В преддверии празднования 1150-летия великого Аль-Фараби стоит вспомнить историю «возвращения» Великого Учителя в современный Казахстан. Главными батырами в этой истории стали видный казахский ученый-геолог А.Машанов и  известный писатель А.Алимжанов. Признаться, мы, русскоязычные казахские школьники и студенты начала 80-х гг., выросли на патриотических стихах поэта Олжаса Сулейменова и исторических новеллах Ануара Алимжанова – выдающегося казахского советского писателя, лауреата Международной премии имени Дж. Неру. Талантливый писатель писал в основном на русском языке и внес огромный вклад в пробуждение исторического самосознания казахов в период позднего социализма.

Тогда, в эпоху господства «соцреализма» для казахов были настоящим духовным открытием и источником вдохновения замечательные произведения А. Алимжанова «Караван идет к солнцу», «Синие горы», «Сувенир из Отрара», «Степное эхо», «Стрела Махамбета», «Гонец», «Трон Рудаки», и, наконец, «Возвращение Учителя» – повесть о скитаниях по мусульманскому Востоку сына кыпчакских степей Абу Насра Аль-Фараби. Эта повесть была издана в 1979 году в Москве в издательстве «Советский писатель». Известный литературный критик Н. Ровенский, отмечая удачное сочетание в повести беллетризма и научной публици­стики, сказал также, что «в целом, слог романа восходит к «Шахнамэ» и «Тысячи и одной ночи».

Один из первых ревнителей Аль-Фараби, казахский писатель и общественный деятель А. Алимжанов был известен и авторитетен в интеллектуальной среде афро-азиатского мира второй половины ХХ века; его уважали и ценили в Москве. Считается, что Ануар Алимжанов, сотворив на «общесоюзном» русском языке захватывающую повесть об Аль-Фараби, фактически поставил точку в дискуссии о «праве собственности» на Аль-Фараби, возникшей в то время между Узбекистаном и Казахстаном.

Но Ануар Алимжанов не был первооткрывателем Аль-Фараби. Кто же тогда стоит у истоков акции «возвращения» гениального ученого на Родину, вообще в Центральную Азию? Ведь долгое время древний философ считался арабом, также о нем знали лишь узкие специалисты. Кто фактически подготовил почву, вопреки господствовавшей идеологии посвятил половину своей жизни поиску трудов и изучению жизни и наследия Аль-Фараби в период с конца 40-х по 80-е гг. ХХ века? Об этом сегодняшние наши современники, особенно русскоязычная публика едва ли что-то знает… 

«Один в поле не воин». Но это изречение не про Акжана Машанова (позже – Аль-Машани). Этот уникальный для своего времени и общества, чрезвычайно одаренный и энциклопедически развитый казах совершенно не вписывался в привычную академическую среду, хотя и был признанным ученым-геологом, академиком.  Он в одиночку стал бороться за Аль-Фараби в СССР в период 50-70-е годы. В конце концов победил. Все что хотел, высказал, доказал; всего написал 350 трудов по разным отраслям наукам. Он владел арабским и многими другими языками, был религиозным и казался чудаком….Однажды, в 1968 году вместе с 15 казахами (ученые, писатели) он рванул в Сирию. Отыскав могилу Абу Насра Аль-Фараби в Дамаске, он установив на ней памятную доску, прочитал Коран, чем удивил арабов. 

Предки Акжана Машанова, выходцы из самого сердца Великой степи – района Каркаралы (оттуда вышли многие великие казахи, вплоть до первого космонавта Тохтара Аубакирова), находились в близких отношениях с  аулом Кунанбай-хаджи, отца Абая. Дед А. Машанова и Кунанбай были друзьями, а сам будущий казахский советский ученый в детстве видел Шакарима Кудайберды – великого поэта-философа, племянника Абая Кунанбайулы. То есть сами генетические корни и духовная атмосфера его детства и юности также предрасполагали А. Машанова к высокой миссии.  Также он видел Голодомор, восстание казахов Абралы против большевистского террора, другие трагедии. Выжив, решил вопреки всему учиться и сделать что-то великое.

Акжан-ата дожил до дней Государственной Независимости Казахстана; видел и слышал, как имя Аль-Фараби было присвоено главному тогда государственному университету страны – КазГУ, участвовал и сидел в президиуме великого множества международных научных форумов, чествовавших Аль-Фараби. Его заслуги признали в арабском мире, после чего ученый взял имя (нисбу) Аль-Машани. Умер казахский аксакал с сознанием выполненного долга в 1997 году в Алматы, позже юбилей Акжана Машани отмечали под эгидой ЮНЕСКО….

 

© Назира Нуртазина,

профессор Казахского Национального

университета имени Аль-Фараби

 

Рубрика: