загруженное (2)Сегодня одной из насущных геополитических и региональных тем является национальная безопасность каждой страны, в том числе и Казахстана. На  сайте «Алаш айнасы» опубликован материал Сәтжана ҚАСЫМЖАНҰЛЫ «Қытаймен шекаралас ауылдар иесіз қалмауы керек» («Приграничные с Китаем аулы не должны оставаться без хозяев», 22.07.2014 г.).

В статье говорится, что приграничные с Китаем районы Восточного  Казахстана  – Тарбагатайский, Урджарский, Зайсанский, Курчумский – это очень плодородный, боссия с «Ьайн

огатый лесными и другими природными ресурсами регион. Но у местного населения много проблем, которые надо решать, чтобы укрепить приграничные населенные пункты. Этот вопрос, решение которого требует строгого контроля за выполнением государственных программ развития, был в центре внимания депутата Мажилиса Парламента  Нұртая  САБИЛЬЯНОВА на встрече с избирателями Зайсанского и Курчумского районов. Депутат в течение недели посетил около двадцати аулов, в которых выслушал предложения и пожелания избирателей,  ознакомился с проблемами, волнующими местное население.  Самая главная проблема – это заселение отдаленных аулов, для чего необходимо обеспечить работой и жильем молодые семьи.  Кроме того, как рассказали курчумцы, в приграничных с Китаем населенных пунктах есть препятствия для развития предпринимательства и сельскохозяйственного производства.

По мнению  жителя аула Курчум Қабдоллы ҚЫРЫҚБАЕВА, «препятствием для развития сельского хозяйства является проблема с кредитованием. Банки выставляют сложные условия, особенно в части залоговых гарантий. К примеру, чтобы в нашем районе  получить кредит на сумму 5 млн.тенге, надо поставить в залог два дома в ауле Курчум».  И все же, надо отметить, что благодаря заботе государства, в ауле  для местного населения сделано немало. Так,  решена проблема обеспечения питьевой водой, ведется строительство таких важных социальных объектов, как школа, детсад, больница.

Нұртай САБИЛЬЯНОВ, депутат Мажилиса Парламента РК: – Мы побывали в приграничных районах, отдаленных аулах, провели там встречи с населением. На встречах поднимались такие вопросы, как строительство жилья,  выдача малых кредитов, поддержка предпринимательства, ремонт дорог, развитие инфраструктуры. Если мы не сможем заселить постоянным населением аулы в приграничных с Китаем районах, то  это еще больше ухудшит ситуацию с демографическим и экономическим укреплением региона. Поэтому мы постараемся в первую очередь сделать все необходимое для населения этих аулов.

О пограничных проблемах говорится также в статье Қалдара КӨМЕКБАЕВА «Бекітілмеген 850 шақырым шекара бас ауруға айналып жүрмей ме?» («Не станут ли головной болью не обозначенные на местности 850 км государственной границы Казахстана с Россией?», «Алаш айнасы», 17.07.214). В ней говорится о том, что нельзя проявлять беспечность в вопросах обозначения государственной границы страны, так так такое отношение порождает опасность, и если сегодня не поспешить, завтра уже может быть поздно.

К сожалению, на границе с Россией на некоторых участках всего длиной свыше 850 км до сих пор не проведена демаркация, то есть граница не обозначена специальными  знаками – пограничными столбами и т.д. Соответственно, нет пограничных застав, нет пограничников. То есть граница не охраняется, как полагается по закону, поэтому на этих участках  беспрепятственно пересекается гражданами двух стран и иными лицами. Сегодня через эти неохраняемые участки границы с Россией украинские беженцы проникают на казахстанскую террриторию. Так, недавно 46-летняя украинская беженка с двумя детьми попыталась проникнуть в Казахстан, где у нее есть родственники. Ее подвезли поближе к приграничной территории, затем она, обойдя заставу, прошла лесом, но была задержана пограничниками. Так как с ней были двое малолетних детей, она не смогла подальше уйти от заставы и поэтому попала в поле зрения пограничников. Эта беженка Светлана РЕЗВИНСКАЯ родилась и выросла в  селе Кызыласкер Мамлютского района Северо-Казахстанской области. Выйдя замуж, она перехала на жительство в украинский город Донецк. После обострения военного конфликта с двумя детьми 9 и 4 лет она решила перебраться к родственникам в Казахстан. Женщина договорилась с родственником из Петропавловска, который хотел незаконно провести ее с детьми через границу. Теперь она просит дать ей политическое убежище в нашей стране. До этого украинские беженцы незаконного прибыли в Жамбылскую область. Это только зафиксированные случаи,  однако, вполне возможно, что беженцы не раз незаконно пересекали и пересекают российско-казахстанскую границу.

«Чтобы предотвратить подобные нарушения границы, нужно ее не только очертить тонкой красной линией на карте, но и огородить колючей проволокой, — пишет автор статьи. – На этой случай у казахов есть поговорка «Бүлінгеннен бүлдіргі алма»  ( перен.значение – «Со смутьяном не имей дела»). То есть, кто даст гарантию, что поднявшие смуту в своей стране, то же самое потом не сделают у нас?».  Крепкая граница – гарантия безопасности государства, поэтому необходимо предотвращать и пресекать нарушения государственной границы. Об этом говорится в статье 1 Закона РК «О государственной границе Республики Казахстан» и в статье 1 п.1 Закона РК «О Пограничной службе Комитета Национальной Безопасности  РК».

Еще в одном материале, размещенном  в последнее время на сайте «Алаш айнасы» (Арман АСҚАР «Билік босқындар мәселесімен әкімдердің айналысуына тыйым салуы керек», 17.07.14 – «Власти должны запретить акимам заниматься проблемой беженцев») также говорится о последствиях российско-украинского конфликта – возникновении проблемы беженцев в Казахстане. Похоже, что ситуация в Украине стала для нашей страны не только уроком, но и породила «головную боль». Она не только расколола надвое казахстанское общество, но и поставила власти страны в ситуацию «между двух огней». Если мы будем гостеприимно принимать беженцев из Украины, то Киев и США воспримут это как нашу позицию против сохранения целостности территории Украины.А если не будем принимать беженцев, то это может не понравиться России.

Сегодня официальная власть, центральные органы власти не высказывают свою конкретную позицию по вопросу принимать или не принимать украинских беженцев. В этой неопределенной ситуации  определенные силы готовы принять в «своем доме» украинских беженцев. Вместо того, чтобы призвать народ к спокойствию, собирают гуманитарную помощь для отправки на юго-восток Украины и поддержки сепаратистов. Как  отметил в своем интервью заместитель руководителя Департамента по миграции Еркин БАЙБАТША, украинцы сейчас приезжают в Казахстан на временное пребывание к своим родственникам, пользуясь тем, что между Казахстаном и Украиной есть соглашение о безвизовом пребывании на территории граждан двух государств в течение 90 дней, но с отметками  на КПП и регистрацией в паспортном столе по адресу временного проживания. Вот мнения казахстанских экспертов:

Дос КӨШІМ, политолог:– Сегодня  в Казахстане население делится на две языковые среды.  У каждой из них свои взгляды, свой выбор, свои книги и газеты, они  смотрят разные телеканалы. Поэтому на любую проблему существуют две разные точки зрения. В связи с противостоянием в Украине, казахские СМИ и в целом казахоязычные граждане поддерживают целостность Украины, а русскоязычные граждане – на стороне России. Хотя украинские беженцы не регистрируются в нашей стране как таковые, но есть прибывшие как бы в гости  к родственникам. Государство этому препятствовать не может. Из-за отсутствия конкретной позиции центральной власти по проблеме украинских беженцев, на местном уровне и в регионах поступают по своему разумению. Думаю, то, что акимы вмешиваются в эту ситуацию – это большая ошибка. Центральная власть должна запретить это, ведь  области и районы не являются отдельными государствами, чтобы принимать беженцев.

Дети, старики – одно дело, но ведь среди беженцев могут быть принимавшие участие в военных действиях лица, или активисты, занимавшиеся пропагандой и  агитацией против Украины, в поддержку России.  Мы должны быть осторожными в их отношении. Если Украина сама официально попросит об оказании помощи беженцам с ее территории, тогда наше государство  примет конкретное решение. Но Украина пока с таким заявлением к нам не обращалась. Есть еще один вопрос. В начале конфликта Россия заявила на весь мир, что будет защищать в Украине интересы русскоязычного населения. А теперь не может справиться с наплывом украинских беженцев на свою территорию, поэтому, видимо, имеет намерение часть их направлять к нам. Но беженцы могут нарушить мир и согласие у нас в стране, я лично против их приема. Если в гражданской войне помогать одной стороне конфликта, то это будет означать, что мы ее поддерживаем.

Досым СӘТПАЕВ, политолог: – Нельзя забывать, что Казахстан подписал ряд международных соглашений  по защите прав беженцев. Кроме того, наша страна является членом Организации Объединенных Наций, там тоже есть соответствующие документы по этому вопросу. А это означает, что Казахстан обязан рассматривать все заявления о предоставлении статуса беженца. После краха СССР такие случаи были. Просили политическое убежище беженцы из Афганистана и других стран Центральной Азии. Что касается Украины, то какие оттуда могут быть беженцы? Скажем, гражданин Украины попросил политическое убежище. Официальная власть должна   в установленные сроки рассмотреть все подобные заявления. Как бы то ни было,  наш МИД должен сделать официальное заявление. В такой ситуации, Казахстан должен опираться на общепринятые международные документы по проблеме беженцев.  При этом не нужно  оглядываться  на Киев или Москву, думать о том, понравится им наша позиция или нет. Разве Казахстан не объявил себя суверенным государством?  В таком случае все просто. Казахстану надо на основании  международных документов о статусе и правах беженцев заявить о своей  позиции в этом вопросе. Но если мы ввяжемся в политические игры, тогда международное сообщество сочтет нашу страну зависимой от каких-то других сил и не будет воспринимать Казахстан в качестве самостоятельного государства. Я думаю так – если мы в любых ситуациях будем вести себя как независимое государство, то и во внешней политике должны показывать себя с этой стороны.

На сайте «Алаш айнасы» в статье Каната  БІРЛІКҰЛЫ «Уйдет ли Россия с Байконыра»?  («Ресей Байқонырдан кете ме?», 01.08. 2014.)  говорится о возможном уходе России с космодрома «Байконыр».  Как сообщила российская газета «Известия» со ссылкой на сведения руководства «Роскосмоса», «Минфин РФ, начиная с 2016 года, может прекратить финансирование космодрома «Байконыр». Между тем, до этого многие специалисты высказывали мнение о том, что технологическое оснащение «Байконыра»  физически и морально уже устарело, поэтому Россия будет использовать этот объект  самое большее еще лет десять. Однако российская сторона постоянно опровергала подобные предположения и заявляла, что «никогда не уйдет с «Байконыра».

Как известно, строительство в России космодрома «Восточный» близко к завершению, поэтому ряд экспертов придерживается мнения, что этот факт  может напрямую повлиять на отказ россиян на полную мощность использовать и финансировать казахстанский «Байконыр». Газета «Известия» также придерживается этого мнения, полагая, что разговоры о резком сокращении финансирования «Байконыра» связаны с завершением в 2015 году строительства и ввода в эксплуатацию  космодрома «Восточный».

Вот что рассказал Генеральный директор российского Центра по использованию космической инфраструктуры Сергей ЛАЗАРЕВ  по этому поводу: – В начальной версии проекта бюджета на 2016 год было предусмотрено выделение 2,5 млрд. рублей на «Байконыр». Эта сумма необходима для  фонда заработной платы специалистов и поддержки объекта в рабочем состоянии. Мы запрашивали даже больше этой суммы. Но когда в Министерстве финансов РФ нашего представителя ознакомили с последним вариантом проекта бюджета, то оказалось, что в нем не предусмотрено ни одной копейки для космодрома. На вопрос нашего представителя, почему не предусмотрены средства для «Байконыра», ему ответили, что они будут выделены для функционирования космодрома «Восточный».

Далее в статье говорится, что Россия может отказаться от «Байконыра» под влиянием предпринятых против нее экономических санкций со стороны международного сообщества. Известно, что в этом году американские фирмы отказались от поставок необходимого оборудования для космодрома, вследствие чего сорвались запланированные старты с «Байконыра» нескольких космических спутников европейских стран. Кроме того, США, чтобы не зависеть от России в деле освоения космоса, планируют построить новый космодром. Мало того, есть намерения ограничить сотрудничество специалистов космической отрасли двух государств. К тому же, хотя ранее Соглашение о сотрудничестве США и РФ  в  исследовании и освоении космического пространства было продлено до 2020 года, сегодня его перспективы весьма туманны.

Как известно, Казахстан сдал в аренду России космодром «Байконыр» на срок до 2050 года. Если эта договоренность будет нарушена, то сможем ли мы сами эффективно использовать этот сложный объект? Достаточно ли научно-технического потенциала и специалистов у нашей страны? В принципе Россия не намерена полностью отказаться от «Байконыра», а собирается только ограничить его финансирование.

Однако надо отметить, что Казахстан упускает возможность стать «космической державой». Во-первых, хотя много говорилось о необходимости совместно с Россией использовать объекты на космодроме и обучать казахстанских специалистов, на деле, несмотря на то, что уже прошло около четверти века, на этом пути ощутимых результатов достигнуто не было. Мы все еще не можем в полной мере использовать свое право на совместное участие в процессе подготовки и запуска космических ракет,  в технологическом оснащении космического комплекса,  на участие в деятельности космодрома на равных условиях с российскими специалистами наших кадров.

Во-вторых,  застопорилось осуществление проекта стартового комплекса «Байтерек», с помощью которого Казахстан ставил целью встать на уровень космических держав.  В-третьих, Россия до сих пор не признала Казахстан своим партнером по «Байконыру». К тому же казахстанские проекты, созданные на космодроме по нашему заказу Россией, почему-то оказались неудачными, что говорит о многом. Возьмем,  к примеру, запуски  и  последующую  безвозвратную утерю наших спутников Земли «КазСаТ-1» и «КазСат-2».  В-четвертых, все время откладывается полет в космос казахстанских космонавтов. В-пятых, ежегодная арендная плата за использование Россией «Байконыра» составляет всего лишь 115 миллионов долларов, и то до 1999 года она не выплачивалась. В-шестых, до сих пор законодательно не определен статус местного населения, проживающего в зоне деятельности космодрома. В- седьмых, ежегодно на казахстанскую территорию в результате запусков ракет выпадает 30-35тонн отравляющих веществ, однако до сих пор не определена компенсация за экологический ущерб, причиняемый населению и землям Карагандинской, Павлодарской и Восточно-Казахстанской областей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ «Алаш айнасы»: Бесспорно, что с уходом России с «Байконыра» спрос на космодром не снизится. Ведь он уникальный, другого такого нет – на сегодня он занимает первое место в мире по запускам космических аппаратов. На космодроме, не говоря уж о Казахстане и России, есть все условия для осуществления научно-исследовательских программ такими развитыми странами, как Франция, США. Поэтому можно быть уверенными в том, что у казахстанского «Байконыра» есть успешное будущее.

Рубрика: