Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

ВалиханВажнейшие концепты регионального развития, основанные на новом видении территориально-производственного и административно-территориального деления и регионирования человеческого капитала и лежащие на пути претворения северо-западного геополитического вектора, разработку которых мы могли бы осуществить в ближайшем будущем, следующие:

1. Концепция развития юго-восточного территориально-административного округа, объединяющего области юго-восточного территориально-производственного региона с центром в г.Алматы (Алматинская, Джамбульская, Чимкентская), берущего начало с геостратегического центра государства – Алматы, должна включать условия, возможности и перспективы трансформации данного региона в потокообразующую генерирующую

множественности структуру развития национального человеческого капитала. Ее продуктами могут быть множащиеся поселенческие, трудовые, миграционные, интеллектуальные, финансовые, экономические, социальные, политические и иные ресурсы, импортируемые по северо-западному вектору в иные регионы государства и за его пределы, питающие и развивающие их. Алматинская область должна стать центром административного округа всего юго-восточного ТПК, включающего Алматинскую, Джамбульскую и Чимкентскую области. Гранича на северо-западе с центральным территориально-административным округом с центром в Астане, включающим Акмолинскую, Кызылординскую и Карагандинскую области, Алматинский территориально-административный округ с политической точки зрения выполнял бы роль колыбели национальной независимости и суверенного развития Республики Казахстан.

2. Концепция развития центрального  территориально-административного округа, объединяющего области центрального Казахстана, с центром в г. Караганда (Карагандинская, Акмолинская, Кызыл-Ордынская), должна включать условия, возможности и перспективы восприятия, оценки, адаптации и ретрансляции национальных интересов и возможностей из потоков ресурсов, генерируемых на юго-востоке и других территориально-административных округах, на всю страну и претворения кардинальных стратегических проектов, имеющих для государства первостепенное значение в области безопасности и сотрудничества на территории центрального территориально-производственного комплекса (региона) и шире в государственном и межгосударственном формате. Реализация данной концепции позволит сформулировать и создать систему национальных социальных стандартов, инвариантных социальным стандартам развитых стран мира, поскольку структурирование новых подходов, параметров развития, целей и идеалов выпадает на долю именно этого столичного региона. Регионообразующими геостратегическими инновационно-индустриальными мультикорпоративными агломерациями могли бы стать наряду с Астаной, Караганда и, к примеру, Байконур, если ему будет отведена роль центра ракетно-космического, научно-образовательного, медико-биологического и экологического кластера, инновационного центра данного региона.

Возможности такой новой геостратегической инновационно-индустриальной мультикорпоративной агломерации как Байконур выходят далеко за рамки его сугубо региональной специализации, поскольку дадут в будущем мультипликативный национальный и государственный эффект.

Здравоохранение – это кластер эколого-санитарных, медико-биологических учреждений инновационного характера, занимающихся как проблемами региона, так и перспективными научными исследованиями, необходимыми для реализации самых передовых оборонных, производственных и социальных проектов.

      Образование – кластер научно-технических и научно-технологических лицеев, школ и колледжей, готовящих специалистов в наукоемких технико-ориентированных отраслях экономики Казахстана, промышленности 4, 5 и 6 технологического уклада (машиностроение, автомобилестроение, судо- и самолетостроение, ракетостроение, химические технологии, физика высоких энергий и конструкционных материалов, математика, IT, нано-, био- технологии и т.д.).

Наука – «Байконур университет» – университет технико-технологического профиля со статусом как «Назарбаев университет». Сотрудничество двух статусных университетов в будущем могло бы вылиться в создание казахской «лиги плюща». «Байконур университет» можно было бы по профилю породнить с Массачусетским университетом (США). В составе университета необходимо предусмотреть деятельность Института экологии, Института природы и климата и т.д.

Производство. Наши отношения с Россией, Украиной и другими странами могли бы напоминать отношения США и Канады, даже, если хотите, Германии и Франции, которые создали и успешно поддерживают корпорацию EADS, производящую AIRBUS и другую авиакосмическую технику.

Кстати, такой международный концерн мог бы быть создан и на Байконуре, который в виду его наукоемкой специфики мог бы стать для нашей страны нечто вроде «силиконовой долины» США. Президент Казахстана говорил о создании инновационных кластеров на базе триединой спирали развития бизнеса, университетов и государства, так вот, Байконур мог бы стать именно таким нашим инновационным кластером, реализующим национальные преимущества в век превращения Казахстана в развитое государство. Здесь, как сказано выше, необходимо открыть технологический университет типа Массачусетского, где ученые со всего мира могли бы работать по космическим разработкам и тематикам, а также производить соответствующую технику.

       Оборона. С одной стороны, создание альтернативной системы ПВО сделает воздушную оборону Казахстана универсальной. Для этого необходимо, наряду с создаваемой совместно с Россией общей системой ПВО, создавать, например, СП с Bae Systems и франко-немецким аэрокосмическим концерном European Aeronautics Defence and Space Co (EADS) целью разработки своих новейших военных и космических технологий, чтобы в последующем перейти к собственной системе ПВО. Кстати, в свое время К.Токаев, будучи на посту министра иностранных дел Республики Казахстан, уже прорабатывал вопрос создания с Bae Systems собственной, национальной системы ПВО, независимой от других стран. Заключи Казахстан тогда соглашение с Bae Systems, возможно, мы имели бы альтернативную ПВО и, соответственно, альтернативное видение развития ракетно-космической промышленности, включая собственный национальный носитель и универсальную авиа-космическую инфраструктуру. Это позволило бы также решать текущие проблемы Байконура и в будущем минимизировать политическую и геополитическую зависимость Казахстана от России в соответствии с новым Договором между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о добрососедстве и союзничестве в XXI веке[1]. С другой стороны, такой поворот к поиску эффективных форм взаимодействия с развитыми странами позволил бы организовать сотрудничество в области космических разработок и исследований с признанным лидером военно-космических технологий – США.

       Экономика. Создание собственной атомной промышленности на основе сотрудничества с американскими и японскими производителями оборудования атомных электростанций. Атомные технологии полного цикла вкупе с созданием собственного ракетоносителя существенно усилили бы геополитическую и геоэкономическую мощь страны, ее подлинную экономическую самостоятельность и независимость. Развитие инфраструктурных проектов железнодорожного, автомобильного и авиатранспорта, инфраструктуры кластеров образования, здравоохранения и науки, производственной инфраструктуры и инфраструктуры оборонной промышленности, а также социальной инфраструктуры по приоритетам осуществления позволит превратить данный регион центрального Казахстана в сердце экономической, военной и политической независимости Казахстана.

3. Наконец, концепция развития западно-казахстанского территориально-административного округа, объединяющего области западно-казахстанского территориально-производственного региона, с центром либо в Атырау, либо в Актау (Мангыстауская, Атырауская, Западно-Казахстанская, Актюбинская), должна включать условия, возможности и перспективы реализации разрастания торгово-экономического взаимодействия Казахстана в западном и южном направлении посредством кардинального увеличения транспортно-логистического потенциала и перехода на стандарты транспортно-логистической сферы Европейского Союза и других развитых стран мира (транспортно-логистическая инфраструктура и скоростные железнодорожные, морские и автомобильные перевозки, авиасообщение). Помимо этого, представляя собой некую альтернативу интеграционному вектору сотрудничества с Россией и Беларусью, Мангыстауский регион с его растущими агломерационными возможностями в будущем может сыграть роль общетюркского моста, коридора коммуникации, став узловым местом реализации проектов Тюркской интеграции. Кстати, одним из двух мегаполисов, о необходимости строительства которых говорил Глава государства, мог бы стать город Актау. Преимущества превращения Актау в третью, «западную столицу» могли бы существенно обогатить регион и государство в целом возможностями его международного позиционирования как города – воротами в современный культурно-исторический мир номадической цивилизации и в пространство передовой «зеленой экономики».

Данные концепции развития регионов Казахстана являются приоритетными с точки зрения важнейшей проблемы государственного развития – проблемы безопасности и, соответственно, проблемы социально-экономического развития страны в целом. Помимо этого, социально-экономический эффект реализации данных концепций позволит осуществить гармоничный переход страны к новому постиндустриальному формату развития общества, сформировать условия для реализации неоспоримого суверенитета как в экономической, социальной, так и в политической, а также военной сферах. Специализация других регионов страны могла бы быть выявлена после разработки данных концепций в отдельных исследованиях, что позволило бы в целом сформировать концепцию регионального развития Республики Казахстан на период до 2050 года.

Итак, значение целостного (философского) подхода к проблемам регионирования (регионоведения) государства на новых культурно-цивилизационных и геополитических основаниях ни приуменьшить, ни преувеличить невозможно, поскольку только при таком подходе возможно увидеть реальные возможности усиления функциональной мощи государства через развитие специализации регионов, увеличения содержания человеческого потенциала нации в инфраструктурных проектах и социальных программах, а также, соответственно этому, существенно увеличить роль и значение государства в системе международных отношений, подняв планку приоритетов до уровня развитых стран и их организаций (ОЭСР, G-20 и т.д.).

 



[1] См.://www.regnum.ru/news/polit/1730836.html#ixzz2kVrQDoyt

[1] См.: Тулешов В.У.          Философия геополитики Казахстана в XXI веке: Тюркский проект. Часть 1. Географический аспект. –  Интернет-сайт «carnegieendowment.org», 26 августа 2013 года. http://carnegieendowment.org/2013/08/26/философия-геополитики-казахстана-в-XXI-веке-тюркский-проект/gkan . Тулешов В.У. Философия геополитики Казахстана в XXI веке: Тюркский проект. Часть 2. Логика возвращения в родные пенаты. –  Интернет-сайт «carnegieendowment.org», 4 сентября 2013 года. http://carnegieendowment.org/2013/09/04/Философия-геополитики-казахстана-в-XXI-веке-тюркский-проект.-часть-2.-логика-возвращения-в-родные-пенаты/gr .  Тулешов В.У. Философия геополитики Казахстана в XXI веке: Тюркский проект. Часть 3. Закат евразийства. – Интернет-сайт «carnegieendowment.org», 16 сентября 2013 года.  http://carnegieendowment.org/2013/09/16/философия-геополитики-казахстана-в-xxi-веке-тюркский-проект.-часть-3.-закат-евразийства/gna0 . Тулешов В.У.  Философия геополитики Казахстана в XXI веке: Тюркский проект. Часть 4. Исторический аспект. – Интернет-сайт «carnegieendowment.org», 9 октября 2013 года.   http://carnegieendowment.org/2013/10/09/философия-геополитики-казахстана-в-xxi-веке-тюркский-проект.-часть-4.-сторический-аспект/gpkg. Тулешов В.У.  Философия геополитики Казахстана в XXI веке: Тюркский проект. (Окончание). – Интернет-сайт «carnegieendowment.org», 21 октября 2013 года. http://carnegieendowment.org/2013/10/21/философия-геополитики-казахстана-в-xxi-веке-тюркский-проект.-окончание/gqtu.

Рубрика: