Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

гылымЕримбетова Кундузай Мырзашовна.

Ведущий научный сотрудник Института истории государства

кандидат исторических наук

На современном этапе не снижается актуальность рождения различных исследований в области общественных, этнодемографических явлений, механизмов регулирования современных тенденций миграции населения.

Трудно представить себе отношения людей в условиях невыполнения законов среды общественного существования. Когда в обществе нарушаются правила поведения людей и законы, то это, безусловно, способствует дестабилизации мирного сосуществования и ведет к общественному кризису. Общеизвестно, что всестороннее развитие общественной жизни, реализация передовых планов дают результаты только при использовании мирных и цивилизованных методов. В советский период в Казахстане вследствие насильственного изменения государственного устройства общество пришло к хаосу, кровавой гражданской войне, к разделению на белых и красных и т.д. Все это повлияло на возникновение общественного кризиса, привело к деградации общечеловеческих ценностей в целом. Октябрьский переворот, ставивший своей целью установление цивилизованного общества, в итоге привел к тоталитарному режиму. Именно поэтому просвещенная точка зрения политологов, занимающихся вопросами развития общественной жизни, имеет главную роль  в данном вопросе. Еще две с половиной тысячи лет назад древний мыслитель Сократ сказал: «Я никогда не противоречил законам, только стремился рассмотреть все с точки зрения закона». Именно поэтому он всегда призывал не противоречить закону, не строить против него баррикад, не выражать нетерпимости, не очернять кого-либо, не попирать законы, а совершенствовать и улучшать сознание человека, его гуманизм для совершенствования и развития общества.В этой связи приходят на ум и слова восточного поэта суфия седьмого века Амира Хосрова Дехлеви: «…в руках политологов должен быть не кинжал, разрушающий и уничтожающий, а слово и дело, способствующие обновлению и улучшению общественной жизни». В истории Казахстана при проведении переселенческой и колонизационной политики царской России, а также  в период планомерного проведения миграционной и переселенческой политики советским государством, можно выявить действия, которые не только мешали национальному мышлению и социально-психологической адаптации общественной среды, отбору духовного наследия, но и привели к идее критического отношения к ним. «Наш вождь Ленин» определил одним из способов индустриализации страны заселение малонаселенных районов для комплексного использования всего природного богатства. Решение этой великой задачи он связывал только с переселением населения из России, Белоруссии и Украины. Основные правила переселенческой политики советского государства, отмеченные В.И.Лениным в Декрете о земле, получили освещение на II общероссийском съезде Советов: «В случае нехватки необходимых ресурсов земли всему местному населению одна часть населения будет переселена. Ответственность за организацию переселения, расходы, обеспечение необходимыми вещами и т.п. должно взять на себя государство». Уже в первых документах Советского правительства были указаны социалистические принципы переселения населения. Несмотря на разруху в хозяйстве, финансовой системе, советское государство взяло в свои руки материальные и финансовые расходы переселения народа.27 января 1918 г. на III Общероссийском съезде Советов был принят «Основной закон о социализации земли», который отражал основные решения вопроса миграции, а также были усовершенствованы методы политики переселения. На втором (II) общероссийском заседании рабочих органов о земле 2-8 марта 1924 г. была принята специальная резолюция «О переселении». В ней говорилось, во-первых,  о «плановом переселении  на неосвоенные земли, во-вторых, о необходимости в процессе движения объединение в кооперативы, коллективы сельскохозяйственных рабочих». Таким образом, через плановое переселение  должны были полностью решиться не только политические, но и экономические проблемы. Решение первого областного съезда Тургайских крестьян, киргизов, солдат и рабочих депутатов от 19 марта 1918 г. о признании всей сельскохозяйственной земли в качестве общенародного земного ресурса и «…подлежащей справедливому распределению между трудовым киргизским и русским населением» нашло свое продолжение во всех местных съездах советов Казахстана. В этой связи ясно видна не только политика миграции, но и откровенная политика советов, указавших в документе государственный статус казахов как «киргизов» без учета этнического происхождения нашей нации.гылым

 

Это указывает на очевидное обособление русской нации в использовании земли. 13 февраля 1929 г. бюро Казахского Краевого Комитета, рассмотрев вопрос миграции и вопрос организации Управления миграции в Казахстане, приняло решение об утверждении плана мероприятий по миграции в республике. Седьмой (VII) съезд Советов Казахской АССР (восьмого-пятнадцатого (8-15) апреля 1929 г. принял решение об открытии границ республики для переселенцев с территории Советского Союза, и с этого года началась планомерная миграция в Казахстан. Общая миграция и работы по переселению управлялись «Центром». Хотя до 1950 г. и проводилась специальная миграция, в этой работе наблюдалась определенная бессистемность. В 1950 г. в республике было организовано Управление по переселению, а в 1956 г. органы, собиравшие рабочих, были объединены в Управление «Оргнабора». Вследствие миграционной и переселенческой политики Советского государства изменились численность, национальный состав и мигро-экономика населения. По исследованию миграционного процесса  в одна тысяча девятьсот шестидесятом – одна тысяча девятьсот восьмидесятом (1960-1980 гг.) годах были сделаны следующие выводы: 1) несоответствие переселения интересам казахского общества; 2) влияние на экономические проблемы развития народного хозяйства Казахстана, не нашедших своевременного решения и оставленных на «потом»; 3) вследствие отсутствия закона, регулирующего переселение населения, само состояние переселения помешало, можно сказать, и усложнило мероприятия по перестройке, по реформированию экономики того времени. По причине не проведения на соответствующем уровне политики миграции в одна тысяча девятьсот шестидесятом – одна тысяча девятьсот девяностом годах (1960-1990 гг.), вследствие несоответствия его с истинно гуманитарными идеями, осложнения межнациональных конфликтов одна тысяча девятьсот восемьдесят шестом года (1986 г.), притеснений, которые терпела годами казахская нация, привели к определенным недостаткам в национальной политике СССР, а именно:- искусственное создание (автономная республика, округ, область) национально-территориальных образований (известных только России); – принижение казахского этноса через попрание национально-культурных особенностей, вмешательство в национальную историю, язык, культуру, насильственная ассимиляция (а точнее, русификация); – безграничная Централизация в управлении народом, все вопросы СССР решались только в Москве, это на самом деле лишило независимости округи, местное самоуправление, в целом, все население; – не придавалось никого значения мероприятиям центральных ведомств «на местной территории», объединению и неправильному разделению республиканских национальных ресурсов, однобокому развитию национального хозяйства (например, Казахстан занимался сельским хозяйством, Узбекистан только хлопком и т.д.), «разбазариванию» народной экономики и природного национального богатства, развитию общественных, экологических и культурных областей в округах.

гылым

Результат такой политики «великого русского» народа – развал централизованного советского государства. Как показывает мировой опыт, для решения общечеловеческих проблем важно единство различных наций. В результате миграционной и переселенческой политики советского государства созревала межнациональная напряженность. Следовательно, из уроков политики советского периода выявляются следующие основные моменты этно-социальных проблем Казахстана, так как для каждого казахстанца важным является национальное согласие, национальное развитие, национальное сознание, и, в конечном итоге, мир между нациями. Таким образом, будущий мир связан с этнической дифференциацией и интеграционными тенденциями. Казахстан, встав на путь независимого развития, приступил к формированию самостоятельной геополитики. Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев охарактеризовал ее как открытую и многосекторную, выделив в качестве ведущего приоритета развитие геополитического вектора со странами СНГ, прежде всего, Россией и соседями по центрально-азиатскому региону. В своей внешней политике Казахстан стремиться выработать новые правила поведения, адекватные изменившейся мировой геополитической ситуации и отвечающей его собственным национальным интересам. Первостепенное значение в этой связи приобретает последовательная реализация приоритетов социально-культурного развития Казахстана. В современном мире учитывают уроки истории и важность политики миграции и переселения. Поэтому, выбирая путь  – «Гражданский выбор народов Казахстана – историческая грамотность, национальный мир и демографические реформы», Президент РК Н.А. Назарбаев просит критического, осторожного, внимательного отношения к ним, и показывает, что национальное согласие это, в первую очередь, не теоретическая дискуссия, а политика, реализуемая практически, изо дня в день. В 1992 – 1993 гг. каждого четвертого казахстанца глубоко волновал межнациональный вопрос. В авангарде оказалась идея национального согласия, являющаяся основой политической стабильности. В 1980 гг. некоторая часть жителей Казахстана начали переезжать за границу. «Кто мог предположить, что в 1987 году у ста тысяч немцев появится законная возможность переехать в развитое и стабильное государство – Германскую Федеративную Республику, являющуюся их исторической родиной. Если такое право было бы дано в 1970 – 1980 гг., то возможно переселенческая волна была бы более крупной». Была ли возможность в советское время переехать грекам в Грецию, полякам в Польшу и т.д. без препятствий? Нет, такой возможности не было. В советском государстве был запрет на переезд за границу, либо такой переезд имел политическую подоплеку». Поэтому следует признать неоспоримую роль правительства Республики Казахстан в изменении направлении политики переселения, разрешившей по своему выбору определять место жительства жителям своей республики на законном основании. Пиком переселения являются 1992 – 1994 гг.  К примеру, к 1996 г. число мигрирующих русских в 3,2 раза стало меньше по отношению к 1994 г. Вместе с тенденцией переселения казахстанцев за границу, появилась обратная тенденция – возврат на историческую родину казахов (оралманов). А также следует отметить тенденцию реэмигрантов: если в 1994 г. их число было 50 тысяч человек, то в 1997 г. уже вернулись: 17 154 русских, 1 410 немцев, 2 349 украинцев, и в стране значительно возросло количество узбеков.

гылымПоэтому, закономерна прямая связь миграции с бытовыми условиями населения, то есть, с судьбой наций в целом, что влечет необходимость решения подобных сложных вопросов на высоком государственном уровне. В Республике Казахстан была образована Ассамблея народов Казахстана, являющаяся уникальным общественным институтом по реализации национальной политики. В его состав вошли 27 республиканских и краевых, более 250 местных национально-культурных центров. На первом в истории казахов Курултае – собрании представителей всемирных казахов в 1992 г., Президент РК Н.А. Назарбаев сказал: «Основная цель Курултая – обдумывание будущего всемирного казахского общества, обсуждение дальнейшего развития судьбы нации в такой особый исторический период». Уже в 1980 г. в республике проявляется неуважение к национальной культуре, языку, традициям, закрывается около 600 казахских школ. В 1989 г. межнациональная распря между казахами и вахтовиками из Кавказского региона вылилась в кровопролитную резню  в нефтедобывающем центре Жанаузень, которая была остановлена усилиями сотрудников внутренних дел и армии. Таким образом, межнациональное осложнение породило срочную необходимость пересмотра национальной политики. Первым шагом в регулировании национальной политики стало принятие в сентябре 1989 года Закона «О языке», который объявил казахский язык – государственным языком, а русский – языком межнационального общения. Это стабилизировало состояние общественной политики республики и этнических конфликтов.В 1990-1991 гг. годах в республике открылось 482 казахских детских сада, 155 общеобразовательных школ с казахским языком обучения, 49 национально-культурных центров. Это свидетельствует о неустанной деятельности главы государства и депутатов парламента, способствующих урегулированию историко-политических событий, порожденных политикой миграции и переселения, проводимой в течение долгого периода советским государством, и реализации условий для этнодемографии и цивилизованного переселения. В этой связи исследователь Е.Ю. Садовская особо отметила вопрос о языке в качестве основных причин миграции русских из Казахстана в 1990-х  гг., предположив, что статус русского языка как негосударственного согласно Конституции Республики Казахстан и увеличение процента специалистов коренного населения на высоких должностях в органах государственного управления на восемьдесят (80) %, повлияло на повальное переселение из республики русских. Однако, в 2004 г. году, впервые за последнюю сорокалетнюю историю, количество иммигрантов превысило количество эмигрантов Казахстана. Зарубежная миграция населения перешла на новый виток в последние пять лет: сократилось общее число эмигрантов (от 165 тыс. в 1999 г. до 65,5 тыс. в 2004 г.), увеличилось число иммигрантов ( с 41 тыс. 1999 г. до 68,3 тыс.), что влияет на положительное сальдо переселения в республике, из них количество русских эмигрантов с 92 тыс. 1999 г. сократилось до 39 тыс. человек в две тысяча четвертом (2004 г) году. Из чего следует, что вопреки предполагаемым прогнозам, преодолевая разного рода трудности,  «каждый казахстанец вне зависимости от веры и нации, может и должен укрепить основы свободного общества, со своей культурой, традицией и верой».В качестве подтверждения этого был издан Закон «О миграции населения» (13 декабря 1997 г.) для вернувшихся на историческую Родину и с целью создания им условий для повседневной жизни, в нем были отражены основные нормы статуса, льгот переселенцев и их финансирования. Были образованы Агентства, областные Управления и отделения по миграции и демографии. В 2001 – 2010 гг. была утверждена программа миграционной политики, способствовавшая созданию необходимых демографических и общественных условий, по защите прав мигрантов с целью укрепления государственной безопасности страны. Обострение мировых экологических проблем, состояние общества  повлияли на продолжение тенденции миграции внутри республики. На современном этапе не снижается актуальность рождения различных исследований в области общественных, этнодемографических явлений, механизмов регулирования современных тенденций миграции населения. Этой проблемой в Казахстане вплотную занимаются ученые, специалисты, аналитики. Этот процесс контролирует Агентство по миграции и демографии, образованное в 1996  году. На сегодняшний день, с научной точки зрения, является важным всестороннее исследование исторических источников «Главного управления по переселению и оргнабору рабочих союзных республик» советского периода не столько для раскрытия объективной истины этого явления и выявления темных пятен истории, сколько для развития культурно-исторических традиций наций и национальностей многонационального  Казахстана и для выявления научно-обоснованных точек зрения о судьбах народов, подвергшихся притеснениям политики переселения. Таким образом, проблемы миграционной политики необходимо осмысливать и анализировать на основе историко-социальных, политических, научных и архивных источников.

Нет комментариев

Рубрика: