Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

(вдохновляясь образом корабля, морской стихии  и темой спасения в Священном Коране и Обращении Елбасы Н.А. Назарбаева)

 

 

  1. Аяты Корана о плавающих по морям, верующих и неверующих.

 

«Когда они садятся на корабль, то взывают к Аллаху, очищая перед Ним свою веру. Когда же Он спасает их и выводит на сушу, они тотчас начинают  приобщать сотоварищей…» (Коран, 29:65)

«Аллах – Тот, Кто подчинил вам море, чтобы корабли плыли по нему по Его воле и чтобы вы искали Его милость. Быть может, вы будете  благодарны» (Коран, 45:12)

«Ему принадлежат плывущие по морю с поднятыми парусами корабли, подобные горам» (Коран, 55:24)

 

В своем недавнем обращении к народу в связи с пандемией Первый Президент РК Н.А. Назарбаев упомянул известную казахскую пословицу «Кемедегінің жаны бір» (букв. « У плывущих на одном корабле – душа одна»,  т.е. одна участь). Многие наши пословицы  и поговорки восходят к хадисам Пророка или аятам Священного Корана, поэтому на самом деле  встречаются и у других  мусульманских  народов Востока. В связи с этим представляется уместным  прокомментировать данное изречение, полное глубокого религиозного смысла.

На первый взгляд,  для казахов, чьи предки испокон веков обитали в континентальной части Евразии, а именно в Великой Степи образ корабля и моря должен показаться непривычным. Образ корабля более близок, например, древним народам Аравийского полуострова и Восточного Средиземноморья.  Однако это лишний раз доказывает мусульманскую идентичность казахов и подрывает миф об их якобы «долгоиграющем»  шаманизме, иллюстрирует наши давние связи со странами мусульманского Востока, в том числе знание географии, фауны и этнографии арабских стран, Персии, Индии (почему в казахском  фольклоре, сказках можно найти упоминания даже слонов, обезъян, попугаев и других диковинных животных и птиц). 

В то же время ясно, что распространение поговорки «Кемеге түскеннің жаны бір» (или «Кемедегінің жаны бір») преимущественно связано с популярными аятами Священного Корана. Замечено, что аяты (стихи) с упоминанием корабля и моря в Коране звучат часто. Поэтому в памяти наших предков оказались прочно запечатлены легендарный гигантский корабль Нуха (Ной), который он изготовил перед Всемирным потопом. Редко кто из казахских поэтов и мыслителей обошел тему «Нухтың кемесі» (Ноев ковчег) – насколько глубоко казахи (вернее, еще средневековые тюрки) были впечатлены этим библейско-кораническим мифом. Также одним из ярких преданий является история древнего пророка Йунуса (Йона в Ветхом завете), который согласно Корану, по воле Всевышнего за свое нетерпение угодил в чрево большой рыбы (предположительно был кит) в результате кораблекрушения, и долго там просидел, раскаиваясь и произнося молитву «Нет бога, кроме Тебя!Пречист Ты!Поистине, я был из «залимов» (т.е. несправедливый, притеснитель)», пока не был таким же чудом спасен Всевышним.

Издавна наши предки как и все мусульмане во всех уголках земли слышали такие поучительные  аяты Корана, как «Когда они садятся на корабль, то взывают к Аллаху, очищая перед Ним свою веру. Когда же Он спасает их и выводит на сушу, они тотчас начинают  приобщать сотоварищей…» ( 29:65), «Аллах – Тот, Кто подчинил вам море, чтобы корабли плыли по нему по Его воле и чтобы вы искали Его милость. Быть может, вы будете  благодарны» (45:12), «Ему принадлежат плывущие по морю с поднятыми парусами корабли, подобные горам» (55:24) и др. В них Всевышний (а Коран, как известно есть «прямая речь» Аллаха) предостерегает своих слуг от непослушания, дерзости, нарушения обещания, переменчивости и слабости веры (иман).

К примеру, можно привести современный тафсир (комментарий) Э.Кулиева к аяту 65: «Всевышний поведал о том, что многобожники начинают искренне поклоняться одному Аллаху, когда оказываются в трудном положении. Если многобожники находятся на корабле посреди моря, то стоит морю забушевать, как ими обуревает страх перед смертью. И вот тогда они забывают о своих божествах и начинают искренне взывать к одному Аллаху, не приобщая к Нему сотоварищей. Когда же буря стихает, они забывают об Аллахе, которого они молили о спасении, и начинают поклоняться ложным божествам, которые не способны помочь им в трудную минуту и избавить их от несчастий. Что же мешает им обращаться с мольбой к одному Аллаху в горе и радости, в периоды испытаний и благоденствия? Если бы они поступали таким образом, то стали бы истинными правоверными, которые получат вознаграждение своего Господа и спасутся от Его наказания. Но нет, они предпочитают исповедовать многобожие даже после того, как Господь облагодетельствовал их и спас от верной гибели. Они отказываются возблагодарить Аллаха за ниспосланные им щедроты и грешат в ответ на Божью милость. Но в результате они лишь получают возможность насладиться короткой мирской жизнью, подобно скотине, которая заботится только о том, как набить свой желудок и удовлетворить свою страсть. Пройдет немного времени, и им придется расстаться с мирской жизнью и отправиться в Последнюю жизнь, где их ожидают великая печаль и мучительное наказание».

Также до нас дошло такое изречение пророка Мухаммада (мир ему), хадис из сборника Бухари «Представьте в своем воображении людей на одном корабле, часть из которых находится на нижней части, а другая часть на верхней части. Пассажиры нижней части корабля в целях решения проблемы воды решили проломить дыру на корабле. Если пассажиры верхней части корабля не будут препятствовать этому, то все вместе пойдут ко дну; если же не допустят подобного, то все вместе спасутся».

  1. Назарбаев – богоданный кормчий (капитан), а Токаев – первый штурман?

 

«Хан қисайса – бәрі оңбас»

/«Если хан заупрямится –

все пойдет наперекосяк»

(из афоризмов мудрецов Великой Степи)

 

Итак, хорошая пословица: «У плывущих на корабле – душа одна». Лидер нации (Елбасы) не стал комментировать и разъяснять глубокий смысл изречения. Принималось во внимание то, что большинство казахов и так понимают. Хотя, заметим, понимают весьма поверхностно, в данном случае типа, что «всем нам теперь некуда деваться, опасность пандемии уравняла всех, все мы «скованные одной цепью, связанные одной целью», одной судьбой в этот трудный час, поэтому, дескать, не надо разделяться, препираться».

Но тут возникает наиважнейший вопрос: а кто капитан корабля? С кем у нас тем паче сейчас – одна общая душа и общая цель спасения? Человечеством накоплен тысячелетний опыт поведения в открытом море, во время длительных путешествиях через моря и океаны. На кораблях издавна старались соблюдать строгий морской этикет, в основе чего были положены принципы благожелательности, самодисциплины, взаимовыручки, чистоты.  Известно много морских примет и обрядов, система табу.  «На судне команда полагается на Бога и на капитана», «судьба моряка зависит от капитана», «женщина на корабле – к беде» (но ребенок – к удаче) и т.п.

И вот, самое главное: каков кормчий (капитан), такова будет и конечная судьба пассажиров судна. Команда и все пассажиры, оказавшиеся на корабле, молятся за капитана и беспрекословно ему подчиняются (конечно, на период плавания). Кстати, все приметы, официальные и негласные правила и рекомендации в отношении морского судна относятся и к суднам воздушным. Как на море, так и на небе. Ибо человек – существо, «рожденное ползать» (ходить), а не летать и плавать, и у него поэтому больше страха перед стихиями воды и воздуха.

В современной истории известна одна страшная авиакатастрофа в 2009 г., это был рейс Рио-де-Жанейро – Париж, который выполнял авиакомпания Air France. Погибли все, кто находился на авиалайнере, а их было 228 человек. При этом обращает внимание такой факт, который выяснили при изучении катастрофы: когда самолет начал уже падать, экипаж никак не мог достучаться до командира, который …уединился в каюте и занимался сексом со стюардессой, пока пилоты не выломали дверь и  не ворвались вовнутрь.

В свете морального облика командира факт катастрофы не кажется случайным. Хотя всегда найдутся оговорки в пользу технических погрешностей, погодных условий и др. 

А ведь казалось бы: не так уж и давно, даже в нач. ХХ века в Европе, Америке большие корабли перед выходом в плавание освящали и крестили, давали им имена святых; а верующие и мужественные капитаны-христиане, возносили молитву Богу, святым покровителям (как Св.Никола). Не то, чтобы распускать себя и разводить на корабле разврат…    

Наши собственные предки, казахи-кочевники сказали о центральной роли политического лидера емко и лаконично: «Хан қисайса – бәрі оңбас». Можно перевести: «Если хан начнет самодурничать, то все пойдет вкривь и вкосьвсе будут несчастными».  Хан кочевников – это капитан, командир корабля «степных викингов».  Кстати, все государства в нашей истории – от тюркских каганатов до Казахского Ханства (Султаната) были по форме правления авторитарными и военными образованиями.

В действительности и на суше хватает экстремальности. Военные походы и кровавые сражения, жизнь в условиях высокой опасности из-за вражеского окружения или массовых эпидемий. Номады Великой Степи придавали большое значение поверьям, ритуалам, строгому соблюдению этики в условиях военного времени и даже повседневной жизни с постоянными перекочевками.

У казахов издавна считался серьезным вопрос, кто возглавит кочевку (көш), т.е. будет вести караван, кто даст первое «бата» (благословение). Например, есть такая пословица: «Қатын бастаған көш оңбас» («Если кочевку возглавит женщина – жди беды»). Нужно понять, что в духовных учениях (как суфизм) женщина символизирует природу и материальный мир, а мужчина – Дух, божественное. У кочевников-казахов женщина могла выйти на позиции лидера лишь в особо экстремальных условиях (на грани жизни и смерти), если не стало мужчин, либо мужчины стали трусливее и глупее женщины. Тогда начинало действовать правило: «На безрыбье и рак рыба». А еще Пророк сказал: «Одна праведная женщина лучше тысячи не совершающих благодеяний мужчин». И все же, это исключение из правила, чем норма и закон. 

О судьбоносной роли правителя-хана у казахов еще сказано: «Хан – халықтың қазығы» («Хан – опора народа»). Европеизированным казахам можно порекомендовать, пожалуй, Джеймса Фрэзера, его популярную работу «Золотая ветвь. Исследование магии и религии». В ней обобщен глобальный опыт человечества в области магии, духовных знаний древних. В разделе «Бремя верховной власти» объясняется отличие религиозно-мифологического взгляда на правителя от позднего, рационально-научного толкования. «Царь является точкой опоры, поддерживающей равновесие мира; малейшая неточность с его стороны может это равновесие нарушить» (здесь буквальное совпадение с советом казахских магов: «Хан қисайса – бәрі оңбас»).

Именно на вождя, лидера возлагалась древними народами ответственность за стихийные бедствия, войны и несчастья страны, равно как и связывались с ним эпоха прогресса и процветания. На самом деле древние тюрки давно открыли истину о «құт» – духовной энергии, благодати, харизмы, которым бывает наделен правитель, или же, наоборот, лишен его (также есть вариант: изначально благодать была, но ушла, фортуна отвернулась, құт «убегает»).

В свете моих научных и духовных интересов мне всегда был интересен и исключительно важен вопрос об отношении к Богу и духовности Первого Президента РК Н.А. Назарбаева, который все еще остается, образно говоря, Добрым Кормчим нашего независимого «Корабля KZ». К-Ж. Токаев больше похож на первого штурмана (Не думаем, что действующий Президент РК обидится, ведь он – ученик и «продукт Назарбаева»). Не в смысле видения Елбасы государственно-конфессиональных отношений, а именно личной веры. Хотя, безусловно, это очень деликатный, интимный вопрос. Кто-то из великих сказал, что три вещи всегда останутся тайной индивидуальной души, это – любовь («махаббат»), вера («иман») и смерть («ажал»)…

 

(окончание следует)

 

 

© Автор: Н. Нуртазина

 

Рубрика: