АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]О деградации школы. И как нам бороться со сквернословием (матерщиной) в среде школьников и молодежи?[:]

[:ru]

Как человек, изучающий суфизм и духовные феномены, я вполне допускаю паранормальное явление, о котором было недавно помещено видео в интернете: что ночью в одной из школ в западном Казахстане при полном отсутствии  людей были слышны странные звуки…Полтергейст, короче. И важно понимать и оценивать подобное с точки зрения традиционного мировоззрения казахов (а не современной «науки», пусть даже с уст Нобелевских лауреатов) и мировых религий.

И вот ответ: подобная, вполне вероятная, чертовщина в школах (и не только в них, конечно) – неудивительны и закономерны, если принять во внимание нынешний уровень поведенческой культуры народа, «шайтанизацию» сознания молодежи, двойную мораль в психологии учителей, а также грязь и антисанитарию в общественных местах, в школьных туалетах и т.д. Согласно казахской традиции, именно в местах, где накапливаются моральные и физические нечистоты,  могут незримо обитать различные нежелательные нематериальные сущности.

Например, у нас в стране подростки и молодежь активно и беззастенчиво используют ненормативную лексику, проще сказать, любят материться. И это как в порядке вещей. Если в России проблема сквернословия как вредная привычка и зло признается,  дискутируется, ведется хоть какая-то борьба (не так давно высказывался, например, священник Дмитрий Смирнов), то у нас она замалчивается – видимо, чтобы не унизить необходимый благообразный имидж страны.

В стенах  учебных заведений, даже высших, в коридорах и во дворах часто можно расслышать в речи студентов и школьников нецензурные словечки на русском и казахском языках, от которых вянут уши. Если бы социологи, психологи, другие специалисты, а может и нур-отановские активисты серьезно и честно изучили уровень культуры поведения и ментальности нашей молодежи, то им пришлось бы признать, что мы – одна из самых матерящихся наций в  мире. Причины: советское наследие, эхо атеизации, распространения алкоголя, утраты мусульманского кода, коллективных  стрессов и неврозов нации…   

Разумеется, во время официальных мероприятий, на уроках перед учителями учащиеся не показываю, свое бескультурье и аморальность. И это тоже своего рода наше национальное своеобразие. На многочисленных культурно-массовых мероприятиях (от которых в школах и вузах в глазах рябит) все чинно, красиво, идеально-национально, звучат радостные звонкие голоса, стихи о любви к Родине и т.д. Но стоит этим же детям выйти на улицы, собраться в потайных дворах для своих «тусовок» – они словно оборотни могут «преображаться»: распускают языки и свои инстинкты, начинают жестокие разборки с употреблением мата, пьяные драки (о чем тоже немало информации в СМИ).

Мы видим, что школы перестали быть очагами подлинного просвещения, в них ослабла элементарная дисциплина, что связано во многом с негативными сторонами демократизации взаимоотношений учителя и учеников. Реальность такова, что сейчас учителя боятся учеников, ибо в любой момент родители и общество могут обвинить их в коррупции, в диктате, попрании прав обучающихся и пр. (тем более если это частные учебные заведения, то, конечно, «клиент всегда прав»).

А если смотреть, что называется, в исторический корень, то у нас в прошлом не была доведена до конца начатая еще тюркскими просветителями нач. ХХ века, нашими гениальными алаш-ордынцами настоящая школьная реформа («джадидизм» – букв.«обновление» с  арабского). И потому не была создана оптимальная национальная модель образования, где были бы соединены эффективное образование (білім) и действенное воспитание (тәрбие).  Мы потеряли в плане воспитания и этики даже достижения советской системы образования, хотя в национальных окраинах эта система работала, мягко говоря, избирательно (сельские, аульные школы во многом загнивали).

Таким образом, нынешнее воспитание в школах и вузах сводится к многочисленным шумным мероприятиям или скучным дежурным назиданиям. А если учесть, что сами учителя погрязли в сплетнях и дрязгах,  пьют водку – пусть и во внеурочное время (в них, как в капле воды отражается болезненное моральное состояние нашей нации), то их проповеди и назидания детям и молодежи будут недейственными. Ведь наши мудрые предки  говорили: «Лучше один (живой) пример, чем тысячи (пустых, мертвых) назиданий» («Мың үгіттен бір өнеге артық»). А значит, к сожаленью, зловредные «джинны и шайтаны» (по-другому: дух невежества, лицемерия, бесстыдства) будут еще долго «заселяться» и чувствовать себя вольготно в стенах наших учебных заведений и даже респектабельных офисов.

 

 

Назира Нуртазина

профессор КазНУ им. аль-Фараби

 

[:]