Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

до путинаПроблемы в рамках Евразийской интеграции, Единого экономического пространства, Таможенного союза страны были обсуждены на высшем уровне (с участием главы государств, членов Правительства, депутатов Парламента) по инициативе и совместно с представителями гражданских общественных институтов. Как известно, в 2013 году возникающие проблемы достигли своего апогея. А в конце прошлого года на двух встречах интеграционной «тройки» (Минск, 24 октября; Москва, 24 декабря) с участием глав государств, эти проблемы были обсуждены всесторонне.  На этих встречах Президенты говорили не только о позитивных результатах интеграции, но и обсудили негативные проблемы, возникающие при реализации интеграционных проектов.

Хотя высказывавшиеся Казахстаном и Беларусью критические мнения не были восприняты, как «план выхода»  стран из проекта ТС, но все-таки в рамках подготовки нормативно-прававой базы будущего Евразийского экономического союза была отмечена необходимость активной и систематической защиты каждым государством своих интересов.

В связи с этим, различные аналитические центры Казахстана провели исследования, касательно евразийской интеграции в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства. Было опубликовано множество мнений и статей экспертов по теме интеграции. В результате обсуждения были определены 24 вопроса, приводящие интеграцию в тупик.

Вот пятерка актуальных проблем:

● Односторонние действия России по защите своего внутреннего рынка и ограничение в своей стране деятельности субъектов предпринимательства других участников проекта;

● Бессилие правительства Казахстана в защите национальных экономических интересов в рамках проекта;

● Политизация оценки процесса евразийской интеграции государствами-участниками;

● Предмет интеграционных процессов, разность мнений государств,  взглядов участников на задачи и перспективы интеграции;

● Отсутствие консолидированного понимания конкретных конечных целей и результатов Евразийской интеграции.

Первая проблема: Соглашение о создании  Единой таможенной границы и Таможенного союза (6.10.2007 г.) и  Декларация о Евразийской  экономической интеграции (18.11.2011 г.) противоречат намеченному товарообороту, принципам свободы деятельности, финансов и трудовых ресурсов.

По сведениям союза «Атамекен», в конце 2012 года между странами в рамках Таможенного союза выявлено 58 тарифных и нетарифных преград. В том числе, установление российской стороной таможенных пошлин и налогов на переработку отходов, разность требований при регистрации товарных знаков, бумаготворчество при получении документов и другие.

В результате препятствий, учиненных российской стороной, наблюдается снижение экспорта несырьевой продукции Казахстана из года в год.

Вместе с преградами в экономической области растет недоверие и непонимание между государствами и на политическом пространстве. Об этом свидетельствует заявление президента Республики Беларусь Александра Лукашенко о том, что Россия не выполняет общие требования, и не пускает белорусские товары  на российский и казахстанский рынок.

Из-за отсутствия соответствующей поддержки со стороны государства в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства казахстанский бизнес, можно сказать,  уже почти «дышит на ладан». А ведь с самого начала отечественные предприниматели и эксперты открыто говорили о возможности возникновения этих проблем. Потом члены правительства признали слабость казахстанской группы, уполномоченной вести переговоры. Подобные факторы повлияли на то, что в процессе подготовки к формированию Евразийского экономического союза, позиция казахстанской стороны обрела неопределенный, расплывчатый характер.

В евразийском интеграционном процессе имеет место политизация процесса «тройкой» его участников. В Беларуси этот процесс дошел до официального уровня. Что касается Казахстана, то различные объединения предпринимателей и национальных патриоты неустанно говорят о необходимости отказа от такого проекта. Также свои мнения о ненужности учреждения Евразийского парламента и ухудшении положения предпринимателей высказали некоторые депутаты Парламента РК. Позже до Лидера нации были доведены критические замечания касательно проекта. То есть и Казахстан, в свою очередь, на официальном уровне выразил свое недовольство рядом негативных явлений, возникших в процессе интеграции.

А в России эту проблему напрямую связывают с миграционными процессами в Центрально-Азиатских странах. Если поначалу трудовая миграция имела место в Узбекистане, Таджикистане и Кыргызстане, то сейчас к ней присоединились и казахстанцы. Согласно сведениям федеральной службы миграции Российской Федерации, в августе 2013 года  в России трудились более 600 тысяч граждан Казахстана. Кроме того, безусловно, на этот процесс негативно повлияла акция известного российского оппозиционера Алексея Навального, организовавшего сбор подписей в пользу ввода квоты для государств Центральной Азии (Казахстан в том числе).

Последние две проблемы Центрально-Азиатской «пятерки» стран также нашли свое отражение в многочисленных  выступлениях руководителей государств-участников евразийской интеграции, что выявило противоречия и трения между ними.

В процессе евразийской интеграции достаточно проблем, по которым не найдены приемлемые для всех сторон решения. Это – отсутствие единой системы технического регулирования, наличие в странах-участницах отрицательных оценок против интеграции и России, низкий уровень таможенного контроля, отсутствие механизмов соблюдения и защиты прав потребителей, отсутствие в процессе социально-гуманитарного направления (образование, здравоохранение, экология, наука, культура)  и др.

Ответственность за слабую защиту национальных экономических интересов Казахстана в евразийском экономическом интеграционном процессе лежит на государственных органах. Известно, что только твердая, принципиальная и глубоко продуманная позиция уполномоченных представителей правительства в ходе реализации проекта может стать залогом успеха.

Более того, отсутствие должной работы по обеспечению открытости деятельности Евразийской экономической комиссии и принимаемых ею решений создают большую преграду во всех направлениях работы. В составе этого органа работают три представителя нашей страны:

1. Тимур Сулейменов, член Коллегии по вопросам экономики и финансовой политики (министр). Курирует развитие предпринимательства, услуги и регулирование инвестиций, рынок алкогольных напитков, налоговую политику, учет и распределение таможенных пошлин и др.;

2. Нурлан Алдабергенов, член Коллегии по вопросам конкуренции и антимонопольного регулирования (министр). Курирует установление конкуренции, проведение антимонопольной работы, осуществление надзора за единым соблюдением правил конкуренции и др.;

3. Даниал Ахметов, член Коллегии по вопросам энергетики и инфраструктуры (министр). Курирует автотранспорт, железнодорожный и воздушный транспорт, энергетику, осуществление контроля за реализацией переговоров в сфере нефти и нефтепродуктов и др.

Все противоречия в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства,  низкий уровень влияния и слабость авторитета нашей страны в проекте напрямую связаны с бездействием этих чиновников. Наверное, не будет лишним, если мы адресуем критические замечания Елбасы именно этим господам.

Необходимо отметить, что проблема защиты прав потребителей в этом процессе вообще замалчивается. Потому что в структуре Евразийской экономической комиссии нет органа, защищающего права потребителей. Если Национальная палата предпринимателей, призванная защищать интересы казахстанских предпринимателей, бездействует, то механизмы защиты прав потребителей вообще не предусмотрены. И это касается не только граждан, проживающих в странах-участницах ТС и ЕЭП. Даже казахстанцы, обучающиеся в Российской Федерации и занятые на рынке труда в РФ, при обращении за медицинской помощью могут встретиться с различными неожиданными преградами.

Итак, если мы начнем тщательно разбираться, то выявим немало разных преград для интегрирования. Поэтому эксперты внесли следующие предложения: на основе нормативно-правовой базы евразийской интеграции усилить социальный пакет; ввести члена Коллегии (министр) по вопросам социально-гуманитарного партнерства, который будет курировать образование, здравоохранение, социальную защиту, науку, культуру; создать в названной Коллегии департамент по защите прав потребителей; обеспечить открытость работы Коллегии; усилить ответственность государственных органов и должностных лиц за реализацию проекта.

Этот проект актуален для всех его участников. Но решение проблем экономической интеграции членами Коллегии Высшего Совета Евразийского союза для Казахстана напоминает действия хамелеона, постоянного меняющего цвет в зависимости от обстоятельств внешней среды. Так что, как бы не случилось так, что попросив рога, мы не лишимся ушей. Для нас, сыновей Алаша, свобода и независимость – священные понятия, которые надо защищать и охранять. А экономические проблемы можно решить в ходе межгосударственных переговоров.

Даурен САКЕНУЛЫ, социолог                                                                                                    Перевод Кайрата МАТРЕКОВА

Рубрика: