обзор каз.прессы 24 января, 2015 83 комментария

Гайнижамал ШЕКЕЙ. ОБЗОР КАЗАХСКОЙ ПРЕССЫ: ПОЧТИ ГАМЛЕТОВСКИЙ ВОПРОС ДЛЯ КАЗАХОВ: «НА КАКОМ ЯЗЫКЕ ОБУЧАТЬ ДЕТЕЙ?»

скачанные файлыНа сайте «АБАЙ.KZ» (13.01.2015)  в статье Сакена СЫБАНБАЯ «На каком языке казахам обучать своих детей?» в очередной раз поднимается важный для суверенного Казахстана вопрос: как  сохранить казахскую национальную идентичность и оставить для потомков родной язык, до сих пор в течение веков бережно передававшийся из поколения в поколение как духовная сокровищница и духовное наследие народа.

Ведь ясно как белый день: если народ лишается языка, теряет его, то он перестает существовать. Остается просто толпа, состоящая из духовно опустошенных человеческих особей – без собственной культуры, без собственной истории, без прошлого, настоящего и будущего. Эта толпа, состоящая из биологических существ, после утери родного языка уже не имеет собственного места на исторической арене, отдельные ее группы примыкают к различным нациям-государствам, а сам народ растворяется в океане жизни, ассимилируется среди других, превращаясь, по выражению Столыпина, « в назем, в удобрение, на котором произрастают и крепнут другие, более сильные народы».

Поэтому народная мудрость гласит –«язык – душа народа». И поэтому живым примером для всех других народов и племен  является первый шаг после возрождения Государства Израиль – возрождение евреями своего языка, который с утерей два тысячелетия назад собственной еврейской государственности стал практически «мертвым» языком.

Вот что пишет автор статьи: «Разве не позорно для Казахстана, страны казахов, что прошло уже более 23 лет после обретения Независимости, а многие казахи все еще ломают голову над простым вопросом – «На каком языке давать знания своим детям?». Да, 23 года для Истории – мгновение, но для страны, для ее народа, для формирования его национального самосознания – это довольно солидный отрезок времени. Этого времени достаточно для того, чтобы коренное население современного независимого государства, именуемого «Республика Казахстан», освободилось от пут колониализма, которые сковывали его сознание, и осознали себя свободными гражданами своего свободного государства. Однако надо признать, что в казахском обществе не наблюдается широкого осознания столь судьбоносных  реалий нового исторического времени.

images

Как-то в социальных сетях наш соотечественник, подписавшийся под именем Серик,  так выразил свое мнение о ситуации  с казахским языком: «Я казах, 18 лет назад вернулся на землю предков (атамекен). Родной язык знаю хорошо, а русским владею плохо. Здесь я закончил университет, но после его окончания из-за незнания русского языка мне пришлось  преодолеть много трудностей, чтобы устроиться на работу. В общем, получается, что после возвращения на родную землю, все преграды на моем пути связаны с недостаточным владением  русским языком.  И теперь, чтобы мои дети не испытывали такие же трудности и социальную дискриминацию, которые приходится преодолевать мне,  подумываю отдать сына в русскую школу. Будет ли  это решение верным? Как вы думаете?». И сразу появилось множество отзывов на эти вопросы, вот некоторые мнения:

МИРА: Действительно, если не знаешь русский язык, на работу устроиться трудно. Никому неинтересно, знаешь ты казахский или нет, в первую очередь спрашивают, насколько владеешь русским языком.

НАЗГУЛЬ: Не отдавай сына в русскую школу! Мои родители тоже прошли через много испытаний из-за незнания русского языка. И все равно отдали меня учиться в казахскую школу. Но несмотря на это, сейчас я владею русским языком если не лучше, то, во всяком случае, не хуже самих русских. Ведь у нас в Казахстане повсюду в основном русскоязычная среда общения. Поэтому смешно слушать, когда говорят, что «ребенок останется без русского языка».

ЕРНАР: Для того чтобы дети освоили русский язык, необязательно отдавать их учиться в русскую школу. Жизнь сама научит их русскому языку.

ОНДАСЫН: Я тоже задумываюсь над тем, в какую школу отдать учиться детей. Слышал, что в казахских школах преподавание слабое. Но с другой стороны, в русских школах характер у детей меняется в худшую сторону.

КАЗЫБЕК: Отдайте сына в казахскую школу, все равно пока окончит 11 классов, русский тоже освоит хорошо.

ОМАР:  Отдавайте детей в русскую школу, кто сейчас отдает их в казахскую школу?

ФАТИМА: На каком бы языке ни учился, главное,  это – воспитание в семье. На каком языке родители общаются в семье, тем  языком в первую очередь владеют и дети.

ХАЙДАР:  Боже упаси отдать ребенка в русскую школу! Он  станет неуправляемым. В студенческие годы мы писали стихи и рассказы, а потом выпустили  сборник. Оказалось, что молодые поэты, парни с казахского отделения, посвящали свои стихи любви к родине, к матери, теме любовной лирики. А русскоязычные в основном писали  на темы о смерти, выражали мысли о самоубийстве, об отсутствии гармонии с миром, в общем,  темно и сумрачно…

Вся эта дискуссия по вопросу обучения детей шла на казахском языке. К сожалению, было очень много мнений чисто манкуртистского содержания: «Правильно, надо учить детей на русском!». «Те дети, которые учатся на русском, не останутся на обочине жизни, обязательно найдут себе место в обществе!», «Если ваши дети будут учиться на казахском, то останутся без работы!» и т.п. Так думают те казахи, которые  кощунственно относятся к своему родному языку, к национальным казахским школам, у которых полностью манкуртизированное сознание. Конечно, им решать, верить или нет словам Президента страны, который заявляет, что «Қазақстанның болашағы – қазақ тілінде!» («Будущее Казахстана – за казахским языком!»). Но как можно, будучи этническими казахами, живя в независимом Казахстане, отлучать своих детей от родного народа?! Или они не верят в будущее казахского языка? Или они думают, что родной язык должен иметь лишь прикладное значение и может быть использован только как инструмент для зарабатывания на жизнь? Разве они не понимают, что родной язык – это понятие, которое дорого, бесценно для человека, и также необходимо ему ежесекундно, ежеминутно, каждое мгновение жизни,  как и понятия «земля», «вода», «воздух»?

В принципе, правильно обучать детей знаниям на родном языке. Если не воспитывать своих детей в сфере родного языка, то получится, что родители сами с младенческих лет отлучают потомков от своего же народа, тем самым лишая их корней. Из-за этого прервется невидимая священная нить времен, связь между прежними и новыми поколениями, которые не будут знать своего происхождения, потеряют этническую ментальность, духовно-цивилизационные ориентиры, будут чувствовать себя неприкаянными в окружающем многоликом и многоязычном мире.

83043fc3ecad8320ba5c287fea6f6697

Ведь обучение детей на чужом языке – это не только овладение знаниями. Так, если казахские дети будут изначально начинать учиться на русском языке, то они с детства будут приобщены к мировоззренческому способу существования русскоязычного мира, у них будут сформированы образ и способ мышления, тип социального поведения, менталитет, которые присущи именно представителям русскоязычного общества, носителям чужого, а не своего родного, материнского языка. Таким образом,  этнический казах, с малолетнего возраста своими же родителями отлученный от родного народа, взращенный вне орбиты родного языка и традиционного национального воспитания, будет лишен народного духа,   «казахскости», веками формировавшихся благородных национальных качеств (ұлттық қасиеттері).  Ведь  все перечисленное должно  развиваться и впитываться в сознание ребенка вместе с родным языком, являющимся  ментальным и социальным кодом для человека.

В современном казахском обществе нередки случаи, когда в одной семье дети, воспитанные в разных языковых школах, разительно отличаются друг от друга. Приведу пример. У одного моего знакомого, уважаемого в обществе и работавшего на многих ответственных должностях, было два сына. Старший сын  учился в русской школе, младший – в казахской. Если в дом приходили гости, старший сын закрывал двери своей комнаты и не выходил из нее. Ему нравилось есть в одиночестве, он даже с младшим братом не делился чем-нибудь вкусным. А младший сын, наоборот, всегда был рад приходу гостей, обязательно  выйдет встретить их на пороге, поздоровается, с удовольствием пообщается в общей компании за столом. Получается, что несмотря на то, что жили и воспитывались они в одной семье, но по-разному сформировались в личностном плане, так как находились в различных сферах – один в русскоязычной координате ценностей и ментальности, другой – в казахоязычной. У них были сформированы различные понятия и представления о жизни, они по-разному видели себя в социальном и общественном поле.

Особенности представителей русскоязычного и казахоязычного менталитетов подметил и известный казахстанский писатель и переводчик Герольд БЕЛЬГЕР, который рассказал в своих документальных заметках  следующую историю: «Бывший замминистра времен КУНАЕВА рассказывает. У него девять внуков. Один учился в казахской школе, остальные – в русской.  Того, который учился в казахской школе, он отправлял на время каникул в аул, и там мальчик овладел свободно казахским языком, проникся казахской ментальностью, пас  ягнят, косил сено, совершал со сверстниками  набеги на колхозную бахчу, играл, озоровал. Сейчас Даурен уже взрослый, часто навещает овдовевшего деда, тщательно следит за содержимым холодильника, выбрасывает старые продукты, забивает свежими. Однажды дед тащил с базара две огромные сумки. На остановку на своей машине подъезжает какой-то парень и говорит: «Ата, садитесь. Подвезу». Дед насторожился: с какой стати он сядет в незнакомую машину. «Рахмет, айналайын! На трамвае доберусь». Незнакомец говорит: «Вы, ата, меня, наверное, не узнали. Я ведь друг  вашего Даурена». Довез старика с сумками домой. Потом доложил другу: «Я сегодня встретил на остановке твоего ата с сумками, довез до дому». Немного погодя звонит внук: «Ата, что Вы делаете?! Вы же позорите весь наш род. Завтра ведь по всему городу пойдут разговоры: дескать, бывший замминистра, как бишара-сирота, с сумками тащится с базара. Будто у него нет ни детей, ни внуков. Позор! Если тебе что надо, говори мне, я сам все привезу». А остальные восемь внуков, учившиеся в русских школах, о таком и не помышляют, и все это им невдомек. При  встрече говорят: «Салют, аташка!», или бросают мимоходом: «Чао, аташка!». А о семейном достоинстве, о чести и гордости рода и понятия не имеют. Подобных примеров разной ментальности я встречал немало. Есть большая разница в национальном воспитании».

С началом русификации произошла серьезная трансформация казахской ментальности, мировоззренческих принципов казахского народа. Тысячи манкуртов появились тогда, когда почти не осталось казахских школ, и в казахском обществе родители вынуждены были учить своих детей  в русских школах, растерянно восприняв новую картину мира: «Пусть дети учатся по-русски, это поможет им не остаться без куска хлеба, а родному  языку научатся в семье, не забудут!». Но вышло по-другому, и теперь наш народ, разделившись на «русскоязычное общество» и «казахоязычную среду», никак не может возродить свое национальное самосознание. А многие их тех, кто оказался на противоположном берегу, даже считают своим долгом выступать против своего родного народа и родного казахского языка.

Сегодня действительно смешно бояться, что в ситуации, сложившейся с казахским языком  в современном Казахстане, «ребенок останется без русского языка» . Все телеканалы и радиостанции (кроме национального телеканала «Казахстан», Казахского радио и радиостанции «Шалкар»), Интернет – все говорят и показывают на русском.  Во дворах  у казахско-русской ребятни в приоритете русский, как язык межнационального общения. От русского языка нигде не спрячешься и никуда не скроешься! Это просто невозможно!  Но есть все-таки один выход: по мнению психологов  детей можно обучать на другом языке после того, как они успеют сформировать  картину мира (предметы, явления, понятия) в своем сознании на своем родном языке. И многие страны следуют этому принципу. К примеру, в Испании и Израиле обучение на испанском языке и иврите ведется  до 7 класса. И только потом, когда «ребенок уже впитал в себя все соки родного языка»,  в школах начинают изучение одного иностранного языка (в основном, английского). Таким образом,  сначала  освоив родной язык,  дети, какой бы язык ни изучали потом, никогда не потеряют свою этническую идентичность, национальную ментальность и духовную сущность. Вот что значит – думать о будущих поколениях, о будущем нации, государства!».

Остается добавить, что вопрос «Отдавать детей в казахскую или русскую школу?»  является почти гамлетовским для казахов и Казахии. То есть таким же судьбоносным, как для шекспировского Гамлета вопрос «Быть или не быть?». Ведь речь идет не только о сохранении национальной идентичности, менталитета, национального характера казахского народа, но и о национальной безопасности и сохранении вновь обретенной казахским народом Независимости и возрожденной казахской государственности. Без сохранения, развития и укрепления казахского языка как государственного в Республике Казахстан, невозможно воспитать истинных патриотов, сформировать у казахстанцев чувство патриотизма, являющегося одним из  главных условий обеспечения национальной безопасности. Несколько лет назад проводился опрос в старших классах казахских и русских школ. На вопрос «Вы готовы покинуть Казахстан и уехать жить в другую страну?»  70% старшеклассников в русских школах (среди них есть много казахов) ответили утвердительно «Да», а в казахских школах 98 % ответили «Нет».  Таким образом, выбор родителями-казахами для своих  детей казахскоязычного или русскоязычного обучения – животрепещущая, самая что ни на есть насущная, государственная проблема. Этот выбор – основополагающий для казахского народа и будущего Казахии.

Загрузка...

(83) Комментарии

  1. Семен Семенченко says:

    На фронте временное затишье. Идет постоянная перегруппировка сил противника, периодически звучат артиллерийская дуэль или залпы градов.
    Все это в любой момент может выплеснуться в активные боевые действия.
    Если подвести итоги очередному «перемирию» с сентября по январь, то ситуация не в нашу пользу.
    Все пленные не возвращены
    За эти пять месяцев созданы дополнительные укрепрайоны на территории контролируемой террористами.
    Созданы линейные подразделения «ЛНР», «ДНР».
    Например: «полк Дремова » — 2800 человек, 4 танка, две «ноны», 6 «градов»,орудия д-30 и д-20, мтлб, зу, минометы 80 и 120 мм, бтр, база по ремонту и хранению тяжелого вооружения, разведка и следственный отдел, камеры для допросов, расстрела, пыточные. ..
    И это все выросло из «ватажек», «банд» и «бандочек» которые были еще в конце августа.
    Никаких «экономических коллапсов » на этих территориях не произошло. Помните как некоторые наши госдеятели многозначительно улыбаясь говорили осенью «а вот просмотрите что они запоют зимой»… Не запели. Гуманитарка из РФ, Украины, конвои Ахметова, закупки угля, поставки электроэнергии по низким ценам…
    Нормандские и Минские форматы оказались ошибкой. Формат Будапештский был отринут сразу и даже не рассматривался. Агрессия РФ не легитимизирована в международном формате, военное положение не объявлено.
    Единственное достижение- военная помощь США — получена больше заслугами волонтеров и диаспоры, чем дипломатии.
    Оборонная промышленность не имеет нормальной логистики. Одни предприятия перегружены, другие не имеют заказов, а имеют кучу налоговых долгов.
    Коррупция, «косьба бабла» и очковтирательство.
    Потеряны 32,31 Блокпосты в Луганской области и большая часть аэропорта в Донецкой. Последнее, особенно с учетом попадания в плен части «киборгов»- серьезная идеологическая проблема. ..
    Российская пятая колонна работает вовсю. Армия, штабы, спецслужбы- переполнены выпускниками академий и училищ ФСБ, ГРУ, МО РФ, КГБ. Информационная война перенесена в украинское информационное пространство.
    Последние тренды: мощная кампания против мобилизации (мол не доверяем генералам, Вы ведете нас на убой) и дискредитации добровольческих батальонов и лидеров патриотического движения.
    Достойно иронического внимания — попытка создания целых (3!!) Фейковых батальонов «Донбасс» , что с успехом было использовано пропагандой РФ, в том числе для оправдания недавней эскалации (один из «батальонов» обещал взрывать мосты на украинской территории и захватывать территорию РФ)
    Коррупция продолжает разьедать экономику, деятельность генпрокуратуры не отвечает запросам общества, в судах нельзя найти защиты.
    В Одессе, Харькове, других городах гремят взрывы, наблюдается серьезное оживление сепаратистов.
    Работоспособная тероборона фактически не создана. В стране действует масса антиукраинских СМИ и общественных организаций.
    Мы не имеем инициативы, мы только успеваем отвечать на вызовы, зачастую с опозданием в несколько месяцев.
    Я не вижу все в черных красках. Конечно есть и подвижки в реформе Минобороны, конечно в парламенте появилась группа в 70 человек которые действуют по совести и научились блокировать «схемные» законопроекты , есть начавшаяся реформа МВД…
    Но время работает против нас. Серьезные времена требуют серьезных решений. В том числе кадровых. И это, в первую очередь , зависит от Президента.
    От правительства, депутатов, местной власти также зависит многое. Каждый из нас может сделать необычайно много. Ведь сейчас на карту поставлена судьба Украины.
    Все вышеописанное — не повод для уныния. Делай что должен- и все будет Украина: ), должно стать девизом нашего времени.

  2. Аноним says:

    Ополченцы Новороссии уже на окраинах Мариуполя. Мандец Украине! Слава Новороссии!

  3. А вот это правда! says:

    На Украине находятся несколько бригад врачей из Евросоюза по удалению органов у убитых украинских военнослужащих(все молодые и здоровые) — остальное что останется в передвижной крематорий!А матерям уведомление — Пропал без вести или останки вашего сына не обнаружены………

  4. Аноним says:

    Так думают те казахи, которые кощунственно относятся к своему родному языку, к национальным казахским школам, у которых полностью манкуртизированное сознание. Конечно, им решать, верить или нет словам Президента страны, который заявляет, что «Қазақстанның болашағы – қазақ тілінде!» («Будущее Казахстана – за казахским языком!»).
    ———————-

    А как можно верить человеку, который говорит одно, а делает противоположное.
    Любое обращение к народу происходит по одной схеме.
    -приветственная речь — на казахском.
    -важная часть — говорится исключительно на русском.
    Он мотивирует это тем что его обращение должен знать весь народ.
    Забывая, что, в результате весь народ должен автоматически знать русский язык (Это не глупость, это преступление против казахского языка). И казахи вынуждены знать два языка на казахской земле.
    Он идет на поводу у русских.
    Вообще-то должно быть все наоборот. Только для этого ничего не делается. Легче обвинять манкуртов, чем менять систему, которую навязал нам Кремль в советский период.

  5. украинка says:

    обстрел шел с 6 часов по пригороду потом стих в 9 утра стали бить по городу по базару и самому густанаселенному району разбомбили 3 детских садика 4 школы 60 жилых домов десятки убитых сотни раненых
    я родилась в ссср русская но после этого я никогда не буду русской пока эта тварь жива убийца детей
    в городе военных не было город говорил на русском языке путин мразь убица русских людей и детей

  6. украинка says:

    мариупольцы сдают кровь все как один готовы защищать город от фашистскопутинкого агрессора сдохни мразь и твои дети пусть сдохнут и будте прокляты на веке вечные мрази убийцы детей

  7. Аноним says:

    украинка, ты про передвижные крематории в курсе???? Ну и кто после этого ваши правители??? Дура, в захлеб прохавала неизвестно что, и декларируешь сама не зная что!

  8. чурка says:

    вы со своим ненужным языком

  9. чурка says:

    учите русский

  10. чурка says:

    и хохляндии тоже скоро крышка

  11. Аноним says:

    Когда казахам даете оружия, о то кров кипит, от несправедливости отношения к нам в своей родной земле. Будем убивать, от счастье этих шовинистов, уже ненависть накапливается больше не куда.

  12. Аноним says:

    В чем самая главная ошибка казахов?
    В том, что она разделила школы на русские и казахские…
    Что нужно было делать 25 лет тому назад?
    1. Закрыть все казахские школы
    2. Сделать обязательным казахский язык во всех школах
    3. ввести преподавание казахской литературы, истории Казахстана и пения на казахском языке…
    4. Далее в течении 3-4 лет ввести преподавание географии Казахстана на казахском языке
    5. Следующий этап (8-10) полностью перевести преподавание всей истории и географии на казахском языке…
    6. 12-15 лет, перевести на казахский язык биологию и анатомию…

    Все это должно было делаться в рамках единой школы, без раздела на национальности…

    Сегодня мы уже имели бы школы почти полностью на казахском языке, за исключением предмета русский язык и русская литература…

    Тот кто хотел все и сразу, оказался у разбитого корыта.

  13. Аноним says:

    Для того, чтобы что-то просить, надо что-то давать! Вы кроме злобы и ненависти никому ничего не дали. Вы предали Россию, которая вас создала и кормила с ложечки. Весь мир это знает! Запомните! Предателей нигде не любят. Ими только пользуются.

  14. Аноним says:

    Это все ошибки нашего президента и правительства говорящих на основном в чужом языке, ранее и поздно они тоже проснутся.

  15. Аноним says:

    Россия сам себя 90 годах предавала и сгнивать начало с приходом Путлера фашиста, на теле России отпущенная гангрена шовинизм. И это идея само ликвидирует Россию.

  16. Аноним says:

    Это все ошибки нашего президента и правительства говорящих на основном в чужом языке, ранее и поздно они тоже проснутся.
    =

    Уже поздно…
    Русская и казахская школа находятся в конкуренции друг к другу….
    И не факт, что казахская школа лучше русской.

  17. Аноним says:

    Несколько лет назад проводился опрос в старших классах казахских и русских школ. На вопрос «Вы готовы покинуть Казахстан и уехать жить в другую страну?» 70% старшеклассников в русских школах (среди них есть много казахов) ответили утвердительно «Да», а в казахских школах 98 % ответили «Нет».

    Вот основной итог! Т.е.для чего существуют русские школы? — для обучения русских детей и отправки их в Россиию.
    Все школы в Казахстане должны быть казахские и только так.

  18. Казах из Орды says:

    смешно слышать от руских гнид слова о предательстве.

  19. корд says:

    На каком языке учить детей в школах должны родители и нечего здесь копья ломать. Ведь никто не заставляет казахов отдавать своих детей в русские школы.

  20. кодыров молодец says:

    казахи учите великий язык чтоб не пости всю шизнь овец . Просто потому что это язык Евразийского союза

  21. Наниму про оружие says:

    если мы уедем то вы себя резать будете.а чтоб этого не случилоць молитесь на нас и учите русский язык

  22. Аноним says:

    Шекей,қысқа,ұғымды,тұжырымды жазуға болады ғой!Аяғына дейін оқып шығуға уақыт жоқ!

  23. казах из россии says:

    братья казахи учите великий русский язык…потомучто все понимают что не зная великого русского языка небыло б казахстана .даже руководители казахстана об этом знают а вас хотят назад в 17- век .без знания русского языка не поподешь в провительство в военые структуры и тд. и тб.вот я разве смог сечас шить в россии без языка так будет и ц евросийским союзом

  24. Коловрат says:

    В чем самая главная ошибка казахов?

    Что нужно было делать 25 лет тому назад?

    А при чём здесь казахи?

    Кто был у власти 25 лет назад и кто принимает все решения?

  25. русский из казахстана says:

    братья русские ис кз учите великий казахский язык…потому что все понимают что не зная великого казахского языка небыло б россии .даже руководители россии об этом знают а вас хотят назад в 17- век .без знания казахского языка не поподешь в провительство в военые структуры и тд. и тб.вот я разве смог сечас шить в казахстане без языка так будет и ц евросийским союзом

  26. Коловрат says:

    Конечно, им решать, верить или нет словам Президента страны, который заявляет, что «Қазақстанның болашағы – қазақ тілінде!» («Будущее Казахстана – за казахским языком!»).

    Заявления президента Казахстана Г. Назарбаева:

    ««Мы должны сохранить русский язык в нашей стране, как один из шести мировых языков, это служит благополучием нашего народа.», — заявил глава государства, выступая на съезде партии «Нур Отан».

    «Предположим, что мы законодательно запретим все языки, кроме казахского. Что нас тогда ждет? Судьба Украины. Нужно ли насильно всех привести к казахскому языку, но при этом в кровопролитии лишиться независимости или благоразумно решать проблемы? Вопрос в этом. Что мы выбираем? Поэтому я считаю, что в этом вопросе необходимо терпение», — заявил Назарбаев в интервью телеканалу «Хабар».

    «Я считаю, что трехъязычие — это правильно. Если мы будем знать эти три языка, то получим большие возможности. Это мы должны понимать», — добавил глава Казахстана.

  27. аноним says:

    горемыка из аула:
    20.01.15

    Анекдоты от КАЗАХОВ:

    Жириновский пообещал боевикам на Донбассе необходимую помощь — очередная партия цинковых гробов будет направлена «ополченцам» в ближайшее время.

  28. Аноним says:

    Все иностранцы из Европы Африки Азии и Американских стран в Казахстане сталкиваются с языковой проблемой. Они знают английский а казахи говорят только на русском. И где величие и могучесть русского языка после этого?
    У нас в Казахстане должны быть два языка. Казахский и английский. Остальные языки пусть существуют как неофициальные языки.

  29. Коловрат says:

    Это все страшилки колорадов, в Украине не из за языка началась заваруха а из за того что прогнали ставленника кремля, которая очень не понравилась путину и он устроил войну Украине оклеветав весь народ фашистами и подкрепив пропагандой по зомби тв, поэтому нужно смело в нашей стране вводить тотальную Казахизацию,прошло уже более 23лет, за это время можно и мертвого научить говорить, хватит лапшу вешать казахам заигрывая с русской диаспорой!!!

  30. казах says:

    «Предположим, что мы законодательно запретим все языки, кроме казахского. Что нас тогда ждет? Судьба Украины. Нужно ли насильно всех привести к казахскому языку, но при этом в кровопролитии лишиться независимости или благоразумно решать проблемы? Вопрос в этом. Что мы выбираем? Поэтому я считаю, что в этом вопросе необходимо терпение», — заявил Назарбаев в интервью телеканалу «Хабар».

    Что он несет?в Украине народ прогнал своего зека ставленника кремля и путин в отместку и испугавшись затеял всю эту авантюру с хунтой фашистами геноцидом по языковому принципу, ничего такого там не было и нет,наглая ложь, просто после Крыма рашисты думали что также захватят всю страну клеветая весь народ который хочет для себя европейского будущего и подальше от росиских маразматиков!

  31. аноним says:

    на фото симпотичные казашки я токих невидел …жалко что не знают свой язык к сожелению

  32. QAZAQ ALASH! АҒАЙЫН, АНА ТІЛДЕ ЖАЗАЙЫҚ ПІКІРДІ! says:

    Менің бір досым орысша мектеп оқыған, орысша универде оқыған, кандитаттық, докторлық жұмысын орысша жазған, бала кезінен орыстардың арасында өсіп, бір ауыз қазақша білмейтін! қазір сол досым қазақша сөйлейді, қазақша жазады! қатемен жазса да , тек қазақша жазады! міне нағыз патриот осындай болу керек! тіліміз үшін әркім өз үлесін қосу, әйтпесе басқа істің бәрі бос! тіліміз тек бізге керек! біз қолдау көрсету керекпіз, осыны түсініңдер!

  33. казах says:

    Алаш, мен туралы жаздың ғой! Рахмет.

  34. QAZAQ ALASH! АҒАЙЫН, АНА ТІЛДЕ ЖАЗАЙЫҚ ПІКІРДІ! says:

    Бәрі тек өз қолымызда!!!!! тек қазақша сөйлеңдер, тек қазақша жазыңдар! кез келген дүкенге және тағы басқа жерге барғанда, қазақша сөйлеңдер, қазақша қызмет көрсетуді талап етіңдер! сонда бір ғана жылдың ішінде жағдай өзгереді, бәрі қазақ тілді кадрлар іздеп, қазақ тілді қадрларға сұраныс өседі, бәрі еріксіз қазақ тілінде сөйлей бастайды, үйрене бастайды! сөйлегісі, үйренгісі келмейтіндер кетеді өздерінің тарихи отанына! қолдаңдар осы шараны!

  35. Шалаказак says:

    Казак Алаш, неге сен көбіне орысша жазасың пікіріңді?

  36. Шалаказак says:

    Казахи, говорите на родном языке!!! Назло всем обрадовавшимся!

  37. Коловрат says:

    Спасибо нашему президенту! Теперь буду уверено говорить на русском и только на русском!

  38. Коловрат says:

    На самом деле надо всего лишь оградить нашу страну от агрессии со стороны северного соседа. Главное сейчас — не дать весомого повода для вторжения . Вспомните нашу историю……Как только наш народ укреплялся духовно и количественно и нужен был всего лишь один шаг для качественного перехода ……………как тут же начинались искусственно созданные смуты , коллективизации (голодоморы), репрессии …….и наш народ снова откатывался назад. Сейчас мы снова стоим на пороге качественного рывка в своем государственном строительстве. И снова наш северный сосед угрожает откинуть нас назад и уничтожить все приобретенные нами национальные завоевания . Самое главное сейчас действовать с умом и грамотно перейти этот исторический виток обострения, а там уже сочтёмся…….

  39. QAZAQ AKKULAKTYSYGEDI says:

    Калыч маладес!+111111111111111111111

  40. аноним кому коловрату says:

    кто вам угрожает вы сами себя перебьете тем более половина из вас давно не говори на своем языке …ну а мы тем более не будем так что езжай обратно в свой аул умник или обратно в монголию чурка

  41. QAZAQ AKKULAKTYSYGEDI says:

    А ты приезжай к нам в Атырау и услышиш что на русском только матерятся, а все остальное на казахском.

  42. QAZAQ AKKULAKTYSYGEDI says:

    «Я считаю, что трехъязычие — это правильно. Если мы будем знать эти три языка, то получим большие возможности. Это мы должны понимать», — добавил глава Казахстана.

    учите три родных языка
    учитывая сегодняшнюю политику
    у нас три родины
    три президента
    НЕ ВАЖНАЯ КАКАЯ ТЫ КУКЛА ВАЖНО КТО ТВОЙ КУКЛОВОД

  43. Столыпин says:

    Лучше Столыпина не скажешь. Но как теперь быть шалаказахам? По их менталитету любой русский пример для них,то есть они должны прсилушаться мнению Столыпина, он же русский , да еще какой. Но тогда они детей должны давать каз. школе. Противоречие, тупик ! То т о, и оно!

  44. QAZAQ AKKULAKTYSYGEDI says:

    Лучше умереть стоя, чем жить на коленях! Намыс кайда?

  45. QAZAQ AKKULAKTYSYGEDI says:

    На самом деле все казахи бес исключения посылают шошкабасов на куй! Просто некоторые это делают мысленно (просто потому что элементарно трусят), а некоторые открыто и в лицо, как и положено делать настоящему казаху.

  46. Shturmovik says:

    Kazakstan tek kana kazakhtarga!!!!!

  47. горемыка из аула: 20.01.15 Анекдоты от КАЗАХОВ: Жириновский пообещал боевикам на Донбассе необходимую помощь — очередная партия цинковых гроб says:

    это твое призвание обосатся и стоять тем более в атырау сьезди в нормальные города астана павлодар даже в алма-ате и посмотри кому нужен твой умерающий язык

  48. Макаренко says:

    При русско-советской империи то что, русская школа была сильная бесспорно. Иначе и не могло быть. Это была имперская школа, имперского русского этноса, школа метраполии. Было бы ненормально и не могло быть, что бы при империи, их школа был слабее, чем школа колонии.Как могло быть, что казахская, украйнская или татарская школы были сильнее чем русская. Такого пародокса не бывают, да и не допустить. На то и империя. Попросту закрыли бы как школа националистов, так и было. Сейчас ситуация совсем другая. Просто у некоторых инерционная мышления и рассуждают по старинке. А некоторые шалаказахи искуственно подогревает этот вопрос. Это у них агония. Они понимают, что из под их ног почва уходять и цепляются за соломинку. Как может быть, что бы сейчас русская школа было лучше казахской. Нет московской программы,нет тех русских учителей, нет той имперской идеологии…. и многое другое. Живем совсем другой стране. Раньше русская школа в России, и русская школа в Казахстане во всем была одинакова. Теперь наша русская школа — наша русская школа, то есть школа русской диаспоры в Казахстане, как уйгурские, узбекские и таджикские школы Казахстана. Как они могуть быть лучше казахской школы.Совсем не так. Если так уж считаете, что русские школы считаете лучшими, то лучше ОТДАЙТЕ ДЕТЕЙ В РУССКИЕ ШКОЛЫ РОССИЙ. так как россияне отдают детей в европейские школы. Вот там в Россий действительно русская школа, не то что наша русская школа, в каком то чужом государстве.

  49. Гумилев Л.Н. says:

    Те которые обучают детей на чужом языке, делают детям медвежью услугу.Через лет 20 у нас будет другая языковая ситуация. История знает много случаев, тогда целые этносы исчезали из земли. Их исчезновения началось с утротой языков. На земле нет ни однго этноса, который потерял язык, но сохранился как этнос. Просто есть народы, которые находятся в переходном этапе, то есть маригиналы. Маригиналы- это этносы, которые находятся на границе двух народов. Например, наши чалаказахи: уже не казахи, но еще не русские.Среди казахов себя чувствуют русскими, среди русских казахами.\бастарды- по еврейский\ Вот, если они детей и внуков обучают русскому языку, то они будут точно русскими, так как уже 3-4 поколение на чужом воспитаны. А если они будут обучать казахскому-то остается какая то надежда их возврата. А может они не хотять, то лучше уехать в соседное государство.

  50. ананим says:

    казахи не смешите сами себя ну не кому ненужен ваш язык даже вам самим будте честными сами себе

  51. Ритуальные услуги says:

    Средний возраст казахов 24 года, осталась у нас 3 млн русских — их средний возрасть 50 лет. Это без статистики видно. Когда идете по улице Алматы, или находитесь в автобусе обратите внимание на соотношения молодых и пожилых русских. В такой ситуации обучать детей русскому, это то же самое что, догнать похоронную процессию и положить в гроб рядом с трупом живого ребенка.Как еще по другому объснить?

  52. Городской романс says:

    Наконец то города Казахстана стали говорить на казахском. Хотя все еще медленно и недостаточно. Но процесс пошел. Все больще и больше каз.школ. В новых микрорайонах Алматы почти не услышешь русскую речь. Языковое кольцо сжимается. Больще переселения русских в Казахстан однозначно не будет. У России своих проблем хватают. Я счастлив, что по русскому с ошибками пишу, когда некоторые казахи по казахский глухонемой.

  53. Восток есть восток says:

    Коловрату. Ты прав. Но наш президентмудрый, но восточному, в отличия от славяно-украинских президентов. Жаль, что ты не знаещ каз. язык. Эти же высказывания казаха Назарбаева на казахском языке имеют продолжения. Перескажу суть: ну потерпите чуть-чуть, все идет по плану, зачем пороть горячку, а то получим ситуацию как в Украине.Так и оно есть.
    Зачем торопит караван,когда он идет верно и уверенно. Тихо едешь дальше будешь.

  54. Соседы says:

    Если русский о русском языке, то он нормальный патриот. Если казах переживает о будущем своего языке, то он националист. В России даже мигрантам запретили говорить не на русском.Узбек узбеку не может говорит: «гурекни бер», а должен говорить «подай лопату». А наша рраша в пятом поколении живет, но с соседом казахом не может поздороваться на его языке. Да еще обижается если казах с казахом на казахском разговоривают, а не на русском. Почему? Двойной стандарт. То мне можно, тебя нельзя. Это есть и шовинизм, имперское мышление.

  55. Городской романс says:

    это в каких городах заговорили по мамбетски,,, я часто езжу в ук-а павлодар часто в астане бываю а в алма-ате так неделями приходится жить и не где не слышал вашу речь только на базарах да и нет нет на улице а в основном все говорят на настояшем государственном языке на великом ты наверное понимаешь на ккаком?

  56. Аноним says:

    Короче, ватники учите казакша и не шиздите, если чо чвр…

  57. Shturmovik says:

    Казакша сойлесу керек!!!!

  58. Вот пуля пролетела и...ага)) says:

    Вопрос поставлен неправильно!Правильно — где найти учителей которые смогут учить детей на казахском языке на качественном уровне!Казахи сами отдают своих детей в русскоязычные школы так ка там уровень преподавания на много выше уровня преподавания в казахская зычных школах.Родители хотят что бы дети были грамотными и это правильно!

  59. Сатбек-батыр победитель ермака says:

    Просто надо вводить в русских школах преподавание некоторых предметов на казахском языке. Например, с 1 класса — пение и математика. Гимн все равно же учат дети. Потом постепено другие предметы вводить. Как в Латвии, там в русских школах 60% предметов преподается на латышском языке.

  60. Аноним says:

    полетела и…ага)))» — словесныйпонос, как обычно вата дебилизм…

  61. откуда с усть-камана says:

    вопрос поставлен не так 1)для чего казахам их язык а ответ прост он им ненужен самим потому что это умераюший язык (плохое образование раз)с другими языками это два и так далее ответов много просто нет времени все перечеслять .

  62. Қайрат says:

    Жігіттер Мәмбет сөзінің төркіні Арабшадан келген Мұхаммед ,одан Мұханбет,Маханбет соңында Мамбет.Айналайындарау ол ат мазақ емес абыройлы атақ емес пе еді.Мазақ еткендердің ауызы қиысайып қалсын……

  63. Реалист says:

    Нет московской программы,нет тех русских учителей, нет той имперской идеологии…. и многое другое.

    На самом деле, ты врёшь самому себе: Есть и русские школы и русские учителя и имперская идеология, достаточно сходить в русский НКЦ, в любом городе Казахстана, что бы убедится в этом. Это факты, а то что какой то мамбет, лицемерно выдумывает, вызывает лишь сожаление пополам с презрением.

  64. Реалист says:

    Восток есть восток: 25.01.15
    Коловрату. Ты прав. Перескажу суть: ну потерпите чуть-чуть, все идет по плану, зачем пороть горячку, а то получим ситуацию как в Украине.

    Ага мамбет, будем терпеть аж до 2050 (сомневаюсь что ты доживёшь) и за это время станем как буряты)))))))))))

  65. Коловрат Настоящий says:

    А ты не задумывался мамбет, почему это происходит? Почему большинство калхозников, не хотят становится мамбетами? Не потому ли, что большинство мамбетов, являются лживыми — лицемерными подхалимами, причём подхалимами именно русских?

  66. Аноним says:

    Русификация была везде, но только казахи чуть не забыли язык. Казахи народ сборный, у некоторых тюркские гены обладают, у других калмыцкие, у третьих монгольские, у четвертых арабские, персидские и т.д.
    У кого обладают тюркские и арабские,персидские корни они являются патриотами, защитниками языка и веры.
    А у кого калмыцкие или монгольские корни они в прошлом кочевники, поэтому им безразлично судьба языка и неустойчивы в вере.
    Тюркскими и арабскими, персидскими корнями владеют в основном жители юга и запада, они не кочевали у них были мечети и медресе. Генетику никто еще не отменял, гены в любом случае возьмет свое и человек поступает в жизни в зависимости какие гены у него обладают. Поэтому гены никак изменишь,
    поэтому необходимо узаконить знание казахского языка всем казахам , не знание каз. языка казахом должно наказываться конкретной статьей, о каких — то нарушениях человеческих прав не может идти речи, когда на коне стоит судьба целого народа.Тогда даже отпетый манкурт за месяц выучит язык, но этот закон не считается обязательным для других.

  67. Аноним says:

    Действительно жители Алматы к примеру, это в основном калмыкские и уйгурские полукровки, даже названия населённых пунктов говорят сами за себя: Бурундай, Чемолган, Каскелен и тд….среди них больше всего шала и мамбетов перевёртышей. Про северный казахстан вообще молчу, там в основном метисы — руссоказахи, догадайся с одного раза — на чьей они сейчас стороне?. Метисы — это геноцид народа!

  68. Ойрат - Калмак says:

    «Еще в 18 веке великий Бухара-тырау, рапсод, акын, учил: «Надо (в качестве дров) использовать колючку, пусть женой у тебя будет ойратка (калмачка); пусть воинами у тебя будут казахи. Если ты возьмешь в жены ойратку (калмачку), не прервется твой род в этом восьмигранном мире… Полулежа в своей почетной юрте, думай об этом и размышляй…» В старые времена самой дорогой добычей были ойратские (калмакские) девушки и мальчики-подростки. Девушка должна была стать женой и родить храбрых воинов, настоящих богатырей. А вот мальчика должны были взять в семью и воспитать как сына, как казаха. Существовал специальный ритуал принятия ойратского (калмакского) мальчика в семью. Этот обряд был разработан только для ойратских (калмакских) детей.

  69. Ойрат - Калмак says:

    Беседа с доктором исторических наук, деканом истфака Карагандинского университета, профессором Артыкбаевым.

    «Я рос в среде, где сохранились старые предания. Один из моих предков отправился в поход против калмыков и вернулся с добычей. А в те времена самой дорогой добычей были калмыцкие девушки и мальчики-подростки. Девушка, ладно, она должна стать женой казаха. А вот мальчика должны взять в семью и воспитать как казаха, как сына. Существовал специальный ритуал принятия калмыка-подростка в семью. Этот обряд был разработан только для калмыцких детей. Вообще у казахов много ритуалов, легенд и преданий, где фигурируют только калмыки. Ни один другой народ столь явно не присутствует в устном народном творчестве казахов. Это тоже повод размышлять, анализировать. Расскажу об одном таком ритуале. Например, семья хочет усыновить калмыцкого мальчика, чтобы он стал частью рода. Совершается небольшой набег на калмыцкие кочевья именно с этой целью — пленить мальчика. Приводят его домой. Режут барана. Мальчику дают в руки берцовую кость, несколько мужчин приподнимают юрту, и мальчик должен проникнуть в юрту ползком с берцовой костью в руках с одной из сторон юрты. После этого глава семьи произносит: этот мальчик теперь мне сын и держит он эту кость и т. д. Если большая патронимия, род то есть, хочет принять в сыновья калмычонка, проводился другой обряд. Я не знаю, куда, в какие времена это уходило корнями, но ритуал своеобычный, конечно. Казахская старуха становилась возле юрты и приподнимала подол своей большой юбки и мальчик с костью в руках проползал под юбкой в юрту. Ну, а если глава рода хотел закрепить усыновление так, чтобы ни у кого не возникало сомнений, он вообще выстраивал колонну из сорока бабушек. Это полная гарантия усыновления. — Интересно, для чего вообще это делалось? — Это надо анализировать. Я расскажу о своей прапрабабушке. Были две пленные калмычки, одна красивая, другая некрасивая. Когда мой предок возвратился в свой аул, красивую сразу взяли в жены. А вторую девушку он предназначил в жены своему младшему брату, совсем мальчишке. Подросток уперся — не хочу вообще жениться. Заперли его с калмычкой на три дня в юрту. Так они поженились. Родила жена-калмычка ему пятерых сыновей. Я — потомок третьего сына. 250 лет прошло с тех пор, но воспоминания остались. Например, про то, как друзья мужа калмычки приходили в гости и подшучивали над ней: ты, мол, калмычка, но почему-то некрасивая. Моя прапрабабушка парировала: что вам надо от меня, мои глаза — мой старший сын, мой нос — второй сын и т. д. Причем тут красота, когда у меня пять сыновей? Действительно, женщина, родившая и воспитавшая пятерых сыновей, она пользовалась огромным уважением и почетом. Перечить ей не решались вообще. Я в детстве слышал все эти рассказы — например, про то, как она старилась. Правнуки пошли уже, представьте, какое это было количество потомков от пятерых сыновей. Кто-нибудь что-то стащит у нее, а найти виновника не может — такая куча-мала. Мне в детстве порой напоминали, что я — с калмыцкой кровью. Особенно, если подерусь. — Как вы считаете, вам удалось сказать новое слово в науке? — Может быть, мне удалось привести в соответствие с историческими реалиями образ калмыков в казахской литературе. Может быть, я «сломал» этот образ вечного врага. Не скажу, что создал взамен исключительно положительный образ, но, полагаю, моя оценка роли калмыков в казахской истории более объективна».

  70. Ойрат - Калмак says:

    Практически все казахи Алматы и часть Северо — Восточного Казахстана это калмакские полукровки — метисы. Метис — это геноцид нации!

  71. Русскоговорящий казах (СЕМЕЙ) says:

    Люди что с вами что вы делаете зачем? почему?НЕ надо шовенизма нам и нациолизма ростите детей живите в радости придет все потихоньку да конечно надо изучать государственный язык но не застовлять. а показывать и учить надо с детства с материнским молоком,с начальной школы.с садика но не силой будет только хуже поверте мне уже 54 года ну как я смогу его выучить если учился в свое время в русской школе.кстати в классе были 31 человек я единственный казах поверте дома тоже говорили только на русском как вы мне скожите?

  72. из Тараза says:

    …братцы я из Тараза, все свою сознательную жизнь учился на казахском (даже универ). Как переехал в Астану жить и работать… это просто было ж… . Если хотите чтоб ваши дети мучились (!) отдавайте в казахские школы. Я очень сожалею что не учился на русском. Поверьте это не шовинизм или антипатриотизм, это простая нужда, время и слезы. А политику и стравливание обществ оставьте политикам.

  73. Аноним says:

    Для начало нужно перейти на латиницу и переобучить всех начиная от Призидента заканчивая до дворника взять пример с Тюркских братских стран узбекистана с туркмении с турции и тогда все будут знать а выучить язык можно за пол года затем не жалеть средств на перевод всех интернет саитов кино книг и тд и тп и уже через пять десять лет мы заговорим на казахском ведь это проблема только у нас у казахов у узбеков туркмен азербаиджан киргизов нет не кто им не запрещает развивать свои язык, в россии тоже сейчас законом обязали здавать экзамены по знанию русского языка и истории россии всем приежим трудовым эмигрантам, все проблема в нас самих в нашей лени казахов то мы можем заставить говорить на родном языке и сами разговаривать только на казахском а остальные нации пусть говорят на своём языке это их право просто мы должны прекратить говорить на чужом языке..

  74. Вот так будет правильнее says:

    Все языки которые не имеют своего алфавита умрут рано или поздно!Это аксиома развития общества!Вы же не живёте на Луне…вы живёте на земле где границы государства это всего лишь условность…..

  75. Аноним says:

    Нужно создавать национальные центры наподобия диаспор которые будут работать над казахским населением разьеснять к чему привидет не знание своего языка, надо создавать молодёжные казахские центры по развитию культуры традиции обычаев, нужно обьяснять особенности нашего минталитета открывать исламские центры для молодёжи и тд государство должно взяться сама первую очередь одним словом нужно работать именно над каждым казахом помогать сформировать его как казахская личность только так мы сохраним свою идинтичность, пора ввивать казахский дух казахский минталитет открывать потриотические спортивные школы с казахским уклоном воспитанием ввить казахскую ментальность каждому представителю нашего народа еще не все ротеряно

  76. Аноним says:

    Слава богу уже мои городские племянники говорят только на родном языке и это при том что мы на севере КЗ думаю с временем когда уйдёт совковое поколение вся таки заговорим на родном ведь русскому языку тоже нас учили десятилетиями и возрадить свои язык понадобится тоже покаления сейчас нужно увеличить первую очередь численность.

  77. Аноним says:

    короч харе базарить, учите казакша и усе будет чики-пуки, а то ЧВР….!!!!

  78. Аноним says:

    весь кезахстан(нынешний) будет 10 федеральным округом РФ. Тут рассматривается явный вариант устройства этой территории — Гурьев, Уральск, Шевченко, Актюбинск — это явно Уральский Федеральный округ. Юг Западной Сибири( до широты Караганды)- это Западносибирский Федеральный округ. А вот, что южнее Караганды и западнее Иртыша- это и будет Степной край( или степное Генерал-губернаторство)т.е. 10 Федеральный округ. В этот округ будет входить и нынешняя Киргизия, Узбекия и разные Туркмении и Таджикии. Границы между округами только административные и никаких нац. образований.

  79. Аноним says:

    Сейчас в интернет пришло «новое поколение» троллей, отрабатывающие 3 млрд долларов, выделенных на оправдание оккупации Украины Россией. В соц. Сетях они представляются, представителями разных профессий и различных социальных слоев населения: медработниками, дедушками, бабушками, многодетными мамами и папами, учителями, пенсионерами , лицами любой национальности и т.д. Работают в группах и различных темах по 5 человек. В каждой такой группе есть психолог и аналитик. Пользуются они специально заготовленной для этой цели искаженной, но с виду правдивой информацией. Переспорить их попросту не возможно, они при споре скопом набрасываются на Вас и создают иллюзию (используя разные ники), что довольных в России большинство. Смысл их постов заключается в том, что в них будет осуждаться и искажаться все, что происходит на Украине. Все посты обязательно будут заканчиваться призывами на консолидацию общества против Украины. Обязательно, частично в их постах используется и правдивая информация, но на том и держится любая дезинформация! Не тратьте свое время на перепалку с этими подонками, а просто игнорируйте ИХ и поверх ИХ «информации» давайте вот ЭТУ, у них не останется ни одного шанса на победу в этой, затеянной Кремлядью, информационной ВОЙНЕ!

  80. Аноним says:

    А чэвээрики работают.

  81. казах says:

    ответ прост нет языка нет народа уже доказанно давно так что подумайте еще раз баурым

  82. Калмык says:

    Казахи, берегите свой язык! У нас ситуация — швах. В результате двойного геноцида в 20 веке (19-22 г., 43-57 г.).Я свою дочь отдал в садике в национальную группу, а в школе — в национальный класс, теперь вместе учим калмыцкий. Но я верю, что калмыцкий язык и калмыцкая нация будут жить, не даром в полном окружении славянских и кавказских народов 400 лет прожили и не потерялись.
    http://www.youtube.com/watch?v=IBs0ulruDV8

  83. Руссо туристо облико морале says:

    С КАЗАХСКИМ УМОМ И РУССКИМ ТРУДОЛЮБИЕМ МЫ МНОГОГО ДОБЪЕМСЯ.
    КОРОЧЕ ЛИНЯТЬ ИЗ КАЗАХСТАНА НАДО , ПОКА СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ 2050 ПО МАКУШКЕ НЕ СТУКНУЛО.

Добавить комментарий

You must be logged in to post a comment.