АЛТЫНОРДА
Блог Керимсала Жубатканова

[:ru]Керимсал Жубатканов. Цена Победы. Если б не помощь Америки…[:]

[:ru]

Американская «Авиакобра». Лучший самолет Второй Мировой войны. 

На протяжении всего советского периода создавалось негативное мнение относительно американской помощи СССР в годы Второй мировой войны, помимо этого все данные о американском ленд-лизе в СССР было строго засекречено.

Однако, сначала нужно дать «расшифров­ку» самого термина «ленд-лиз»: lend — «давать взаймы», lease — «сдавать в аренду». На этих условиях США в годы Второй мировой войны передава­ли союзникам по Антигитлеров­ской коалиции военную технику, оружие, боеприпасы, снаряжение, стратегическое сырье, продоволь­ствие, различные товары и услуги.

Закон о ленд-лизе был принят конгрессом США 11 марта 1941 г, и разрешил президенту предостав­лять вышеуказанные виды странам, чья «оборона против агрессии жизненно важна для обороны Соединенных Штатов». Расчет понят­ный: защитить себя руками других и максимально сохранить свои силы.

Поставки по ленд-лизу в 1939-45 гг. получали 42 страны, расходы США по ним составили свыше 46 млрд. долл. (13% всех во­енных расходов страны за Вторую мировую войну). Главный объем поставок (около 60%) пришелся на Британскую империю; на этом фоне доля СССР, на чью долю па­ла основная тяжесть войны, более чем показательна: чуть выше 1/3 от поставок Великобритании. (https://www.kramola.info/vesti/letopisi-proshlogo/lend-liz-obemy-postavok-i-znachenie-dlya-sssr)

Первые поставки вооружения и техники начались в октябре, и до конца года в Советский Союз было поставлено 256 самолетов на сумму в 545 тысяч долларов. Сумма же всего авиационного ленд-лиза в годы войны составляла 3,6 миллиардов долларов. Однако с самого начала возникли определенные трудности с перегонкой. Не удалось достичь четкой организации поставок. Особенно ситуация осложнилась в зимний период времени, когда стало ясно, что американские самолеты не приспособлены к холодам: при сильных морозах резина покрышек становилась хрупкой, гидросистема замерзала. Поэтому было решено обменяться технологиями: советская сторона поделилась технологией производства морозостойкого каучука, а американская – гидравлики, стойкой к морозам.

В общей сложности за годы войны из Америки в Советский Союз было переправлено более 14 тысяч самолетов: Белл Р-39 «Аэрокобра», Кертисс «Китихоук» и «Томагаук», Дуглас А-20 «Бостон», Консолидейтед PBY «Каталина», Рипаблик Р-47 «Тандерболт», Норт-Америкен В-25 «Митчелл».

в Советский Союз по ленд-лизу поставлялись также джипы, хотя, по словам советской стороны, просили они о поставках мотоциклетных колясок. Однако по совету госсекретаря США Эдварда Стеттиниуса были поставлены именно военные автомобили, поскольку у американцев был большой и весьма удачный опыт их использования. Общий объем полученных джипов за годы войны составил 44 тысячи единиц. (https://topwar.ru/15174-lend-liz-istoriya-amerikanskoy-voennoy-pomoschi-sssr.html)

Общий объем поставок в СССР по ленд-лизу составил 11 млрд. 260 млн. 344 тыс. долларов, в том числе 9,8 млрд. долл. из США. Четверть всех грузов составило продовольствие.

Studebaker . Основной автомобиль Красной Армии

Некоторые грузы, поставленные СССР по ленд-лизу в 1941-1945 гг.

Из Великобритании: 7400 самолетов; 4292 танка; 5000 противотанковых орудий; 472 млн. снарядов; 1800 комплектов радиолокационного оборудования; 4000 радиостанций; 55 тыс. км телефонного кабеля; 12 тральщиков.

Кроме того, продовольствия, медикаментов и заводского оборудования на 120 млн. фунтов стерлингов.

Из Канады: 1188 танков. Автомобили, промышленное оборудование, продовольствие.

Из США: 14 795 самолетов; около 7500 танков; 376 тыс. грузовых автомобилей; 51 тыс. джипов; 8 тыс. тягачей; 35 тыс. мотоциклов; 8 тыс. зенитных орудий: 132 тыс. пулеметов; 345 тыс. т взрывчатых веществ; 15 млн. пар солдатской обуви; 69 млн. кв. м шерстяных тканей; 1981 локомотив; И 156 железнодорожных вагонов; 96 торговых судов; 28 фрегатов; 77 тральщиков; 78 больших охотников за подводными лодками; 166 торпедных катеров; 60 сторожевых катеров; 43 десантных судна; 3,8 млн. автомобильных шин; 2 млн. км.телефонного кабеля; 2,7 млн. т бензина; 842 тыс. т различного химического сырья.

Кроме того, продовольствия на 1,3 млрд. долл., а также станки, дизель-генераторы, радиостанции, шинный завод, обмундирование, медикаменты, различное оборудование и запасные части.

Что касается боевых кораблей, то основная их масса (кроме 12 английских тральщиков, поступивших в 1942-1943 гг.) была получена лишь начиная со второй половины 1944 г.

Тральщики из США и Канады вошли в состав Балтийского и Черноморского флотов уже после победы над Германией. Значительная часть кораблей, поступивших на Тихоокеанский флот, также не могла быть использована в военных действиях против Японии.

Хотя общий объем поставок составлял примерно 4% валового промышленного производства в СССР в 1941-1945 гг., ленд-лизовская техника по отдельным видам вооружений составляла весьма значительный процент. В частности, по автомобилям — около 70%, по танкам — 12%, по самолетам — 10%, в том числе морской авиации — 29%. (https://www.pravda.ru/world/32832-lendliz/)

Вот, как оценивает американский ленд-лиз СССР известный российский историк Марк Солонин: «Танк Т-34: двигатель отлит из американского алюминия, он одет в броню, которая сделана из американской стали, в этом танке есть башня, она вращается… Почему она вращается? Потому что погон башни сделан на американском станке (своих не было). Эта башня стреляет 85-мм снарядом, который способен пробить броню немецкой “Пантеры”. Откуда взялась пушка? Американцы прислали оборудование, способное просверлить такой длинный ствол. Естественно, командир танка общается с подчиненными по американской рации… Пушка стреляет снарядами, в которых порох американский, взрывчатка американская, гильза сделана из американской латуни. На [танковых] катках есть резиновый бандаж, сделанный из американского каучука. Пробовали делать без бандажа – разбивает к едреней фене подвеску. Все вместе это называется советский танк. Но вообще-то рядом с ним еще идет американский “Шерман”, о котором никто не вспоминает… Когда мне в руки попали документы по взятию Вильнюса, я посмотрел матчасть тех бригад, которые принимали участие, – и ничего себе! – каждый третий танк – американский. Я очень удивился…

Забыл самое главное: авиационный бензин. Советская авиация за годы войны использовала три миллиона тонн бензина. Из них один миллион – это просто американский бензин, еще один миллион – это советский 76-й бензин, который разводили американскими высокооктановыми добавками, и еще один миллион – это советский бензин, сделанный при помощи американского тетраэтилсвинца. И мы еще всегда забываем про медицинский ленд-лиз… Это 40 миллионов грамм стрептоцида. Я специально всегда пишу так: 40 миллионов грамм. Потому что одному раненому на одну перевязку нужен грамм стрептоцида. То есть это 40 миллионов перевязок. Сколько осталось живых людей, с ногами, которые не пришлось отрезать по пах?!

мы еще всегда забываем про медицинский ленд-лиз… Это 40 миллионов грамм стрептоцида. Я специально всегда пишу так: 40 миллионов грамм. Потому что одному раненому на одну перевязку нужен грамм стрептоцида. То есть это 40 миллионов перевязок. Сколько осталось живых людей, с ногами, которые не пришлось отрезать по пах?!» https://gordonua.com/publications/solonin-troyka-gubiteley-rossii-lenin-stalin-gitler-bliznecy-bratya-lenin-i-gitler-a-stalin-im-ne-bliznec-on-shakal-1349599.html

Таким образом, вопрос о американском ленд-лизе СССР был с 1945 по 1992 гг. абсолютно засекреченым, как по политическим, так и идеологическим соображениям в Советском Союзе. А ведь этот американский ленд-лиз был той спасительной помощью США: это передача взаймы военной техники, оружия, боеприпасов, снаряжения, стратегического сырья и продовольствия. Без этой помощи СССР вряд ли, начиная с 1942 года, стал успешно громить фашистскую Германию и в конце концов одержал победу над ней в мае 1945 года.

Новости Казахстана. Алтын Орда.

 

 

[:]