Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

x_191038a722 октября исполнилось 70 лет Катрин Денев. На вопросы РС отвечает русский биограф актрисы, кинокритик Андрей Плахов. 

– Многие актеры ее поколения либо на пенсии, либо появляются на экране редко, как, скажем, Жан-Луи Трентиньян, либо заняты общественной деятельностью, как Брижит Бардо. Денев востребована и продолжает сниматься. Как вы объясняете этот феномен ее актуальности во все времена? 

– Да, карьера ее удивительна, она продолжается уже 52 года. За все эти десятилетия в мировом кино сменилось много стилей, режиссеров, тенденций, мод, но Катрин Денев сумела пройти через все эти течения, практически не изменившись, она всегда чувствовала главную ноту времени, его нерв и сумела выразить его в своих фильмах. Здесь и бурные 60-е годы, и более спокойные и гламурные 70-е, 80-е. И даже в 21-м веке она продолжает быть востребована такими суперсовременными режиссерами, как Ларс фон Триер или Франсуа Озон. Вероятно, секрет заключается в том, что она изначально не стремилась к актерской карьере как таковой, она очень любила кинематограф и посвятила ему свою жизнь полностью. Как она говорила еще в молодости: “Кино – это движение сердца”. И действительно, это ощущается в ее фильмах. И ощущается то, что она не стремится выйти на первый план, а стремится вписаться в ансамбль фильма и в режиссерскую концепцию, очень правильно и точно выбирает режиссеров и сценарии. Конечно, бывали в ее биографии и неудачные фильмы, и ошибки, как у всех актеров, но все-таки эта карьера уникальна.

– Сколько картин, в которых сыграла Денев за эти 52 года?

– Только что на сайте Катрин Денев была опубликована точная цифра – 120 фильмов. Если не считать совсем эпизодических появлений, в ранних картинах, 120 больших, серьезных ролей. Это все-таки очень много, учитывая, что почти каждая из этих ролей чрезвычайно интенсивна, некоторые роли она сыграла в очень сложных условиях. В Африке она снималась в фильме “Дикарь”, в Индокитае – в картине с одноименным названием. Кроме того, очень большая интенсивность связана была с тем, что ставились серьезные режиссерские задачи. Например, когда она снималась в “Отвращении” Романа Поланского, все дело происходило в одной квартире, но Катрин Денев была на экране от начала до конца фильма, на ней держалась вся концептуальная нагрузка этой картины, и сыграть безумие, которым одержима эта молодая женщина, ее проблемы, ее фрустрации, ее страхи – это, конечно, удивительно, особенно для актрисы, которой было 20 с небольшим.

– Есть картина с Денев, которая вам нравится больше всех? Я бы сказал, что это “Дневная красавица” Бунюэля, а может быть, “Тристана”. 

– Наверное, действительно, “Дневная красавица” и “Тристана”, дилогия Бунюэля с Катрин Денев, наиболее важна для характеристики ее личности, ее творчества и ее возможностей. Потому что здесь она творит чудеса. Если в “Дневной красавице” все-таки она больше использована как орудие режиссера, как модель, то в “Тристане” Катрин Денев попыталась вырваться из-под властной опеки Бунюэля и сыграла как большая драматическая актриса, чем, кстати, Бунюэль был не совсем доволен, потому что это нарушало его концепцию. Тем не менее, получился прекрасный фильм. Я очень люблю и ценю эти ее роли.

– А из поздних работ, 21-го века?

– Из поздних картин, конечно, любопытны ее эксперименты с Франсуа Озоном, включая последнюю комедию “Отчаянная домохозяйка”. Вообще, она оказалась прекрасной комедийной актрисой. И “Восемь женщин”, безусловно. Но мне кажется, что во второй половине ее биографии, в конце 90-х годов, у нее была совершенно удивительная роль – в фильме Андре Тешине “Воры”, где она играла профессора-лесбиянку, драму и трагедию очень сильной и неразделенной любви.

– Вы упомянули Индокитай, Африку. А существует ли сюжет “Денев и Россия”? Помню только ее роль в фильме “Восток – Запад”.

– Да, это был главный сюжет ее, связанный с Россией. Был в свое время проект фильма Жака Деми, мюзикла, который должен был сниматься в России, некий парафраз “Анны Карениной”, но этот проект не сложился. Денев неоднократно бывала в России, любит ее. Кроме того, она была связана с Роже Вадимом в творческом и личном плане. Ее сын Кристиан Вадим несет в себе русскую кровь.

– Вы давно знакомы с Катрин Денев, начали работать над ее биографией еще в 80-х, расширяете и дополняете свою книгу. Не готовите новое издание?

– Я думаю, возможно, придется заново издать книжку, немного ее отредактировав и дополнив новыми ролями. А также пересмотрев какие-то старые. Ведь у нее есть прекрасные роли, на которые сегодня смотришь уже по-другому. В свое время фильм “Голод”, например, где она играла вампира, мне казался несколько странным и выпадающим из ее биографии. Сейчас в свете того, что эта тема приобрела столь всеобъемлющее значение и популярность, эта картина тоже смотрится по-другому. Вообще, в ее биографии есть роли, которые можно сегодня оценить несколько иначе с уже позиций 21-го века, и когда будет возможность, наверное, я этим займусь.

– Как Катрин Денев отмечает юбилей? 

– Наверное, юбилей для такой красивой женщины не самый радостный день. Все-таки понятно, что молодость прошла, и прошла уже значительная часть жизни. Однако Катрин Денев из тех, кто не сдается и ищет неожиданные решения даже в самой безвыходной ситуации. Таковы ее героини – при всей их внешней хрупкости, они женщины очень сильные, властные, иногда жестокие, самостоятельные. Это такие шерифы в юбке. В этом смысле для нее очень показательна роль в фильме “Последнее метро”. Не знаю точно, как она встречает юбилей, но знаю, что ее поклонники, друзья пишут ей письма, поздравления в фейсбуке, на ее сайт, и этих людей очень много. Хотя надо сказать, что есть и те, кто находит в ней массу недостатков, как во внешности, так и в ее актерском имидже, оспаривают ее талант. Но я думаю, что эти споры бессмысленны. Катрин Денев так прочно вошла в иконографию мирового кино 20-21-го веков, в его историю, что тут, как говорится, no comments.

Рубрика: