Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

еапОстаются считанные дни до того момента, как главами Казахстана, России и Беларуси будет подписан договор о создании на базе Таможенного союза (ТС) нового интеграционного объединения – Евразийского экономического союза (ЕАЭС), основное предназначение которого связано с расширением и углублением торгово-экономических отношений среди трех стран. Конечно, ЕАЭС не является уникальной интеграционной площадкой. И это понятно, ведь сегодня в мире по разным подсчетам действуют порядка 300 межгосударственных объединений, многие из которых существуют не первый десяток лет. Вместе с тем эффективно действующий на постсоветском пространстве Таможенный союз показал, насколько выгодной является кооперация стран, в основе которой лежат прагматичные интересы в торгово-экономической сфере.

Отметим, что наряду с успешными интеграционными объединениями есть и обратные примеры. При этом основной причиной неудач большинства интеграционных опытов является нехватка важнейших предпосылок успешной интеграции. Во-первых, это приближенность уровней социально-экономического развития стран-членов союза. Во-вторых, высокая степень индустриализации участников интеграционного объединения, в том числе экономическая взаимозависимость и взаимодополняемость стран-участниц объединения. Не последнее место играет и схожесть устройства и функционирования политических систем, а также общность культурологических истоков, географическая близость.

Однако, все это уже есть в активе Таможенного союза. Но самыми главными факторами успеха является политическая воля руководства Казахстана, России и Белоруссии, направленная на объединение усилий для достижения единой цели. Кроме этого, успех интеграционного объединения также зависит и от четкого соблюдения достигнутых договоренностей и подписанных соглашений.

Благодаря этому Таможенный союз смог за относительно короткий промежуток времени пройти путь от зоны свободной торговли к Евразийскому экономическому союзу. И это понятно, ведь так популярная сегодня международная экономическая интеграция представляет собой наивысшую ступень развития межгосударственных связей, в приоритете которых стоит формирование общего рыночного пространства в рамках стран-участниц со свободным перемещением товаров, услуг, капиталов и лиц. А для этого необходимо присутствие двух факторов: эффективно действующего правового поля и тесной координацией внутри- и внешнеэкономической политики, что и так уже присутствует в ежедневной деятельности стран-членов Таможенного союза.

И сегодня внутренний товарооборот стран ТС в настоящее время только набирает обороты. При этом в последнее время большую часть товарооборота составляет готовая продукция, а не сырьё. Участие Казахстана в ТС позволило расширить границы рынка сбыта для отечественных производителей. Так, если в 2011 году экспорт казахстанских товаров в Россию вырос на 60 процентов, в Беларусь – в 2,3 раза. Отменены ограничения на перемещение внутри единой таможенной территории иностранной валюты. И это не предел, ведь объем общего рынка стран Таможенного союза составляет 2 трлн. долларов. «Объем общего рынка стран Таможенного союза составляет 2 трлн. долларов, человеческих ресурсов – 168 млн. человек, территория – 20 млн. кв. м., общий производственный потенциал – 600 млрд. долларов», – отметил вице-министр Министерства регионального развития Каирбек Ускенбаев.

Действующий рынок создает большие возможности для отечественных производителей. При этом страны-участницы ТС работают над решением вопросов налогообложения. Так, в странах интеграционного объединения ожидается снижение стоимости ряда товаров из-за легализации «параллельного импорта» на территории ТС на 60-80 процентов. Как отметил член коллегии (министр) по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Нурлан Алдабергенов: «В результате отмены запрета на «параллельный импорт» можно снизить цены автозапчастей на 60-80 процентов, спортивных товаров – на 30-45 процентов, парфюмерной продукции – на 20-60 процентов, фотоаппаратов – до 20 процентов, велосипедов – до 40 процентов, автокресел – до 50 процентов».

Как видим, в рамках ТС, а скоро и ЕАЭС создаются все условия для отечественных предпринимателей, чья продукция по своим параметрам является конкурентоспособной и востребованной как в Беларуси, так и в России.

 

Андрей КОРОЛЕВ, Алматы

 

 

 

 

 

 

 

Рубрика: