АЛТЫНОРДА
Новости

Ученые нашли «третье измерение» у знаменитого «платья раздора»

©Tumblr/swikedМасштабный эксперимент с фотографиями знаменитого «платья раздора» показал, что люди воспринимают его не в двух, а в трех вариантах раскраски — не только в виде бело-золотого и черно-голубого, но и в виде сине-коричневого, сообщает РИА Новости со ссылкой на журнал Current Biology.

В конце февраля этого года очередной интернет-сенсацией стало платье из соцсети Tumblr, которое заставило пользователей разделиться на два лагеря — «золотой» и «синий». Тысячи человек приняли участие в опросе о том, платье какого цвета они видят. В итоге выяснилось, что более 70 процентов респондентов видят его в бело-золотой гамме и только треть опрошенных заявляют, что платье сине-черное.

«Платье раздора» быстро привлекло внимание нейрофизиологов и других ученых. Они предположили, что споры возникли из-за особенностей того, как наш мозг удаляет «лишний» цвет с воспринимаемой картинки. Авторы этой гипотезы, Бевил Конвэй из Массачусетского технологического института (США) и его коллеги, решили изучить свойства платья и его влияние на наше зрение и мозг в лабораторных условиях. Для этого ученые собрали группу из почти полутора тысяч добровольцев, несколько сотен из которых никогда не видели фотографий Tumblr-«звезды».

Как достаточно неожиданно показал этот эксперимент, все люди воспринимают это платье совершенно по-разному, и их можно относительно грубо разделить не на два, а на три лагеря — «золотые», «синие» и «коричневые». Последние видят не бело-золотое или голубо-черное платье, а сине-коричневый наряд.

Другим интересным открытием стало то, что восприятие платья зависит в большой степени от возраста и пола человека — пожилые люди и женщины чаще видели «золотой» наряд, тогда как молодые люди видели его в естественных черно-голубых тонах. Ученые связывают это с тем, что пожилые люди и дамы проводят большую часть жизни днем, когда свет имеет относительно голубоватый оттенок, тогда как глаза молодежи больше настроены на работу с «желтым» искусственным освещением.

Схожие опыты провела и другая группа нейрофизиологов из университета Гисена (Германия), которая подошла к проблеме цвета платья с другой стороны. Они попросили полтора десятка добровольцев взглянуть на фотографию наряда из Tumblr и раскрасить диск на экране компьютера таким образом, чтобы его цвет был таким же, как у темных и светлых регионов «интернет-знаменитости».

Оказалось, что люди на самом деле видят не белый или голубой цвет, а разный набор оттенков, начиная от светло-синего и заканчивая темно-синим. При этом платье в целом казалось участникам эксперимента бело-золотым или черно-голубым. Это подтверждает ранние предположения нейрофизиологов о том, что раздор вокруг платья возник из-за ошибок при удалении «лишних» оттенков с картинки в центре зрения в мозге.

И наконец, третья группа исследователей из университетов Невады и Калифорнии проверила, было ли бы платье настолько же популярным, если бы оно было окрашено в другие цвета — к примеру, оранжевый и черный, или зеленый и черный. Для этого ученые особым образом поменяли цвета на фотографии, инвертировав все участки синего цвета на платье. После такой операции случилось чудо — все участники эксперимента начали считать наряд черно-золотым, тогда как до этого их мнения были разделены примерно поровну.

Подобный эффект и раздор вокруг платья связан с тем, как объясняют ученые, что мы воспринимаем желтый и синий цвета совершенно по-разному — желтый является для нас символом того, из чего сделан тот объект, на который мы смотрим, а синий — индикатором качества освещения. По этой причине наш мозг гораздо охотнее «удаляет» синие оттенки и заменяет их белым цветом, чем он проделывает это с желтыми тонами.

Таким образом, если бы платье было бы не синего, а красного или зеленого цвета, оно не вызвало бы столь много споров и ажиотажа, так как разногласий по поводу его окраски не было бы в принципе.

http://tengrinews.kz/science/uchenyie-nashli-trete-izmerenie-u-znamenitogo-platya-razdora-274714/