АЛТЫНОРДА
Обзор казахской прессы

ТУРКЕСТАН №30. САММИТ «РИТЕЙЛ-БИЗНЕС «ҚАЗАҚСТАН-2014»: У «БАРАХОЛКИ» В АЛМАТЫ НЕТ БУДУЩЕГО

загруженное (3)Более двух десятков лет Алматы был известен своей популярной «барахолкой». Этот обширный комплекс рынков, расположенных на городском  Северном кольце, казался нерушимым. Совсем недавно общественность с сомнением восприняла новость, что на месте «барахолки» будут возведены современные торговые дома. Но не прошло и трех лет, как городские власти стали сносить «барахолку», а на ее месте стали возникать привлекательные торговые центры. Кроме того, в один день была прекращена стихийная торговля вокруг Центрального рынка, называемом в народе «зеленый базар».

Эта тенденция обустройства цивилизованной торговли наблюдается по  всему городу, в результате  сокращается количество импровизированных рынков. Так, в 2013 году половину торговых мест составляли различные базары, удельный вес магазинов рядом с домом составлял 21 процент, супермаркетов и торгово-развлекательных центров соответственно 4,3 и 3 процента. На недавно прошедшем саммите «Ритейл Бизнес «Казахстан-2014» представитель Комитета по торговле Министерства экономики и бюджетного планирования РК Кайрат ЕРТУГАНОВ сказал, что очень важно сократить количество мелких рынков, а на их месте формировать ритейлерную систему торговли. В названном саммите также приняли участие крупные торговые компании и поставщики страны, директора торговых домов.

Как отметил директор Центра развития торговой политики Руслан СУЛТАНОВ, «развитие торговых сетей – это подготовка к конкуренции. — Потому что в дальнейшем «черный рынок» и стихийная торговля сами по себе окажутся не способными к конкуренции. Поскольку в Евразийской экономической зоне рынок общий, иностранные предприниматели и крупные торговые сети будут заинтересованы открывать свои филиалы. Если так, то очень важно использовать ритейлерную систему. К тому же это дает оптимальные возможности собирать налоги, а общая площадка, на которой соблюдаются санитарные требования, даст возможность производителям иметь рынок сбыта. Однако в торговых центрах страны нет понятия «производитель» и «торговец». Только есть продавцы, которые арендуют торговое место на год, или крестьянин, реализующий свой товар по сниженным ценам. С этой точки зрения крестьянин не имеет никакой выгоды. А торговец, скупивший у крестьянина продукцию по низкой цене, предлагает их на рынке уже с наценкой.

Чтобы исключить лишнее звено, часто организуют сельскохозяйственные ярмарки. Однако и эта система не устойчивая, потому что крестьянин не может целый год заниматься реализацией своих товаров. «Как решить эту проблему? Для этого нужно создавать цивилизованные рынки. Мы – восточная страна, без базаров никуда. Однако нынешнее состояние рынков не выдерживает никакой критики, потому что сегодня там диктуют условия не те, кто производит продукцию, а спекулянты, те, кто продает продукцию с наценкой.

Фермер приходит на рынок, но ему там нет места, поэтому он вынужден сдавать за бесценок свою продукцию перекупщику», – сказал заместитель председателя правления АО «КазАгроМаркетинг» Нурлан МУХАМЕТЖАНОВ. – Но сегодня в торговых домах «Магнум», «Арзан» круглый год овощи и фрукты реализуются по сниженным ценам. Даже продают дешевле, чем на самом дешевом рынке «Алтын Орда». Это подтверждение того, о чем говорилось выше. Вообще, кооперативы фермеров, объединение их в один центр помогло бы реализовывать продукцию крестьян по приемлемым ценам. Для решения этой проблемы нужно создать условия, как на Украине,  где мелкие фермеры сами реализуют свою продукцию. Г-н МУХАМЕТЖАНОВ предлагает: «У нас нужно создавать тысячи торговых мест фермерам, о которых идет речь. Тогда придут качественные покупатели  или представители ритейлерных сетей, и согласно договору, купят у одного фермера 300, у второго 500, у третьего 1000 тонн продукции. На деле из фермеров создадут пул, будут хранить продукцию и заключат договора по ее своевременной доставке. В результате у фермеров будет соответствующий доход. Это единственный путь, который объединит их». Однако у крестьян нет своей техники – комбайнов, тракторов, другой сельскохозяйственной техники, нет складов для хранения продукции. Поэтому они все необходимое берут в аренду, что  мешает им заключать договор с кооперативом на год.

Евразийское экономическое пространство открывает широкие перспективы. Предприниматели, торговцы и мелкие ремесленники, чтобы выдержать конкуренцию, должны перейти на новую систему работы. И без того на нашем рынке правят бал импортные товары, которые не дают отечественному производителю продвинуть свой товар. Чтобы сформирвать бренд «Сделано в Казахстане» необходимо продумать, как снизить цены.  Для этого необходимо снизить затраты на менеджмент, логистику, бухгалтерский учет, рассмотреть оптимальные пути решения проблемы.  Сегодня количество лиц, занимающихся торговлей, составляет 1-2 миллиона человек, что составляет 13,4 процента населения. За последний год товарооборот в целом вырос на 86 процентов. Сегодня можно сказать, что  численность клиентов  «барахолок» и современных торговых центров уже сравнялась. Система «Барахолка», представляющая опасность для развития современных торговых сетей, можно сказать, разгромлена. Многие рынки сгорели в буквальном смысле слова, торговцы были в растерянности, не зная куда податься. Торговцы, работающие, как частные предприниматели, были вытеснены на базары, построенные за городом. Например, на современные базары, построенные рядом с универсальным рынком «Алтын Орда». Однако и эти центры, кажется, постепенно, превращаются в «барахолки», потому что вытесненные из города  «черные рынки» обосновываются за городом. Но уже сегодня  наблюдается загромождение выезда из города в западном направлении, что в конце концов, должно привести к новому переселению базаров.

Ақниет ОСПАНБАЙ                                                                                                                                Перевод Кайрата МАТРЕКОВА