АЛТЫНОРДА
Блог Гайнижамал ШекейОбзор казахской прессы

Гайнижамал ШЕКЕЙ. ОБЗОР КАЗАХСКОЙ ПРЕССЫ: «НАША ЦЕЛЬ СЕГОДНЯ – УКРЕПЛЕНИЕ И СОХРАНЕНИЕ КАЗАХСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ»

скачанные файлы (6)На портале ABAI.KZ  опубликована статья академика Академии Наук РК Тілеуберді САЙДУЛДИНА «Понятие «Алаш»: лингвистическое, этнологическое и политическое значение » (7 апр. «Алаш атауы: лингвистикалық, этнологиялық және саяси мағынасы»). Автор подробно останавливается на  этимологии этого понятия, раскрывает его смысл как этно-политического явления в истории  тюрков Центральной Азии и дает оценку с позиции  его современного значения.

Как говорится в статье, понятие «Алаш» впервые появилось как обозначение определенной социальной группы во времена монгольской империи. Тогда правящий класс назывался «төрелер», это название происходит от слова «төр», имеющегозначение «почетное место», то есть «жоғары» («высший»). Только эта группа имела право обладать властью. А среди подданных, рядовой массы населения были социальные слои «қарашы», «алашы».  «Қарашылар» – это те, кто занимался обслуживанием правящего класса, занимаясь обеспечением хозяйственных и бытовых вопросов, позже они стали называться «туленгитами». Другой значительный социальный слой назывался «алашы», в его функции входили воинские обязанности, охрана внутреннего  порядка, обеспечение безопасности внешних границ, то есть этот класс формировал силу государства.  Хотя представители этого слоя имели определенные социальные привилегии (право на землю, право на участие в военных советах, силовая поддержка  власть имущих), сами они не претендовали на власть, а полностью подчинялись хану и  представителям «төре». Происхождение названия «алашы»  связано с тем, что в соответствии с традицией «ханталапай» они имели право во время выборов хана все его имущество, вплоть до одежды на нем, разделить между собой («ханның дүние-мүлкін бөліп алу»). В то время было такое понятие – у хана нет  ничего  в личной собственности, он владеет государством, а все, чем он пользуется – принадлежит народу. Потом слово «алашы» трансформировалось в «алаш».

В империи Чингисхана 6 родов «алаш» («Алты Алаш») составляли государственную военную силу, это  роды Татар, Меркит, Керей, Конырат, Найман, Жалаир. Позже меркиты вошли  в состав рода Керей, а татары вошли в состав сформировавшегося во времена Алтын Орды Ногайской Орды и стали называться ногаями. Население монгольской империи составляли такие этносы, как монголы, тюрки и татары. Так как количественно преобладали тюрки, их язык стал общим языком в империи. Когда в Алтын Орде был принят ислам, все алаш стали мусульманами, и произошло их слияние в единое сообщество «Алты Алаш».

GS-Qoi0KpUg

Те тюрки, которые не приняли мусульманство, ушли к русским князьям, затем их  династии – Аксаковы, Аракшеевы, Ахматовы, Бекетовы, Булгаковы, Бухарины, Годуновы, Измаиловы, Карамзины, Менделеевы, Мичурины, Тургеневы, Череметевы, Шишковы, Юсуповы и др. – внесли значительный вклад в формирование российской цивилизации и государства.

Русский национализм стал  основой для объединения разрозненных русских княжеств и создания единого сильного государства. После этого русские своих прежних соседей, под властью которых находились долгое время и  называли  «половцы», «кипчаки»,  «тюрки», «ордынцы», стали называть одним словом «татары», придавая ему  при этом пренебрежительный смысл. Современные татары, живущие на берегах Волги, в те времена назывались булгарами. Слово «Булга» употреблялось в значении «страна на берегу большой реки», а ее жители назывались «булгарами». Однако русские в процессе завоеваний все народы к востоку от себя стали называть татарами. Булгаров, проживавших в государстве Булга , тоже переименовали в татар, а река стала именоваться как исконно «руская великая река Волга».

В период развала Алтын Орды все алаш, кроме ногаев, которые остались на западе, под предводительством султанов  Керея и Джанибека ушли на восток, на берега рек Шу и Талас. На новом месте сформировалось самостоятельное Казахское ханство из содружества Бес Алаш совместно с проживавшими здесь другими тюркскими племенами. Таким образом, выделившись из состава империи, из лишенной власти группы Алты Алаш, сформировался казахский народ. Этнически он сложился  из родственных, говорящих на одном языке, исповедующих одну религию тюркских этносов.

Алаш – это социальный слой, являвшийся опорой государства, но не имевший права на власть. А народ, сформировавшийся как казахи – с едиными этническими корнями, единый по религиозному верованию – создал свое самостоятельное государство – Казахское ханство. Это событие произошло во второй половине 15 века, но оно готовилось и стало результатом политических тенденций и событий, происходивших в течение нескольких предыдущих веков. И эти  Бес Алаш (5 алаш, за исключение ногаев) с другими родственными племенами объединились, но уже не как алаш, а как казахи в единое Казахское государство. При этом ногаи, несмотря на единое эническое происхожение и общность языка, не стали казахами. Те же племена, которые стали казахами, но не приняли ислам, позже вошли в состав других государств, в основном,  в страны восточной Европы (мадьяры)  и ассимилировались там.

Таким образом, понятие «казах» означает эническое сообщество, единый народ. А «алаш» – это социально-политическая группа, временно по общности интересов сложившееся образование. Алаш – это союзники, а казахи – родственники. Это подтверждает и Абай: «Алаш –туған болмайды,  ағаш – құман болмайды» («Из алаша – не выйдет  родственник, как из дерева – кувшин»).

Содержание понятия «Алаш» было обновлено и стало вновь почитаемым в связи с созданием партии «Алаш»  и  политического движения «Алаш». Во времена царской российской колонизации, когда лишенные  своей земли и имущества казахи испытывали непомерный гнет, наш народ мечтал о возврате золотого времени в эпоху Чингисхана и Алтын Орды. Но в начале 20 века передовая часть нашего народа, общественные деятели понимали, что добиться полной независимости невозможно. И в середине 19 века, когда у народа еще были остатки былой силы и мощи, поднявший национально-освободительное движение хан Кенесары тоже понимал, что независимость не вернуть. Поэтому он требовал от русского царя хотя бы соблюдения положений договора между Казахией и Российской империей. Предводители движения «Алаш» также адекватно оценивали политическую ситуацию. Они надеялись  на то, что империя от абсолютной монархии перейдет к системе конституционной монархии. Опираясь на идеи «Алаш», они в условиях царской империи ставили своей политической целью добиться  возвращения прав казахов на свою землю, отобранную колонизаторами, гуманитарно-просветительские цели.

Почему возродилась идея «Алаш» в первой трети 20 века? Во-первых, понимая, что обретение независимости невозможно, деятели движения «Алаш» ставили политическую цель – получение Казахией автономии. В то время казахам идея «Алаш» была более понятной, чем «автономия». Во-вторых, если партию назвали бы «Казахская партия», то сразу получили бы обвинение в сепаратизме. К тому же самоназвание народа «қазақ» к тому времени было конфисковано имперскими властями, нас называли «киргизы», «кайсаки».  Названием «казак» завладели русские переселенцы, которые стали называться «русское казачество». То есть в отношении нашего народа была осуществлена такая же политика, как и в отношении волжских булгар, переименованных в татар. В-третьих, руководители «Алаш», используя это слово как призыв к борьбе, как клич, хотели привлечь к своему политическому освободительному движению другие братские тюркские народы, тоже находившиеся под гнетом царской империи, и тем самым привлечь союзников в общем деле.

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы: Алаш – это политический институт, политический инструмент, с помощью которого можно было объединить все угнетенные тюркские народы Российской империи и по возможности защищать их интересы, добиться более-менее достойного положения их в империи. Институт «Алаш» хотя и не выступал открыто против империи, но добивался как конечной цели ее падения. Таким образом, Алаш – это союз порабощенных народов империи. Благодаря этому движению представители  казахской и татарской интеллигенции смогли создать в Сенате Государственной Думы мусульманскую фракцию.Однако царизм не допустил дальнейших шагов, и этот созыв Думы был распущен. После Октябрьской революции казахские деятели «Алаша» Мустафа ШОКАЙ, Мыржакып ДУЛАТОВ, Ахмет БАЙТУРСЫНОВ хотели привлечь к движению этнических собратьев киргизов и узбеков, но создать общее движение не получилось. В советское время прибалтийские республики (Литва, Латвия, Эстония) совместно боролись за свою свободу и выход из СССР. Эти их действия можно назвать настоящей политикой «Алаша». Так, совместными усилиями, прибалты защищали национальные интересы своих народов.

В нашей истории, пережив опыт политического института «Алаш». казахи смогли объединиться   и создали самостоятельное государство в 15 веке. В период российской колонизации мы не только независимости, но и самой идеи «Алаш» лишились. В советское время, несмотря на пережитые трагедии национального масштаба, мы смогли вновь встать на уровень идеи «Алаш». Смогли развить свою культуру, поднять уровень образования народа, сформировать современную национальную интеллигенцию. Сегодня, слава Всевышнему, казахский народ вновь обрел независимость и строит Вечное государство – «Мәңгілік Ел».

Идея «Алаш» для нашего народа – священное понятие.  Мы чтим ее в нашем национальном сознании, но стремиться к ней уже не надо. Время автономии при чужой власти уже прошло, казахи снова стали свободным, вольным народом. В этом различие понятий «алаш» и «қазақ». Теперь наша задача – укрепить и сохранить в веках возрожденную казахскую государственность.