Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Вчера на новостных сайтах мне попались две заметки, с первого взгляда вроде бы не связанных одна с другой. Первая – о скором выходе в свет анимационной версии советского фильма режиссера Георгия Данелия «Кин-дза-дза». Я не знаю, чем вызвано желание моего любимого режиссера еще раз пересказать то, о чем он уже один раз высказался. Также не знаю и того, станет ли шедевром новая картина. Единственное, в чем я уверен –  что пересматривать старые его фильмы я лично буду еще не раз.

Попавшаяся же сразу после этой новости вторая «новость» об инициативе некоего общественного объединения переименовать город Астана вызвала неожиданные параллели.

Мне вспомнилось, как я смотрел фильм Данелия в первый раз в кинотеатре, еще в Советском Союзе. Изображая инопланетную жизнь, Георгий Николаевич, не раз побывавший к тому времени за границей, мог изображать некоторые детали, так сказать, с натуры, при этом придавая им яркий сатирический оттенок из идеологических соображений. В то же время я, тогда еще курсант военного училища, имел смутное представление о нравах, царящих на «загнивающем Западе». В некотором роде, эта и была для советских людей как бы «другая планета». Поэтому я больше обращал внимание и задумывался об «общефилософских» темах – например, о том, что жители Плюка придают такую высокую цену абсолютно незначащим, бросовым вещам – КЦ, которым цена копейка за коробок. Однако плюкане за них, так же как некоторые земляне за куски нарезанной цветной бумаги, выражаясь словами из фильма, «всю вселенную на карачках» готовы проползти.

Деление общества по «цветовой дифференциации штанов», сиречь «буржуазных» джинсов и иным материальным благам к тому времени уже тоже получило некоторое распространение в советском обществе. Понятны были тема прораба, «тертого калача», которого жизнь научила уметь приспосабливаться к любой ситуации («Не унывай, Скрипач. Если есть на этом Плюке гравицапа, так достанем. Не такое доставали!») и тема интеллигента Скрипача, который всегда и везде (даже на другой планете) как будто не на месте – «Скрипач не нужен!»

Много позже, в девяностые годы, я смотрел телевизионный показ этой картины, и она вызвала у меня уже другие мысли и ассоциации. Большинство бывших советских людей оказались в «дивном новом мире» «рыночных ценностей» почти так же, как дядя Вова и Скрипач – не успели нажать кнопку, как уже стоят в пустыне без еды и воды под палящим солнцем. И надо как-то приспосабливаться, осваивать новые реалии, забыв о том, что было привычно с детства. При этом, в отличие от героев фильма, надежды на возврат обратно («домой) нет уже никакой. Собственно, многие люди из старшего поколения до сих пор пребывают в этом состоянии.

И вот сейчас я читаю следующие строки:

«От имени объединения «Эхо Желтоксана» принято обращение к народу Казахстана: за высокие заслуги перед народом Казахстана о переименовании города Астаны именем Первого Президента Нурсултана Назарбаева. В Мажилисе оно зарегистрировано и сейчас на рассмотрение направлено в Министерство культуры и информации», — пояснил руководитель общественного объединения «Эхо Желтоксана» Толеген Альжан.

http://news.gazeta.kz/art.asp?aid=374233

И мне вдруг стало ясно, что именно напоминает мне  в последнее время эта вакханалия с переименованиями, хвалебными письмами и подобострастной установкой памятников живому человеку. Это же один в один спор инопланетян о том, кто из них больше любит правителя:

«— А это четвёртый насос господина ПЖ.

— Я очень люблю ПЖ!

— А я его ещё больше ку!

— Ку!

— Ку!!!»

И это несмотря на то, что сам этот адресат подобострастных славословий вроде бы ясно высказался насчет этих самых памятников. Что, мол, лучше, когда люди спрашивают: «А почему этому человеку до сих пор памятника не поставили?», чем «А за что ему памятник-то стоит?».

Куда уж ясней, казалось бы? А вот поди ж ты! Не побоялись ослушаться. Ни одни, ни вторые, ни третьи. Отважные ребята, что там говорить!..

И вот тут я наконец понял, что Георгий Николаевич Данелия, как гениальный художник, больше четверти века назад смог прозреть будущее. Собственно, вся изображенная им галактика – это бОльшая часть территории бывшего Советского Союза, где слепо скопированные с далеких образцов чужие ценности дали такие дикие всходы.

Это затерянные в песках далекие поселки возле брошенных проржавевших конструкций, выживающие без воды и электричества. Это такие же проржавевшие в основной массе импортные пепелацы, которые в своих сараях, гордо называемых «СТО», «шаманят» чумазые пацаки. Это деградировавшее искусство, где демонстрация собственного зада считается шедевром, а песни состоят из двух-трех слов под музыку из двух-трех нот.

Это также и повадки наших «хозяев жизни», примитивное кредо которых может быть выражено в диалоге Скрипача и чатланина Уэбба:

«— Мы месяц по галактике «Маму» попоём, и планета у нас в кармане. А ещё месяц — и воздух купим. У кого воздуха нет, все сюда насыпятся. Воздух наш. Они будут на четвереньках ползать, а мы на них плевать.

— Зачем?

— Удовольствие получать!

— А какое в этом удовольствие?

— Молодой ещё…»

Это и привычки «подданных», которые, даже живя в землянках и жуя одну лишь пластиковую (видимо, генномодифицированную?) кашу, или даже сидя в «эцихе» («на зоне») боятся и подумать «правду»:

«— Я понимаю, у вас не верят словам, ну вот что я сейчас думаю?

— Что твоя жена по моргам звонит.

— Нет, вот что конкретно сейчас думаю?

— Что отдашь.

— Ну, значит правда.

— Какой же дурак на Плюке правду думает? Абсурд!»

Мне регулярно пишут на мой электронный адрес отзывы о моих заметках. При этом часто добавляют что-то вроде «прошу не публиковать мой отзыв» или «своего имени не называю по понятным соображениям». Порой хочется сказать таким людям словами Скрипача: «Вот потому, что вы говорите то что не думаете, и думаете то, что не думаете, вот в клетках и сидите…»

Или взять замечательный диалог с представителем власти, когда у землян украли последнее КЦ:

«— Товарищ эцелоп! Товарищ эцелоп! Они у нас вещь украли! Поймайте их! Ку! Поймайте их!

— Сорок чатлов.

— Нету чатлы! Всё у экскурсовода, и скрипка у них чужая!

— Они перед видео-ПЖ-ем не кукукали. Чё ты уставился? Чё ты уставился? Щас как сообщу твоему начальству, что ты знал и бездействовал, тебя транглюкируют нахрен! Ясно?

— Я не бездействовал! Я сразу на капу нажал. Скрипач свидетель. Всем постам! Гадюшник с колёсиками сюда, ку!»

То есть, воров представитель правоохранительных органов готов ловить только за мзду, зато «политические» действия сразу пресекаются тут же и караются «эцихом» – как «без гвоздей», так и с оными. Знакомая картина, не правда ли?

Иногда меня спрашивают (да я и сам раньше задавался таким вопросом), неужели там, «наверху», никто не думает о том, «что мы будем делать, когда настанут зимни холода (зачеркнуто) закончатся полезные ископаемые»? Ведь у нас нет ни «теплого бельишка» в виде приоритетных обрабатывающих отраслей экономики, ни «зимнего пальта» современных производств, обеспеченных кадрами.

А теперь я лишь вспоминаю слова ханутянина и по совместительству пацака Би в исполнении Георгия Яковлева, и мне сразу все становится ясно:

«К правительству лететь — гравицапу надо иметь. Правительство на другой планете живёт, родной!»

Не в этом ли все дело?

Примечание: Данный материал может использовать любой желающий, при обязательном условии указания адреса моей электронной почты и (или) телефона.

Даулет Жумабеков, jdaulet@mail.ru, (+7727)3178458

Рубрика: ,