АЛТЫНОРДА
Блог Серика Малеева

Серик МАЛЕЕВ. Страна Великой степи… История крушения старой советской Империи и появлении на карте мира нового государства — Республики Казахов…

скачанные файлы (1)Глава 27.  Правильный уйгур.

 

После чиликских событий и обвинения уйгур в сепаратизме, сама уйгурская тема из нашей печати испарилась. И получился немыслимый парадокс, уйгуры в Казахстане есть, а упоминания о них нет. Как будто их и вовсе не существует.

Разве что остался навязанный обществу неверный стереотип об уйгурах, как потенциальных сепаратистах. Что вовсе не соответствует действительности.

Мне часто приходилось общаться с уйгурами, и я скажу так, что более разобщенного этноса, чем уйгуры Казахстана я еще не встречал.

Между собой уйгуры делятся на китайских и советских, на бедных и богатых, на аульских и городских, на крестьян и торгашей, на, на, на….

Словом, сам черт ногу сломит, если попытается разобраться во всех этих хитросплетениях общественной уйгурской мысли, главной особенностью которой является полный разброд и анархия в умонастроениях самих уйгурских аксакалов. Причем обратная связь здесь явно прослеживается. Чем менее образован отдельный индивид, тем он более радикален в своих взглядах. Как это в «Собачьем сердце» у Булгакова: — А че тут думать? Взять все и поделить.

Есть среди уйгур Казахстана свои необольшевики, есть либералы – рыночники, есть обособленцы, ратующие за сохранение своей, исключительно уйгурской идентичности, но есть и те, кто стоит к нам, казахам, ближе. Кто выступает за укрепление казахстанской государственности. И это наши самые прямые друзья и союзники, на которых и надо нам, казахам, опираться в деле укрепления суверенитета нашей страны.

Об одном таком нашем земляке я и хочу рассказать. С Аликом Сасыковым мы дружим с детства. Отец его был правильным мужиком. Водитель автокрана, он был из так называемых советских уйгур. Дядь Саша, так звали отца Алика, скажем прямо, не очень хорошо относился к китайским уйгурам, переехавшим в нашу страну в шестидесятых, за их неуемную тягу к торговле. Их он называл спекулянтами, полагая, что только честный труд достоин уважения.

Помню, как однажды, увидев, что мы с Аликом пьем «Талас», а в ту пору нам уже было по двадцать пять лет, дядь Саша чуть было не заматерился. – Что, на водку денег не хватает? Мало зарабатываете? Босота! Ну тогда идите на базар, семечками торговать, — послал он нас по самому презренному в его представлении адресу.

Повторяю, дядь Саша был трудяга и мужик авторитетный. В подтверждение его высокого социального статуса замечу, что в те годы, а это были восьмидесятые, на нашей улице было всего лишь два автовладельца, и одним из них был дядь Саша. Как говориться, нам такими уже не стать.

Мы — другие. И сегодня мы с Аликом уже сами в возрасте дяди Саши. Многое поменялось в этой жизни и в наших представлениях о ней. Общество сегодня живет по другим законам и правилам, но некоторые нравственные императивы все равно сохраняются. В том числе, остается нерушимой и наша давняя дружба.

И вот что думает Алик. – Государство, — говорит он, — все равно, что семья. И если в этой семье муж пьет, а жена гуляет, то что ждать от их детей? И наоборот, — развивает свою мысль мой товарищ, — если мы дружные, если мы все идем к единой цели, то и успех у нас будет. И он тоже будет общим.

— Вот смотри, — приводит он мне пример: — моей жене, Данке, пересадили печень. Причем пересадили бесплатно. А это ведь очень дорогая операция. Живи мы в другой стране, нам бы денег на нее не хватило. Но наше государство пошло нам навстречу. Причем, моей жене ведь никто не сказал, вот ты уйгурка, подожди, печень пересаживаем только казахам. Нет, такого не было. А значит, мы должны понимать, что это государство ко всем нам относиться в равной степени, как к своим детям. Оно не делит нас на родных и не родных. Но выходит и мы должны относиться с той же степенью ответственности к своему государству, — полагает Алик.

Ну а поскольку, делает он свое умозаключение, идеальных семей не существует, то не существует и идеальных государств. В каждой семье бывают и ссоры и скандалы. Поэтому мы не должны зацикливаться на тех же чиликских событиях, или событиях в Жанаозене. А должны идти дальше. В жизни всякое бывает, всякое происходит. Просто из случившегося надо извлекать правильные выводы, чтобы не допускать повторения подобного впредь.

Важно осознать, что все мы, и казахи, и уйгуры, и русские, проживающие в Казахстане – одна семья. А значит, и заботы у нас должны быть общими, — заканчивает мой друг свою мысль.