашей системе образования, которые могли улучшить результаты в PISA, еще не коснулись тестируемых 15-летних обучающихся», — продолжил министр, пообещав улучшить результаты к PISA-2024.

Еще одна, третья, причина — то, что некоторые тестируемые 15-летние школьники учились в 9 классе, тогда как их конкуренты из других стран — только в 10-м.

«Учащиеся Назарбаев Интеллектуальных школ набрали по читательской грамотности 511 баллов, математике – 554 балла, естествознанию – 526 баллов. Их результаты соответствуют показателям топ-лидеров PISA-2018, — с гордостью отметил министр, сделав вывод: — Результаты еще раз дали ответ на вопрос, нужны ли изменения в школьном образовании — очевидно, что да».

https://forbes.kz/process/education/gramotnost_na_69_meste_deputatyi_schitayut_chto_shkolnoe_obrazovanie_v_krizise/

[:]