АЛТЫНОРДА
Новости

Туркестан № 12. КОМУ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ СТАТУС «ОРАЛМАНА»?

оВ конце 2010 года, в связи с реформированием правоохранительной системы Республики Казахстан, рассмотрение дел о предоставлении статуса «оралмана» от Министерства труда и социальной защиты населения РК  было передано Министерству внутренних дел РК.

А со второй половины 2013 года Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления» внесены изменения и дополнения в компетенцию местных исполнительных органов по вопросам миграции населения.

Согласно постановлению акимата Алматы от 15 июля 2013 года был создано государственное коммунальное учреждение «Государственная инспекция труда и управление миграции города Алматы». Сейчас в южной столице с оралманами работает это управление.

Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законадательные акты Республики Казахстан по вопросам трудовой миграции» от 10 декабря  2013 года внесены изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан «О миграции населения».

Согласно этим изменениям, «оралман» – это этнический казах и их дети, прибывшие в Республику Казахстан для постоянного проживания на исторической родине и расселяемые в регионах, определенных Правительством Республики Казахстан, получившие статус орамана в порядке, утвержденном в этом законе правилам, и в момент обретения независимости Республики Казахстан постоянно проживавшие за его пределами.

Согласно требованиям закона, этнические казахи, прибывшие в Казахстан, вс первую очередь должны получить письмо-разрешение на постоянное проживание в стране, и только потом им будет предоставлен статус оралмана. На сегодня неполностью определены регионы для расселения оралманов. В связи с этим, до принятия постановления «Об определении регионов для расселения оралманов» работа по предоставлению статуса оралмана осуществляется согласно приказу «Об утверждении  правил предоставления статуса оралмана» Министерства труда и социальной защиты населения от 22 июля 2013года.
Для получения статуса оралмана глава семейства или один из членов семьи, достигший совершеннолетия, может подать заявление в Государственную инспекцию труда и управление миграции. Вместе с заявлением подаются автобиографии, копии документов, удостоверяющие личности заявителя и членов семьи (паспортов, для несовершеннолетних детей свидетельства о рождении), а также копии ниже перечисленных документов: свидетельство о заключении или расторжении брака, аттестатов, дипломов, военных билетов, трудовой книжки (для определения соответствия получению статуса оралмана).
Сведения о заявителе и членах его семьи будут проверяться по электронной базе «Оралман». Это позволяет проверить, что они не зарегистрированы в других регионах страны. Если будет установлено, что они зарегистрированы в других регионах, то по новому месту жительства их не будут регистривать. В таких случаях заявитель может подать в компетентный орган заявление о переводе документов по новому месту регистрации. Если документы заявителя не соответствуют установленным требованиям, они не принимаются. Удостоверение оралмана предоставляется совершеннолетним членам семьи, а несовершеннолетние члены семьи прикрепляются к удостоверению заявителя.
Кульсин ЫСКАКОВА, 

начальник отдела Государственной инспекции труда

 и управления миграции города Алматы

 

Перевод Кайрата МАТРЕКОВА