Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

загруженное (1)   Новая сессия парламента Казахстана начинается в сложных условиях,  когда взаимные санкции друг против друга применили государства, производящие в общей сложности 60 % мирового ВВП. Последние события вокруг Украины вносят  серьёзные коррективы в сложившиеся экономические отношения и миропорядок.  Эхо противостояния долетит и нашей страны.

В частности, оно приведет к снижению роста экономики наших партнеров, что повлияет и на нас. Поэтому важно в новых условиях предупредить возможные негативные вызовы для экономики, благосостояния народа и безопасности Казахстана. Таковы главные посылы программной речи президента Казахстана Нурсултан Назарбаев на открытии четвертой сессии парламента РК пятого созыва 2 сентября.

Но как неоднократно подчеркивал президент страны, кризис – это не только испытание на прочность,  это и открывающиеся новые возможности для развития. Используя такой подход, Казахстан с честью вышел из мирового кризиса  2008-2010 годов, запустив в то сложное время широкомасштабную программу ФИИР.

Сегодня, по мнению главы государства, необходима слаженная работа парламента и правительства, чтобы вновь умело воспользоваться открывающимися «окнами возможностей». Одна из главных задач, связанных с вхождением Казахстана в число 30 развитых стран – продолжение административной реформы и создание эффективной системы госуправления с профессиональным и компактным аппаратом. Уже реализовано решение о новой структуре правительства. Подписан и реализуется Указ о разграничении полномочий между уровнями государственного управления. Он сократил многоступенчатость и дублирование в работе государственного аппарата.

Суть всякой административной реформы состоит в повышении эффективности управления государством.  В идеале постановка задачи выглядит как и для любого другого менеджмента – наибольший эффект при наименьших затратах.

Kazakhstan's President Nursultan Nazarbayev holds his annual state of the nation address in Astana

Лидер нации назвал главные подходы в этой сфере. Во-первых, в нынешней экономической ситуации правительство должно сосредоточиться на стратегических вопросах. А компетенцию по принятию подзаконных актов необходимо передать министерствам. Каждый министр получит все необходимые полномочия по курируемой сфере, при этом он же будет нести полную ответственность за принятые решения. И этот момент будет закреплен юридически. По мнению экспертов, такой подход повысит прозрачность работы и позволит более качественно оценивать эффективность госменеджмента.

Во-вторых, комитеты министерств также получат полномочия по принятию решений, при проведении государственной политики в своих сферах. Прежние функции комитетов по централизованному контролю сохранятся за территориальными органами. Например, по словам главы государства, в сфере энергонадзора с 1 января 2015 года Казахстан переходит к формированию единого рынка мощности. Поэтому контроль за энергетической системой должен осуществляться централизованно. На центральном уровне должны оставаться контроль и надзор в некоторых других важных сферах и отраслях.

Важная новость – с  2017 года Комитет по оплате медицинских услуг Минздрава трансформируется в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Напомним, что подобные страховые фонды успешно работают практически в большинстве развитых стран.

В-третьих, акиматам передадут функции, которые более эффективно исполняются  на уровне регионов. По принципу: одна функция – один госорган. А центральные госорганы должны следить за тем, чтобы качество контроля и надзора за соблюдением  законодательства не снижалось.

Президент страны считает, что и по сельскому хозяйству  нужно расширить спектр полномочий местных органов власти. В частности, в сфере ветеринарного контроля с передачей функций и штата специалистов.

А вопросы теплоснабжения должны полностью быть в руках местного акима.

Напомним, что реформа местного самоуправления РК основывается на положительном польском опыте. Оно привело к эффективному использованию местных ресурсов, и серьезно снизило уровень иждивенческих настроений в обществе. Для примера, в 90-ые  годы в Польше после децентрализации государства было построено в  10  раз больше сетей водопроводов и канализации, чем за предыдущее десятилетие!

В-четвертых, в рамках разграничения будет продолжена работа по передаче государственных функций в негосударственный сектор –  во многих странах их осуществляют саморегулируемые организации (СРО). Поставлена задача создания сети таких независимых организаций.

Как известно, в странах с развитой экономикой на уровне саморегулирования контролируется буквально любая деятельность и любой вид бизнеса. Первой саморегулируемой профессией можно считать профессией врача с ее клятвой Гиппократа. Именно самоуправление лежит в основах адвокатуры и деятельности нотариата. В 1967 году в США был образован омбудсменовский институт для СМИ. В газетах «Louisville Times», «The Courier-Journal»  Луисвилла, в штате Кентукки появился первый ньюс-омбудсмен.

На сегодняшний день в США работают  37 омбудсменов, в Бразилии, Франции, Израиле по 12. Ньюс-омбудсмен анализирует претензии читателей, слушателей и телезрителей относительно достоверности информации. Также он в досудебном порядке находит решение претензий.

Обозначив фундаментальные требования, президент РК поручил правительству внести в сентябре в парламент соответствующий законопроект.

Как говорил Махатма Ганди,Если ты хочешь перемену в будущем – стань этой переменой в настоящем”. Реформа госуправления ограничивает вмешательство государства в  жизнь общества основными его функциями.  А для этого необходимо чтобы госслужащие стали профессиональными управленцами.

Рубрика: