АЛТЫНОРДА
Мультимедиа

ЖЕТІГЕН

YA93heKAhEIЖетыген -казахский семиструнный щипковый музыкальный инструмент, напоминающий по форме гусли. Наиболее древний тип жетыгена представлял собой продолговатый ящик, выдолбленный из цельного куска древесины. На таком жетыгене не было ни верхней деки, ни колков. Струны из конского волоса или из жил натягивались рукой с наружной стороны инструмента. Позднее верхняя часть жетыгена была накрыта деревянной декой. Под каждую струну подставляли с двух сторон асыки, выполнявшие роль колков. Передвигая их, можно было подстраивать струну. Если асыки сближали, строй повышался, раздвигали — понижался. Резонанс кожаной деки придавал звучанию жетыгена мягкий, бархатный тембр – качества, свойственные в принципе всей казахской инструментальной музыке. Размеры жетыгена соответствуют длине струн, то есть около 70 см.
Играли на жетыгене, положив его на колени и специальную подставку.

cgOWIUzOh9E

В древности на жетыгене, задабривая духов, играли перед охотой, что служило залогом удачи. На жетыгене аккомпанировали себе древнетюркские поэты-сказители, воспевавшие славные подвиги батыров. Да и сам жетыген имеет поэтичную легенду своего происхождения.

В глубокой древности в одном ауле жил старик. Было у него семь сыновей. Однажды холодной зимой из-за джута (массовый падёж скота вследствие гололедицы) люди остались без еды, и в доме старика поселилось горе. Смерть одного за другим унесла всех сыновей. После смерти старшего сына Кании убитый горем старик выдолбил кусок иссохшего дерева, натянул на него струну и поставив под неё подставку, исполнил кюй «Карагым» («Родной мой»), после смерти второго сына Тореалыма старый отец натягивает вторую струну и импровизирует кюй «Канат сынар» («Разбитое крыло»), третьему сыну Жайкелды он слагает кюй «Кумарым» («Любимый мой»); четвёртому, Бекену, посвящается кюй «От сонер» («Погасшее пламя»), пятому сыну Хауасу сочиняет «Бакыт кошти» («Утерянное счастье»), шестому сыну Жулзару — «Кун тутылды» («Затмившееся солнце»). После утраты последнего младшего сына Кияса старик натягивает седьмую струну и исполняет кюй «Жети баламнан айрылып куса болдым» («Горе от утраты семи сыновей»).

Извлекая из инструмента звуки полные скорби, исполнитель в различных по характеру мелодиях показывает образы своих детей. Эти импровизированные мелодии получили дальнейшее развитие и дошли до нас в форме инструментальных пьес-кюев под общим названием «Жетыгеннын жетеуы» («Семь кюев жетыгена»). В настоящее время в фольклорных ансамблях используется реконструированный жетыген, в котором для расширения диапазона увеличили число струн до 15. Настройка струн производится колками и передвижением подставок. Жетыген отличается мягким, певучим звучанием.