АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Фундамент успеха современного Казахстана.[:]

[:ru]

В 1989 году I съезд народных депутатов Советского Союза привел в пробуждение людей, всем стало ясно — так больше жить нельзя. Закончилась советская эпоха скучных официальных речей и лозунгов, на экранах телевизоров теперь показывали пикировки, которые были интереснее любых концертов и фильмов. В стране объявили что главное зло было в советской идеологии и власти прогнившей КПСС.

1 мая 1990 года в Москве на демонстрации, впервые на Красной площади появились демократы и неформалы всех мастей. Они стали скандировать — Позор!, Горбачева в отставку, долой КПСС, горбачевское Политбюро развернулось и покинуло трибуну ленинского мавзолея. Граждане решили что голос толпы способен менять историю, митинги проходили каждую неделю.

В странах СНГ и, в первую очередь, в новой России демократию с выборами президента, губернаторов, мэров, двухпалатным парламентом и прочими составляющими внедрили в 91-м году, старательно скопировав с Запада. В 1990-е вообще очень много брали с Запада и не только демократию. Копировали по принципу «сделаем все как там и жить будем как там». Копировали законы, государственное устройство, названия должностей и ведомств. Порой копировали так поспешно и бездумно, что возникли казусы — главы областей стали называться губернаторами, однако области так и не стали губерниями. Члены Совета Федерации стали называться сенаторами, хотя сама верхняя палата сенатом так и не стала называться Сенатом.

Современная российская демократия — это своего рода каргокульт западной системы.
Как и все некритически взятое с Запада, демократия после «надевания» на российские реалии, обычаи, традиции и менталитет (как народа, так и элиты), превратилась в нечто среднее между цирком и недоразумением.

По-другому и не могло быть, ведь каргокульт — это декоративное воспроизводство элементов жизни иной цивилизации без внутреннего механизма. Каргокульт — это в буквальном переводе «поклонение грузу» — религиозное явление у слаборазвитых народов, которые воспроизводят объекты и инфраструктуру более развитых цивилизаций — самолеты, взлетные полосы, аэродромные постройки и так далее. Воспроизводят исключительно внешний вид, создают некое подобие самолетов из соломы, подобие взлетных полос, подобие других объектов. Племена туземцев пытаются за счет этого добиться либо повторного прибытия «белых людей» с их щедрыми подарками в виде жвачки и кока-колы, либо чувствуют себя более развитыми, воспроизводя то, что строили на их островах «продвинутые гости». В общем, культ как есть. Поклонение внешним признакам жизни более развитых людей.

Необходимо отметить, что независимый Казахстан во главе с его Президентом Н.А.Назарбаевым, начиная с 1991 года и по современное время, всегда уделяли самое высокое и серьезное внимание становлению и развитию демократии в республике. Конституция страны 1995 года провозгласила суверенный Казахстан демократическим, светским, социально-правовым и унитарным государством, для которого человек, его жизнь, права и свободы представляют главную ценность. Всего за четверть века бывшая
советская республика, которая в СССР несправедливо числилась среди
отстающих, превратилась в современную страну с национальной государственностью, эффективной рыночной экономикой, демократическим общественным устройством и высоким международным авторитетом. Все это — сложный и динамичный процесс модернизации Казахстана — ломка старого и отжившего, проведение смелых реформ и инноваций, создание нового и современного. В 1990-ые страна успешно осуществила «тройной транзит» в экономической, социальной и общественно-политической сферах. В Казахстане было создано новая политическая система, сформированы механизмы рыночной экономики, заложен фундамент правового государства, сохранено этническое и религиозное согласие в обществе, достигнуто международное признание. Руководствуясь принципом «эволюция, а не революция» и опираясь на эволюционный путь
развития Японии, Южной Кореи, Малайзии и Китая, Елбасы сумел привести к значительным достижениям, в т. ч. и в построении демократии на казахстанской земле.
Равняясь на эти страны, Казахстан предпочел ложному эффекту «скачков» и «шоковой демократизации» безупречную логику продуманных последовательных преобразований. Мощь поступательного движения вперед нарастает не за счет искусственной и небезопасной взрывной революционной волны, она питается энергией побед, которые мы одерживаем на пути к цели. Принцип «сначала – экономика, потом – политика» не столько указывает на порядок государственных действий и расставляет приоритеты,
сколько утверждает, что экономические завоевания продвигают политические и демократические реформы, и им способствуют.

Президент Казахстана всегда мудро и дальновидно подходил к вопросу развития демократии в своей стране, говоря, что «никакие лекала Запада нам не подходят. Да, свобода, демократия — столбовая дорога каждого человека, но демократия, свобода ваша заканчивается там, где вы наступаете на мою свободу и наоборот!» Глава государства в своей политике всегда ориентируется на аксиому, что все люди от рождения являются равными, несмотря на национальность, кожу и так далее, и имеют равные права.

Керимсал Жубатканов, руководитель научно-исследовательского центра «Рухани жаңғыру» Казахско-Русского Международного Университета.

 

 

[:]