narodvpotokeist(Отклик на доклад Государственного секретаря Республики Казахстан Марата Тажина).

История как таковая и как общественная наука –  это тот якорь, который держит народы и государства  на поверхности бушующего океана ускоренной глобализации. Современная глобализация, вызванная после периода «долгой длительности» наступившей эрой научно-технического прогресса и высокотехнологичного прорыва, процесс объективный и закономерный. Тем не менее, гуманитарный аспект имеет для человечества основополагающее значение.

 

«БЫТЬ КАЗАХОМ – ЭТО ИНТЕРЕСНО»

 

Так выразился как-то казахский писатель, известный интеллектуал, знаток всемирной литературы и искусства Аскар СУЛЕЙМЕНОВ еще в годы тоталитарного прошлого, засилья  русско- и европоцентризма во всех областях мирового развития.

Разумеется, под понятием «быть казахом» кожа А.Сулейменов имел в виду не примитивную цель просто «быть по рождению казахом», а ощущать казахскую идентичность в высоком цивилизационном смысле.

А этот смысл заложен в духовности казахского народа на базе его менталитета и культурного кода –  через философско-смысловое богатство языка, культурологическую наполненность его национальных традиций и обычаев, богатое историческое прошлое, уходящее корнями в глубь тысячелетий.

кумыс

В нашу эпоху Казахстан вновь обрел Независимость, возродил свою государственность, заложил основы новейшей государственности и состоялся как современное государство, заняв достойное  место в мировом сообществе и на политической карте мира.

Сегодня  «быть казахом», думаю, вдвойне, втройне интересно.

В этой связи не понятно, почему современная казахская молодежь в массовом порядке предпочитает выбор профессий экономистов и юристов, вместо того, чтобы осмысленно вступать на столь заманчивую в научно-исследовательском плане стезю историков, социологов, культурологов.

Ведь сегодня открылись такие широкие исторические и социо-культурологические аспекты  и горизонты, о которых в недавнюю тоталитарную эпоху нельзя было не только мечтать, но даже и помышлять под дамокловым мечом запретов на инакомыслие.

Тем более, что Независимость и суверенитет дали современному поколению свободу личности, творчества, крылья для полета, освобождение от «мерзостей бытия» эпохи тоталитаризма.

Здесь нужно отметить, что развитие истории, равно как и политологии и социологии, а также и других общественных наук все еще остается «на уровне достижений гласности и перестройки», а рост национального самосознания имеет тенденцию к спаду

Видимо, сказалось то, что длительное время на фоне решения задач в сфере экономики имела место неопределенность в выборе идеологических приоритетов казахстанского пути и формулировании национальной идеи

 

«НУЖНА НОВАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ КАЗАХСТАНА»

 

Для того, чтобы казахстанская историография заняла свое место как часть мировой истории, в первую очередь необходимо, по выражению доктора исторических наук, политолога Азимбая ГАЛИ, «вырваться из болота советских стереотипов».

По его словам, сегодня наблюдается  не просто кризис  казахстанской исторической науки. Более того, она уже входит в хроническую стадию кризиса развития.

И не секрет, что до сих пор, по прошествии более чем двух десятков лет суверенитета, в исторической науке все еще имеет место «превалирование русскоцентризма и советских историографических толкований».

за веру

Если рассуждать по справедливости, на первом двадцатилетнем этапе становления новейшей государственности Казахии вопросы национальной самоидентичности, сохранения независимости и суверенитета, окончательной и бесповоротной деколонизации, в отличие от историков, ни дня не оставались без внимания казахских национал-патриотов, казахскоязычной прессы.

Они  постоянно будируют вопросы развития государственности и будущего страны на национальной платформе, отражая атаки «пятой колонны» на казахский язык, казахский суверенитет, казахскую историю и роль Казахии в цивилизации номадов.

Тем более что концепция мультикультурализма уже потерпела крах в Европе, а многие страны испокон веков стоят на позиции приоритетности сохранения исторического национального самосознания и соблюдения демократических принципов при  решении «национального вопроса».

Казахстану, как унитарному государству, в кои-то веки восстановившему свою Независимость, сам Всевышний указывает дорогу на пути сохранения исторической памяти и своего национального лица, воплощения стремления наших предков к свободному и независимому развитию.

 

 

«ПРОМЕДЛЕНИЕ СМЕРТИ ПОДОБНО»

 

 В условиях, когда многоглавый дракон под именем «ускоренная глобализация» безжалостно «размывает национальную специфику», для изучения и осмысления истории Великой Степи с позиций современной историографии и как части мировой истории «промедление смерти  подобно».

Биография страны – это, прежде всего, язык государствообразующего народа, в котором заложены и через который могут быть выражены сакральный смысл национального менталитета и все культурное наследие в целом.

Биографию страны характеризуют и географическое положение, и топонимика, и уровень развития таких научных дисциплин, как история, археология, этнография, демография, языкознание, политология, социология, культурология, экономика, социальная и национальная психология.

Как подчеркнул в своем недавнем выступлении по вопросам освещения истории Казахстана и развития казахстанской исторической науки Государственный секретарь Марат ТАЖИН, без всего этого нет ничего – ни прошлого, ни настоящего, ни тем более будущего.

В докладе Тажина в качестве первоочередной задачи для казахстанских историков поставлена задача «сохранения в глобализирующемся мире исторической памяти, как единственного способа самосохранения вообще».

В качестве концептуальных установок можно назвать  и то, что «нужно открыто сказать о драматической истории ХХ века, а не предаваться ностальгии о некоем прежнем порядке».

Ведь, как отмечается в выступлении, «История Казахстана в ХХ веке во многом история столкновения национального и тоталитарного. Это история подавления национального самосознания безжалостной политической машиной» в отношении всех народов.

«Поэтому показать все «прелести» решения национального вопроса в тоталитарном государстве – это долг наших историков. При этом они должны учитывать, что в человеческой истории всегда много как «белого», так и «черного»,

Главный постулат доклада: «Сегодня на этапе состоявшегося государства мы должны осмыслить свою историю с высоты современной науки и создать целостную национальную историческую картину».

История

 

ДОЛГ ИСТОРИКОВ ПЕРЕД ИСТОРИЕЙ КАЗАХИИ

 

Если говорить о создании «целостной национально-исторической картины», то надо отметить, что в истории Казахии все еще много неизученных «белых пятен» и даже огромных «черных дыр», когда целые эпохи выпали из ее прошлого.

Даже в недавнем советском прошлом происходили события и процессы, причины и следствия которых в эпоху Независимости или мало исследуются, или не исследуются вовсе, или же просто замалчиваются.

К ним, к примеру, относится тематика миллионного исхода казахов из собственной земли в первой половине ХХ века, вследствие чего сегодня Казахстан является «недонаселенным островом в перенаселенном мире», занимая 9-е место в мире по территории.

В то время как Казахстан испытывает огромные демографические проблемы, грозящие наплывом эмигрантов из «третьего мира» и «горячих точек», пять миллионов этнических казахов разбросаны по 40 странам мира. То есть каждый третий казах скитается по чужим порогам.

Есть факты, когда высокомерные чиновники своими руками гробят такие программы по приему и обустройству репатриантов, как «Нұрлы көш» Или акимы разных уровней обвиняют несчастных скитальцев в стремлении к иждивенчеству, а сами формально относятся к их обустройству. А некоторые из них даже открыто заявляют репатриантам-оралманам  типа «плевать я на вас хотел».

Из-за подобных фактов бездушия бюрократии и развитой коррупции часть вернувшихся на родину казахов возвращается обратно. При этом страдают и люди, и имидж Казахии, как благословенной земли предков –Атамекен.

Еще не нашел своего полного осмысления Ашаршылық (Голодомор), инспирированный Советской властью в первой трети ХХ века. Современная Россия как преемница Советской тоталитарной империи считает, что она «не при делах» в этом вопросе.

В то же время она не считает нужным заставить КПРФ принять на себя грехи большевиков и КПСС, и тем самым снять с себя груз ответственности за геноцид казахов. При этом все совместные достижения всех народов распавшегося СССР нынешняя Россия записала в свой актив как свое историческое национальное достояние.

Ясно одно – фактов из Истории, как слов из песни не выкинешь. Казахстанские историки в долгу перед казахской историей и казахским народом.

В конце концов, каждый историк просто обязан быть гражданином и внести свой посильный и честный  вклад в общемировую историческую науку, исследуя историю своей страны.

                                                       Гайнижамал ШЕКЕЙ

Рубрика: