АЛТЫНОРДА
Новости

Основные методы деятельности деструктивных организаций и течений

скачанные файлыРелигия всегда занимала и занимает важное место в жизни человека и в истории мировых цивилизаций. Однако, развитие мировых и традиционных религий сопровождается появлением церкви, миссии, религиозных организации нетрадиционного толка.

Миссионеры и проповедники последних проводят активную агитационно-пропагандистскую работу по привлечению людей в религиозные организации деструктивного направления. Деструктивность – один из тех факторов, который дестабилизирует жизнь общества и подрывает устойчивость развития государства.

Во многих странах приняты законы запрещающие деятельность организаций, наносящих ущерб психическому и физическому здоровью граждан, разрушающих нравственные ценности.

В Казахстане нет ни одной религиозной организации, признанной на законном основании деструктивным культом. Однако некоторые религиозные объединения имеют отдельные признаки деструктивности, большинство из них используют такие методы влияния, как контроль над жизнью адептов, информационный контроль.

Деструктивные течения нетрадиционных религий представляют определенную опасность обществу, их деятельность приводит к негативным последствиям как в духовном, так и в физическом и материальном плане.

Для привлечения и удержания людей в организации культы, как правило, применяют методы психологического влияния: контроль над поведением, подчинение сознания, информационный контроль. Метод подчинения сознания, скрытое воздействие на психику бывает опаснее, чем явное физическое насилие, в это время происходит постепенное и незаметное разрушение личности, превращение ее в фанатика или зомби.

Культы часто навязывают своим членам жесткий режим жизни, позволяющий управлять их поведением. В этом и заключается метод контроля поведения. Когда участники не заняты изучением доктрины движения или культовыми ритуалами, перед ними обычно ставятся конкретные цели, ограничивающие их свободное время – что угодно, лишь бы они были постоянно заняты. В деструктивном культе всегда найдется ритуальная работа, которую необходимо делать.

Во многих культах существуют серьезные ограничения на разнообразие и объем питания, некоторые движения практикуют полный отказ от пищи и воды на сутки и более. Неадекватное питание маскируется как специальная диета для улучшения здоровья или достижения духовного совершенства.

Известно, что голод является одним из могущественных факторов, оказывающих свое действие на психику и все поведение человека. Вследствие чего наблюдается выработка покорности и зависимости у адепта.

Медленно и по ступенчато деструктивные культы стремится к тому, чтобы полностью изолировать человека от социума. Путем давления на личность вынуждают отказаться от всех контактов и отношений, которые могут помешать пребыванию в культе.

Таким образом, цель культов – сформировать зависимый тип личности, вследствие чего происходит замена наиболее близких человеку людей (лично значимых лиц) на новых «духовных сестер и братьев».

Вместе с методом контроля поведения тесно переплетается метод информационного контроля. Применяя данный метод, деструктивные культы ограничивают просмотр телевидения, чтение газет, радио, ведь человеческое сознание фактически не может нормально функционировать без определенно направленной информации. Подобный метод, исключает возможность критического мышления последователей культа, что не позволяет людям судить о собственной жизни или действиях группы.

Контролируя мышление, деструктивный культ не только управляет поведением человека, но и формирует его личные качества в соответствии с интересами группы, создает новую «культовую личность».

Нарушения мышления в культе поддерживаются рядом специальных техник (пение, гудение, произнесение молитв и мантр, монотонное скандирование). Непрерывная концентрация внимания и сознания на одном действии, снижает степень воздействия следов прошлой психической деятельности, способности памяти резко ограничиваются.

Подобные организации также используют культовый язык особенного словарного запаса (например, искусственные слова и фразы); введение иностранного языка в разговор и пение.

Это приводит к тому, что новообращенные чувствуют себя посвященными в исключительный язык, словарный запас и новое знание. Они начинают ощущать себя более удобно, общаясь с другими членами движения, и, в конце концов, как только этот язык становится частью их повседневной речи, у них могут появиться затруднения в общении с людьми вне движения, которые не всегда могут этого понять.

Нетрадиционные религиозные организации стараются как можно больше расположить человека, сделать его более восприимчивым к методам, которые действуют внутри организации. Порождают у верующих определенные чувства, поддерживают эмоциональную жизнь людей в определенном привычном направлении. Повиновение и хорошее исполнение вознаграждаются публичной похвалой, подарками или повышением в должности, в то время как неповиновение и плохое исполнение — выговором и наказанием. Человеку постоянно внушается, что он не живет в соответствии со своим потенциалом, не достаточно трудится для достижения поставленного культом идеала, что его семья является источником греха, что вся жизнь человека связана с грехом – все его привязанности, мысли, чувства, поступки греховны.

Деструктивные культы с помощью методов влияния стремятся заставить человека чувствовать себя так, что если и существуют какие-то проблемы, то в этом всегда повинен он сам, а не лидер или группа, чрезмерная эксплуатация чувства вины, внушение страхов, связанных с уходом из группы или с сомнениями в авторитете лидера.

Попасть в подобную организацию несложно, гораздо труднее выйти из нее. Личность человека подвергается полной смене системы взглядов и ценностей, жизнь подчинена правилам деструктивной организации. Лидеры культов стараются подчинить человека всеми методами, включая незаконные. Возможность выхода из деструктивного культа обычно гарантируется только на словах.

В заключении хочется отметить, во-первых, самая лучшая защита от культов – информированность и понимание того, что такое культ, какие у него скрытые цели и методы. Во-вторых, незнание и непонимание своей духовной традиции, религиозное невежество, по сути, лишают человека свободы выбора. Свободным может быть только осознанный выбор и этот выбор зависит только от нас.

Такими представляются основные методики воздействия на человека и вербовки его в деструктивные культы. Всем гражданам, особенно молодежи необходимо быть осторожными и замечать манипулирование. Некоторые думают, что если они бедны и у них нечего взять, то их и вербовать не будут. Это заблуждение, т.к. могут использовать энергию личности и энтузиазм. Поэтому нужно быть бдительными и всегда осознавать свои поступки.

Старший научный сотрудник

РГУ «Научно-исследовательского

и аналитического центра

по вопросам религии» МКС РК

Базарбаева Г.А.