АЛТЫНОРДА
Новости

Сага о монгольских казахах

Казахи отличаются от монголов предприимчивостью и активностью

В отеле в Улан-Баторе мы вспомнили,  как будет «утюг» по-польски, по-немецки и даже по-испански, но никаких ассоциаций у горничной это не вызвало. На помощь явились еще десять совсем молоденьких горничных-монголок.
Но и они не могли понять, чего мы хотим. На счастье мимо шла женщина-монголка лет сорока, которая работала в этой гостинице. «Вам нужен утюг?» – переспросила она, видя, как трудно дается понимание русского молодым монголкам.  «А вы знаете русский?» – вопросом на вопрос ответили мы. «Конечно. Я ведь монголка казахского происхождения».  Пока гладили, женщина рассказала о том, что дома у нее богатая библиотека, что она очень любит Абая и Олжаса Сулейменова. И что старшее поколение в ее семье  смотрит многие каналы  казахстанского телевидения. А младшее поколение все больше смотрит в сторону  Астаны и Алматы. Самая заветная мечта – уехать учиться в Казахстан…
В Монголии мы провели месяц – с августа по сентябрь. Самый популярный маршрут, предлагаемый туроператорами любителям путешествий, –  «Восхождение в Монгольском Алтае». Под руководством опытных гидов можно совершить восхождение на несколько четырехтысячников, включая высшую точку Монголии – вершину Кийтын-Уул (Найрамдал, 4374 м). Маршруты технически не сложные и подходят даже для неподготовленных.  Путешествие начинается с Улан-Батора. Центр столицы сияет рекламой, много надписей на китайском, японском и английском. Монголы ездят на иномарках, «советские» машины встретишь редко. Зато памятники Ленину в Улан-Баторе стоят в целости и сохранности, и все на своих местах. Только памятник Сталину, который был установлен раньше напротив Центральной библиотеки, был демонтирован, и сейчас на этом постаменте стоит памятник великому монгольскому ученому Бямбыну Ренчину. А памятник Сталину купил какой-то монгольский предприниматель, установил его в летнем кафе и завлекает Сталиным иностранцев. Заблудиться в Улан-Баторе  невозможно. Весь центр сконцентрирован и по большому счету имеет всего две основные улицы: пр. Мира (Энкхтайван) и  ул. Сеул. Первым делом необходимо обязательно сходить на площадь Сухэ-Батора, которая находится прямо напротив Хурала (Совета). Это центр столицы и самое сердце Монголии. Возле Хурала восседает Чингисхан и пристально смотрит за всем, что творится на площади. А чтобы осмотреть весь Улан-Батор, достаточно съездить на Зайсан (это памятник воинам Великой Отечественной войны). Отсюда вам откроется вся столица степи. Кстати, у подножия Зайсана созерцает город не менее эффектная статуя Будды. Позолота и типичная для данной религии массивность вызывают глубокое уважение. Обходить Будду надо по часовой стрелке и не менее трех раз в знак уважения. Что нужно обязательно посетить, так это представление конницы Чингисхана. Сидишь и чувствуешь себя на съемках какого-то исторического фильма. Перед тобой – плотные отряды монгольской конницы, показывающей тебе не только сражения, но и солдатский быт ровно полтора часа. Скачать бесплатные читы для cs 1.6 без вирусов и не только. Скачать их можно с нашего кс портала.
Шоу проходит  минутах в 50 от центра Улан-Батора вблизи поселения Зуунмод и проводится с июня по август,  практически через день с 2006 года, то есть со дня 800-летия основания Чингисханом Монгольской империи. Иностранцам так понравилось это шоу, что правительство приняло решение  проводить его каждый год. Представление проводится одним из военных гарнизонов Улан-Батора. В армии Монголии служат преимущественно сельские  парни, которые с раннего детства владеют искусством верховой езды. Поэтому удивляться красоте и непринужденности поведения лошадей на шоу не стоит. Это настоящие монголы, которые  уже давно ведут оседлый образ жизни, проживая в городах, пользуясь мобильными телефонами и работая в крупных корпорациях. Улан-Батор вообще мало чем отличается от казахстанских городов (за исключением юрточных пригородов). Чем еще удивляет Улан-Батор, так это «живыми» таксофонами! В столице Монголии невозможно найти простой таксофон на улице. Их просто нет. В Улан-Баторе  люди за невысокую плату предоставляют услуги телефонной связи со своих домашних радиотелефонов. Сидят на улицах и продают звонки. А продавцы – в основном казахи. Казахи – вторая по численности этническая группа в этой стране. И, кстати, они намного предприимчивее,  чем представители коренной национальности. Однако стоит буквально отъехать от столицы на 20 километров, как предстанет другая Монголия – та Монголия, о поездке по которой мечтают люди во всем мире. Нетронутая, дикая природа. Ведь минус сорок и плюс сорок – это всего лишь каприз природы, закаляющий характер подобно стали. Конь – это то, что видит каждый младенец после своей мамы. А свобода – как дар, которого хватит всем! Вы когда-нибудь видели народ, которому нужен ветер? Народ, которому всегда хватает места на его земле? Народ, который не грезит о дворцах, а готов по несколько раз в год менять свой дом? Это монголы. Следующий пункт путешествия – Улгия, казахская столица Монголии. Многие наши соплеменники  здесь говорят по-русски и практически все – понимают, в гостинице есть казахские, турецкие и российские каналы, казахи создают туристическую инфраструктуру и, повторюсь, вообще намного активнее монголов. Если в степи у юрты  можно увидеть спутниковую антенну и солнечные батареи, то здесь живут казахи, и, как правило, это зажиточный скотовод, из кармана которого нередко выглядывает антенна спутникового телефона. Нам также стоит перенять у наших соплеменников опыт управления экотуризмом. Я совсем не шучу. Так, например,  в Улгие есть несколько контор, возящих туристов по окрестностям, во главе которых стоят казахи. Сюда вообще большими группами прилетают европейцы из Улан-Батора, чтобы полазить по самым высоким в стране горам. Проехав совсем немного, мы расположились  у деревни Аксай, известной своим «народным промыслом» – охотой с хищными птицами. Через некоторое время  подъехал к нашему лагерю старый казах  на коне. Сидит невозмутимо, как сфинкс, наблюдает за нашими перемещениями. На приглашение к столу не реагирует. Через некоторое время встретился со мной взглядом и спросил, казашка ли я и откуда родом. После моих подробных ответов он спустился с коня и сказал: «Пойду барана резать! Гости приехали к нам в аул!»
Вечером Айбек-ата устроил нам праздник желудка. Мы, измученные пресной вареной монгольской бараниной, жаждали хорошего сочного куска мяса по-казахски. Угостил Айбек-ата и кумысом. А на вопрос, что ему для счастья надо, он сказал: «Мясо, молоко, мука, соль, сахар, чай. Больше ни-че-го. И для счастья минимум: чтобы семья была здорова, чтобы скот приумножался, чтобы род победил на ежегодных скачках!».  Об одном жалеет – ему 75 лет, а был бы помоложе, переехал бы в Казахстан, увидел родину. Он грудным ребенком был, когда его род бежал от большевиков, родины своей он почти не знает. Все. Айбек-ата садится на камень и играет на домбре. Утром мы покинули гостеприимного старого казаха и поехали дальше в горы, в ущелье Цаган-Гол. Поскольку высота была уже около 3000 м, стремительно холодало. Нашим проводником был Алексей, внук Айбек-аты. Его так назвали в честь русского крестьянина, который много-много лет назад в Алтайском крае спас от расправы коммунистов семью Айбек-аты. А потом помог перебраться  в Монголию.
В гостевые юрты, где мы остановились, тут же принесли казахское угощение: баурсаки, соленое масло, сушеный творог и сыр. Попив чайку, мы пошли гулять по туманному каньону Цаган-Гол. У речки из-за известняка волшебный цвет воды – молочно-голубой, поэтому она и называется Белой. На обратном пути нас настигла настоящая снежная буря, с крупным зимним снегом. Было 1 сентября, на Монгольский Алтай пришла зима. Примерно в таком же режиме мы провели еще два дня – гуляли по горам и ели мясо по-казахски. Алексей не разрешал нам есть тушенку. Он возмущался нашей городской едой. Потом он нас пригласил на Наадам – это самый большой праздник для монголов, включающий в себя соревнования по трем традиционным видам спорта: борьба, стрельба из лука и скачки. Проводится по всей стране, в Улгие обычно ближе к сентябрю. И еще во время  прогулок по Улгие к нам подходили совершенно незнакомые люди и говорили: «Привет!». Здесь население очень уважительно относится к казахстанцам. Например, в общественном транспорте  можно ездить и бесплатно – водитель, зная что мы  из Казахстана, никогда  не обидит. Хотя учитывая здешние цены, проще все-таки купить билет…

Мира МУСТАФИНА