АЛТЫНОРДА
Мультимедиа

Во славу царицы Томирис в Астане установлен памятник

carica324Монумент российского скульптора Даши Намдакова «Жер-ана» (Земля-мать), который представляет собой сакскую царицу Томирис, стоящую на гигантском быке. Громадина быка располагается в свою очередь на постаменте. Размах рогов десятиметрового быка достигает семи метров. Язык скульптурных форм информативен и часто он дает срез властной проекции. Все монументы создаются властью и для власти. Но данная скульптурная и практически ювелирная по своей точности работа, несмотря на очень большие размеры самого постамента, быка, трона, на котором стоит женщина, дает удивительное ощущение, что это памятник для народа.

GUfHUnuSi28

Что отличает этот монумент от иных, так это ясная и четкая работа, выдержанный сюжет, здесь нет натужного мифотворчества, каждая деталь этой гигантской скульптурной группы поражает своей проработанностью. На спине быка попона, которая закреплена, именно как это полагается, веревками, жгутами, перетяжками – нет ощущения, что зрителя обманывают видимостью. Намдаков – мастер формы. Наверно нужно быть бурятом и россиянином, чтобы сделать такой памятник, который идеально отражает степную ментальность.

Ошибка монументов классического типа, созданных в европоцентристкой матрице, – в стремление к высоте. Понятно, в тесных пространствах европейских городов монументы развивались в высоту, место им было в некропольных альковах, в барочных парковых складках, в центре радиального пересечения. В степном городе такие «вертикализированные» проекты смотрятся негармонично. У Намдакова же все получилось идеально: это тоже очень большой монумент, но он расположен таким образом, что массивность быка параллельна самой земле, степи, ее ровности, и только женщина с ее четким и рельефным монголоидным лицом возвышается над пространством.

Автору несомненно удалось вырваться из порочного круга старой советской монументальной школы и найти формулу выражения номадической ментальности, эту формулу можно выразить так: форма не должна стесняться пространства. Именно чувство свободы, простора, вольности не покидают вас в Астане, такова матрица этого города, и Намдакову удалось это уловить.

Монумент установлен в 2008 году.

Традиционные образы работ Даши́ Намдако́ва (Дашиним Бальжанович Намдако́в) — это кочевники, воины и всадники, сакральные фигуры, волшебные женщины, родовые покровители бурят: тотемные животные и мифологические существа. Перед зрителем предстают деформированные, изогнутые, вытянутые персонажи с непропорциональными частями тела, например, вытянутыми шеями и удлинёнными конечностями. Почти все из них обладают азиатскими чертами лица.