30 августа, 2013 5 комментариев

Гайнижамал ШЕКЕЙ. КАЗАХИЯ НА «ПУТИ В ЕВРОПУ»

Логоти3По выражению Наполеона, «большая политика – это всего лишь здравый смысл, примененный к большим делам».

Это определение раскрывает суть внешней политики любого государства во все времена. И именно здравый смысл с самого начала присутствует в казахстанской внешнеполитической стратегии в эпоху Независимости.

 

 

НА  ПЕРЕПУТЬЕ  ТРЕХ  ДОРОГ – РОССИЯ, КИТАЙ, ЗАПАД…

 

 

После того, как случился «парад суверенитетов», перед Казахстаном встала неотложная задача – разработка концепции внешней политики.

 

Как отметил в своей книге «На пороге 21 века» первый Президент Казахстана Н.НАЗАРБАЕВ, «если бы мы не начали в срочном порядке формировать собственную внешнюю политику, нашим интересам был бы нанесен колоссальный ущерб».

Внешняя политика

 

Дело в том, что сразу после провозглашения Независимости перед страной встал вопрос дипломатического признания нового государства мировым сообществом.

 

А на момент обретения суверенитета было два фактора, привлекавшие интерес мирового сообщества к нашей республике – наличие ядерного оружия на территории Казахстана и крупных запасов углеводородов.

 

Эти факторы стояли во главе угла выбора пути. А на геополитическом перепутье у такой богатой недрами и де-факто ядерной республики как Казахия сходились интересы всех мировых держав – России, Китая и тандема ЕС — США.

 

Ведь Казахстан находится между российским «медведем» и китайским «драконом». К тому же такие «зубры» как мировые гегемоны Евросоюз и США никому не позволят игнорировать их интересы.

 

Вот и выбирай, чтобы никого не задеть, не обидеть, не восстановить против себя в такой непростой геополитической ситуации.

 

«Известно, что даже сам М.ГОРБАЧЕВ крайне скептически относился к перспективам РК, как самостоятельного государства. Он считал, что республика, где титульная нация в находится в меньшинстве, не способна обеспечить нормальные условия для внутренней стабильности и обречена на вмешательство заинтересованных держав». (К.Токаев, кн. «Преодоление», Алматы, 2003).

 

Поэтому в «Стратегии становления и развития Казахстана как суверенного государства» Н.НАЗАРБАЕВ так обозначил формат внешнеполитической концепции нашей республики:

 

 — «Специфика геополитического положения и этнодемографического состава, уровень развития экономики и военного строительства Казахстана  делают доминирующими в обеспечении безопасности не военные, а политические средства, с опорой прежде всего на собственные силы и разумную, взвешенную дипломатию».

 

— «Система безопасности Казахстана должна выступать составной частью региональной и планетарной системы безопасности».

 

«Казахстан станет зоной, свободной от ядерного оружия, в результате договорного процесса. С учетом интересов своей безопасности наше конечное желание – получить гарантии неприкосновенности и территориальной целостности без ядерного потенциала».

 

Разумеется, что кроме «многовекторности внешней политики» у Казахии другого выбора просто не было.

Внешняя политикПри этом также разумным был выбор внешнеполитических приоритетов.

 

Сначала были выстроены стабильные и предсказуемые взаимоотношения с государствами-соседями – бывшей метрополией Россией и азиатским гегемоном Китаем.

 

Как отмечает К.ТОКАЕВ в своих дипломатических очерках, «…внешнеполитические приоритеты Казахстана особенно наглядно проявились на исходе 2002 года.

 

В этот период Президент РК совершил визиты в Москву и Пекин, а затем председательствовал на заседании глав государств в Организации «Центрально-Азиатское сотрудничество» в Астане.

 

Таким образом была наглядно продемонстрирована схема внешнеполитических приоритетов нашего государства: укрепление сотрудничества со странами, находящимися по периметру границы».

 

При этом с 1992 по 2002 годы кроме нескольких официальных визитов в Россию и КНР, состоялись официальные визиты казахстанского Президента:  три – в США, два – в ФРГ, во Францию, Израиль, Польшу, Японию, Турцию,  в соседние республики региона ЦА, в Лиссабон и Будапешт (на саммиты ОБСЕ), в Стамбул (на саммит тюркоязычных стран), участие в саммите организации «Центрально-Азиатское сотрудничество» в Астане.

Внешняя полит

Как видим, география визитов и участия в международных саммитах наглядно показывает активную многовекторную деятельность Казахстана во внешней политике.

 

«В  ЕВРОПУ  ПРОРУБИТЬ  ОКНО…»

 

У такого государства как Казахстан «отсутствие прямого выхода к открытому морю, удаленность от коммуникативных средств затрудняют участие республики в международных экономических связях.

 

Поэтому исключительное значение имеет поддержание взаимовыгодных дружественных отношений на принципах взаимного доверия с сопредельными государствами, прежде всего с Россией и Китаем, являющимися для нас воротами к мировым коммуникациям.

 

Вместе с тем мы, естественно, выступаем за развитие широких связей со всеми другими странами на основе международной справедливости и партнерства». (Н.Назарбаев «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства»).

 

Как известно, Государственная программа технологического характера «ПУТЬ В ЕВРОПУ» была принята 29 августа 2008 года. И ее принятие вполне адекватно, обоснованно, так как имеет под собой конкретную историческую основу.

 

Дело в том, что Казахстан получил председательство в ОБСЕ в 2010 году и  должен был работать в «тройке» ОБСЕ как будущий глава ОБСЕ, как председатель и год после председательства.

 

Заметим, что именно Казахия первой на постсоветском пространстве – в СНГ после распада Советского Союза смогла получить право возглавить столь  авторитетную международную организацию.

 

Поэтому был просто необходим программный документ деятельности Казахстана на столь ответственном посту как председательство в ОБСЕ .

 

Здесь следует отметить, что сам факт председательства Казахстана в ОБСЕ является по сути уникальным явлением.

И с точки зрения географического фактора, т.к. европейская территория Казахии составляет около 10 процентов.

И с точки зрения ситуации в региональной и глобальной системах международной безопасности.

 

А эта уникальность показывает, что Казахстан состоялся как самостоятельное государство и имеет вполне заслуженный авторитет в мировом сообществе.

 

Кстати, по казахской традиции при рождении детей и наречении новорожденного именем принято фиксировать происходящее в этот день какое-либо событие неординарного порядка

 

К примеру, Наурыз, Айтжан, Шекей, Жанбырбай, Каржаубай – те, кто родились во время праздника Наурыз, во время праздника Айт, в день, когда в ауле угощали соседей остатками зимнего согума – «шеке бергенде», или в тот день шел сильный дождь или буран и т.п.)

 

Поэтому такое неординарное событие 2010 года, как председательство Казахии в ОБСЕ, тоже не осталось без внимания и было зафиксировано в анналах народного шежире (летопись).

В Астане родившемуся  в тот год мальчику родители дали имя Саммит. А девочку нарекли Саммитгуль.

Внешняя поли

 

Но вернемся к большой политике. Несмотря на адекватность принятия госпрограммы «ПУТЬ В ЕВРОПУ», тем не менее на первых порах этот шаг вызвал легкий шок в СНГ, особенно в бывшей метрополии России.

 

Прежде всего поразила уверенность молодого независимого государства в своих силах, решившегося на такой, по меркам все еще не изжившего себя в СНГ «совкового мышления», несколько вызывающий, но решительный шаг.

И, надо признать, не каждой постсоветской республике подобный шаг был по силам.

 

А резвым околокремлевским политтехнологам, подвизающимся в основном на своем «хлебе насущном» – поддержании имперских амбиций бывшей метрополии, даже в голову не пришло, что можно посредством такого тонкого политического хода выйти за рамки сложившихся международных политических стереотипов.

 

К чести российского руководства и руководства других стран СНГ, надо отметить, что они поддержали Казахстан, что оказало серьезное влияние на принятие ОБСЕ решения о председательстве Казахстана в 2010 году.

 

Что касается России, то определенные недружественные в политических кругах силы сразу нагнали «виртуальные страхи» насчет подводных камней для других партнеров Казахстана в международной сфере.

На самом деле раздутая политическая шумиха вокруг принятия Казахстаном госпрограммы «ПУТЬ В ЕВРОПУ» не имела под собой никакого сколько-нибудь достаточного конспирологического повода.

 

Прежде чем так «взволноваться», российским политиканам надо было сначала вспомнить о том, что значительная часть самой РФ находится в Европе (географически – до Урала на востоке). А это означает, что мимо России Казахстан все равно не пройдет.

 

К тому же, начиная с эпохи Петра 1, который смог «в Европу прорубить окно», бывшая метрополия постоянно сама стремится в Европу.

 

Другое дело, что из-за своего имперского высокомерия и мессианских устремлений ей все еще не удается установить взаимообогащающий контакт с западноевропейской цивилизационной системой.

 

А Казахстан, двигаясь в Европу, тем самым движется туда вместе со всем постсоветским и азиатским пространством, включая саму Россию.

 

Ведь наша страна имеет тесные связи внутри СНГ, интеграционные связи с РФ, международную политическую интеграцию в Азии (ШОС, СВМДА).

 

Таким образом, программа «ПУТЬ В ЕВРОПУ» всего лишь обозначает один из векторов казахстанской многовекторной внешней политики, а не смену векторов..

 

Это не есть желание порвать с евразийством, с которым связь историко-географическая, поэтому неразрывная.

 

Это и не вестернизация, потому что Казахстан с учетом современных реалий стремится просто восстановить связь «восток-запад», которая еще с древности существовала благодаря Великому Шелковому Пути, пролегавшему и через территорию современной Казахии.

 

При этом цели вполне прагматичные – с помощью европейского тренда провести ускорение модернизации и демократизации нашей республики, чтобы не отстать от всего мирового сообщества в движении по столбовому пути в эпоху ускоренной глобализации.

 

Ведь игнорирование такого современного фактора, как ускорение исторического времени означает, что торможение или промедление на этом пути всего на один день может привести к отставанию на десять лет.

 

И горе тому, кто думает, что в эпоху глобализирующегося мира, геоэкономики и транснациональных экономических связей возможна хоть какая-то изоляция от внешнего мира.

 

Нельзя, замыкаясь в собственной скорлупе, в рамках СНГ, в рамках одного континента (только Европы, только Азии или только Америки), успешно преодолеть вызовы нового третьего тысячелетия, нового 21 века.

 

«ПРОЦВЕТАЮЩИЙ  КАЗАХСТАН  В ПРОЦВЕТАЮЩЕМ  МИРЕ»

 

То, что трехлетие председательства в ОБСЕ закончилось в 2011 году, не означает сворачивания программы «ПУТЬ В ЕВРОПУ», превращение ее в макулатуру, которую можно выбросить как фантик от конфетки в мусорную корзину.

 

Программа продолжает действовать, как долгосрочный тренд нашей внешней политики, наравне с евразийским и тюркским интеграционными трендами.

 

Это подтверждают и постоянные контакты с Евросоюзом и его стратегическим союзником США.

 

Так, в начале июле нынешнего года состоялся государственный визит в Казахстан Премьер-Министра Великобритании Дэвида КЭМЕРОНА в сопровождении большой группы британских бизнесменов.

 

Затем, в середине июля, состоялась встреча Н.НАЗАРБАЕВА и Д.КЭМЕРОНА в Лондоне, на которой обсуждались вопросы реализации договоренностей, достигнутых в ходе недавнего визита британского премьера в Казахстан.

 

Великобритания относится к числу государств с устойчивой экономикой, поэтому Казахстану очень важно установить тесное сотрудничество с Лондоном.

 

Как известно, по итогам встречи  в Астане впервые было подписано совместное Заявление о стратегическом партнерстве.

 

В своем приветственном слове Д.Кэмерон отметил:

 

«Я рад, что являюсь первым действующим Премьер-Министром Великобритании, который посетил вашу страну. Сегодня мы открываем новую главу в наших отношениях.

 

Подписанное соглашение о стратегическом партнерстве поставит наши взаимоотношения, основанные на экономических связях, сотрудничестве в области безопасности и обороны, на новый уровень.

 

Такие компании как «Shell» и «BG Group» играют значимую роль в энергетическом секторе страны.

 

Мы продолжим развивать и расширять инвестиции в другие сектора экономики – здравоохранение, образование, недвижимость, финансовые услуги.

 

Мы хотим увеличить товарооборот между нашими странами вдвое».

 

В ходе переговоров было отмечено, что Великобритания является одним из крупнейших партнеров Казахстана. В республике работает около 600 компаний с участием британского капитала в различных отраслях.

 

На сегодняшний день общая сумма инвестиций британских компаний  в Казахстан составила около 12 миллиардов долларов.

 Внешняя пол

Между двумя странами существуют перспективы сотрудничества в области транспорта, а также космических проектов.

 

Так, в ходе переговоров был подписан контракт между НК «Қазақстан Ғарыш сапары» и британской компанией «SSTL» по созданию нового спутника и передачи технологий нашей стране.

 

В РК действует Британский Совет, координирующий двусторонние связи.

 

Кроме того, Великобритания включила Казахстан в список 14 приоритетных стран по активизации взаимной торговли. Товарооборот в прошлом году составил 2,3 млрд. долларов, который предполагается удвоить.

В ходе нынешних переговоров были подписаны соглашения на более чем весомую сумму – 1 млрд. 100 млн. долларов.

 

И что очень важно, также была достигнута договоренность по либерализации визового режима между нашими странами.

 

Более тысячи казахстанских студентов обучаются в вузах Великобритании в рамках образовательной программы «Болашак».

 

Кроме того, британские вузы принимают активное участие в развитии нового Международного университета в Астане.

Также они осуществляют подготовку технических кадров на базе Казахстанско-Британского Технического университета в Алматы.

Визит Д.Кэмерона начался с Атырауской области, где Президент РК и Премьер-Министр приняли участие в церемонии открытия завода по комплексной подготовке нефти и газа «Болашак».

 

«Мы готовы и далее укреплять этот диалог с Великобританией по формуле «сырье в обмен на инвестиции и передовые технологии», — заявил Н.НАЗАРБАЕВ.

 

В свою очередь Д.КЭМЕРОН отметил, что наши страны могут и дальше активно развивать торгово-экономические контакты.

 

«Отказ от ядерного оружия, улучшение благосостояния казахстанцев, диверсификация экономики – все это реальные достижения Казахстана.

 

И мы хотим быть партнером, не только взаимодействуя в нефтегазовой отрасли, но и развивая сотрудничество в образовании, культуре и других направлениях, которые имеют стратегическое значение для Казахстана, — подчеркнул он.

 

И, как написала влиятельная британская газета «THE GUARDIAN», глава британского правительства с легким раздражением прокомментировал свой визит в свете акцента журналистов на нарушения в области демократии и прав человека в республике:

 

– «Давайте проясним ситуацию, — сказал Д. Кэмерон. – Почему я здесь в воскресенье? Я вам скажу почему. Мы участвует в глобальной гонке за рабочие места и инвестиции, а это одна из наиболее быстро развивающихся стран мира».

 

НА  ПУТИ  К  «ДЖЕФФЕРСОНОВСКОЙ  ДЕМОКРАТИИ»

 

Если говорить о развитии демократии в Казахстане, то надо отметить, что с обретением суверенитета республика встала на путь движения к построению демократического общества.

 

Об этом заявлено в Конституции РК (ст.1, п.1):  «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством», высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы

 

После принятия госпрограммы «Путь в Европу» была составлена Дорожная карта, и оба документа подтверждают движение Казахстана в сторону демократии.

 

Другое дело, что, как, как говорится, «Москва не сразу строилась». Или, как гласит китайская пословица, «за одну ночь лед толщиной в три сантиметра нарасти не может».

 

Поэтому процесс установления полноценной демократии требует достаточно длительного времени.

В Казахстане он проходит через стадию «авторитарной демократии», как это было в Турции, Малайзии, Сингапуре.

 

Ведь, особенно после резкой смены тоталитарного режима, как это произошло при распаде СССР, «шоковая терапия» в политике могла сыграть роковую роль.

 

И тогда, в сложнейших условиях первоначального этапа формирования новейшей государственности, резкие политические реформы (так называемый «разгул демократии») вкупе с еще не укрепившимися новыми экономическими отношениями могли привести к нарушению стабильности в транзитном обществе.

 

Поэтому здесь важно двигаться, как говорят на Западе, «step by step», то есть шаг за шагом, постепенно.

 

Да и история самих западных стран говорит о долгой дороге к храму демократии.

 

Сегодня Европа признана во всем мире как передовой цивилизационный бренд. Это своего рода «Мекка демократии», где определены все мировые стандарты – от экономических, политических до гуманитарно-правовых.

 

Поэтому некоторые английские газеты упрекали своего Премьер-Министра в том, что во время недавнего визита в Казахстан для него «в поисках контрактов с Казахстаном торговля оказалась важнее прав человека»,

 

Хотя Д. КЭМЕРОН во время визита в РК все же поднял вопрос о нарушениях в области соблюдения принципов демократии.

 

В ответ на это казахский министр иностранных дел Ерлан ИДРИСОВ «частично «согласился с критикой западных демократий по поводу ситуации в этой сфере», написала The Guardian .

 

При этом глава казахстанского внешнеполитического ведомства расставил акценты, заявив, что:

 

«Мы слышим критику в свой адрес, и нельзя сказать, что мы этой критикой недовольны.

 

Мы терпеливо объясняем нашим партнерам, что на сегодняшний день мы – не джефферсоновская демократия.

 

Но джефферсоновская демократия является нашей целью».

 

Так что Казахия уверенно следует и по пути в Европу», и по пути тюркской и евразийской интеграции, и по пути добрососедства в Центральноазиатском

и в целом Азиатском регионах.

 

Главное – вся казахская многовекторная внешняя политика подчинена стратегическим национальным интересам «казахстанского барса».

 

Гайнижамал  ШЕКЕЙ

Загрузка...

(5) Комментарии

  1. Алмагүл Кәмеш-қызы says:

    Если следовать логике автора, то надо заметить, что США — это, вообще-то, не зубры, а бизоны.

  2. Ultzhandy says:

    Конечно,никто не ангел ни в жизни. ни в политике. Но, как говорится, из»трех зол» надо выбирать меньшее. В данной исторической ситуации из России, Китая, Запада последний несет наименьшее зло казахскому государству и казахскому народу. Поэтому «путь в Европу» — хороший выбор по актуальности и содержательности. Все-таки Запад — это прогресс и в технологиях, и в демократии.

  3. бешбармак says:

    Вы козахи, нужны западу только для того, что бы пользоваться как бы вашими природными ресурсами. Как нацию, вас никто за людей не считает.Сами вы пустое место. Примите это как должное.

  4. Талгат says:

    Аттестация, допуск и обучение сварщиков, лифтеров, слесарей, машинистов кранов в Алматы и мн.др
    Компания проводит обучение и допускает к работе следующие специальности в Алматы:
    — ИТР по работе в сейсмический опасных районах (сейсмоопасных)
    — допуск лифтеру
    — допуск крановщикам в Алматы
    — допуск машинист манипулятора
    — допуск персонал по ремонту трубопроводов
    — допуск слесарь по ремонту котлов
    — допуск сварщикам
    — допуск слесарь по ремонту холодильных систем
    — допуск электромонтер в Алматы
    — допуск стропальщик в Алматы
    — допуск бурильщики
    — лицо, ответственное за транспортировку, хранение взрывчатых веществ
    — оператор автозаправочных станций
    — водитель пазс
    — лицо, ответственное за безопасное ведение работ с неорганическими кислотами и щелочами
    — персонал по хранению, использованию, уничтожению и т.д. прекурсоров
    — должностные лица и работники организаций проектирующих, эксплуатирующих, осуществляющих монтажные, пусконаладочные работы и ремонт автоматических систем управления технологическими процессами, систем защиты и приборов безопасности для технических устройств, используемых на опасных производственных объектах
    Экспертиза в области промышленной безопасности в Казахстане
    Алматы и по всему Казахстану
    AbdukaliyevTсобакаgmailточкаcom
    328 77 19, 8775 310 68 05, 328 70 08, 8775 400 22 10 ises точка kz

  5. Аноним says:

    Бешбармаку ты казахстанскую казахам завидуешь поэтому говоришь западу мы не нужны.
    умри от зависти запад нам к себе дорогу открывает все больше и больше! Наша многовекттоварная политика к жтому способствует!!лучше все лучшее взять у запада они
    Культурные доброжелатеььные люди! Примеров много.бешбармак ты даже никогда не ел
    Бешбармак и никого не угошал в этом я уверена такой злобный завистливый человек как ты
    Иван никоглда за раз 5 кг мясо на бешбармак не варит только кушает колбасу ….

Добавить комментарий

You must be logged in to post a comment.