АЛТЫНОРДА
Блог Серика Малеева

[:ru]Серик Малеев. Три мушкетера и казахский уят (стыд).[:]

[:ru]

Многие из нас в детстве зачитывались романом Александра Дюма «Три мушкетера». И я в том числе. В своих детских мечтах я представлял себя одним из героев этой книги. Моими врагами были кардинал Ришелье и миледи, а сам я себя воображал Дартаньяном, ловко орудующим шпагой, разя врагов налево и направо.
Причем, я понимал, что на роль Атоса я явно не вытягиваю. Уж слишком тот благородный. Толстяком Портосом мне тоже не хотелось быть. А Арамис мне не очень нравился. Но я бы не возражал, если бы такие отважные ребята были моими друзьями, прикрывающими шпагами мою спину.
И лишь теперь, спустя годы, я понимаю, что с точки зрения казахского уятмена (уятмены — группа казахских граждан, «добровольно» присвоивших себе право следить за нравственностью нации — от автора), роман Дюма «Три мушкетера» — это не совсем правильная книга.
Ведь что делает французская королева Анна? Она ставит рога своему мужу, королю Франции Людовику XIV. Этому милейшему человеку, отцу французской нации. Да еще с кем? С врагом французской короны герцегом Беккингемом!!!
А что делает Дартаньян и его друзья — мушкетеры? Да!Да! Они, в этом крамольном, с точки зрения казахского уятмена, романе, помогают королеве и дальше дурить короля. Ну куда такое годиться?
Поэтому, по идее, наши симпатии должны быть на стороне кардинала Ришелье, и его подручной миледи, пытающимися показать королю неприглядное лицо его благоверной, крутящей шашни за спиной Людовика.
Но этого не происходит. И здесь мы понимаем, в чем дело.
Да, все это конечно так. Но дело-то в том, что для французских дворян, к которым мы безусловно относим и Дартаньяна, честь дамы была не пустым звуком. И ее следовало всячески оберегать. Такой вот тонкий французский нюанс.
Тем более, что и сама французская королева Анна, как и ее друг, герцег Беккингем, к тому времени, когда Дартаньян и его друзья — мушкетеры пускаются в опасные приключения, уже решили прервать свои отношения. Поэтому Дартаньяна, как носителя взглядов, отличных от взглядов консервативных казахских уятменов, можно понять.
А заодно можно понять и современную казахскую молодежь, начитанную, эрудированную, обогащенную мировым опытом и знаниями, выступающую зачастую категорически против наших чрезмерных блюстителей казахской нравственности. Тех самых господ уятменов, что готовы загнать все многогранные отношения, возникающие между мужчиной и женшиной, в прокрустово ложе своих средневековых представлений о том, что правильно, и что нет.
Новости Казахстана. Алтынорда

[:]