Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

08071619Казахстан является транзитным государством не только в географическом смысле, но и мостом между исламской и европейской цивилизациями.  Это дает нашей стране ряд конкурентных преимуществ, которые необходимо эффективно использовать. В том числе и в финансовой сфере.

В нынешнем году  исламские финансисты  признали президента Казахстана Нурсултана Назарбаева глобальным   лидером в этой сфере.     К 2020 году Казахстан должен стать не только финансовым центром Евразийского союза, но и региональным хабом исламского банкинга в странах СНГ и Восточной Европы, а также и в десятку ведущих финансовых центров Азии.

АРИФ не на час

Если сравнивать с классическим западным банкингом, то исламское финансирование (ИФ) в Казахстане находится еще на начальном этапе. Однако по свому потенциалу,  условиям финансирования ИФ обладает рядом бесспорных преимуществ. Тем более, в эпоху инновационной индустриализации страны, когда инвестируется  реальный сектор экономики, а значит, нужны недорогие и “длинные” деньги.

По  словам Кайрата Келимбетова,   Нацбанк РК стремится к созданию таких условий, чтобы исламское финансирование рассматривалось в казахстанском обществе как бизнес-практика, а не религиозная деятельность.

Как сообщил председатель Ассоциации развития исламского финансирования (АРИФ) Ерлан Байдаулет, в Казахстане в 2015 году планируют усовершенствовать законодательство в сфере исламского финансирования.

По его мнению, в настоящий момент РК   законодательство по части ИФ носит чисто декларативный характер. Так, в Гражданский кодекс вошел новый термин «исламское финансирование». Поэтому глава АРИФ считает, что необходим новый полноценный закон по исламскому финансированию. “Планируем его получить где-то к середине следующего года, и тогда это будет серьезный толчок для развития всей индустрии», – заверил он на брифинге в СЦК.

sukuk

Новый закон должен создать, прежде всего, институциональную базу ИФ, без которого  невозможно привлечение серьезных инвестиций. В тоже время отечественные исламские финансисты ждут от парламента детально проработанного правового документа, в котором будет ясно и однозначно прописан весь операционный инструментарий и налоговый режим.

Теория и практика

Что же касается ближайших планов ИФ, то у Исламского банка развития (ИБР) в Казахстане намечено  9 проектов. По информации главы АРИФ четыре из них связаны с инвестициями в сельское хозяйство, три – дорожные проекты, один –  в области энергетики.  Еще один проект стоит особняком –  совместно с СПК «Астана» ИБР планирует профинансировать проект школьного питания в Астане. Как подчеркнул  Е.Байдаулет, финансирование в этом случае будет очень «мягким».

Напомним, исламский  банкир – это, прежде всего, партнер, который делит с клиентом все, в том числе и убытки. Он строго придерживается этических принципов, не финансирует производство табака, алкоголя, азартные игры и т.д. Зато поддерживает праведные (халяльные) проекты. Причем, клиентом исламского банка может быть любой человек, независимо от веры – 50 % его клиентов не являются мусульманами. В случае неудачи проекта, исламский кредит списывается,  а добросовестный клиент освобождается от финансовых обязательств перед банком.

Очевидно, что исламский банкинг консервативен по определению и не может быть высокодоходным. Зато и банковские риски в ИФ значительно ниже.

В Казахстане в течение следующего года планируется создать ипотечную компанию Халяль, где будут выдаваться беспроцентные халяль-кредиты. Однако не стоит думать, что это совершено бесплатные деньги. Если в в двух словах, то это льготное кредлитование. Господин Байдаулет привел в пример проект сельского водоснабжения Карагандинской области, который является беспроцентным, но Исламский банк развития (ИБР) компенсирует свои издержки – они в данном случае составляют  0,01%.

По данным сайта www.m-economy.ru, в настоящее время исламская ипотека имеет несколько разновидностей в зависимости от той модели, которая лежит в ее основе.

загруженное (2)

1)Мурабах – от клиента требуется первоначальный взнос. Далее  Банк выкупает дом (квартиру) и перепродает клиенту. Оставшуюся часть стоимости квартиры клиент выплачивает в рассрочку. В цену, по которой банк перепродает дом клиенту, закладывается прибыль банка и инфляционные издержки.

Главное преимущество модели мурабаха – с момента внесения первоначального взноса и заключения договора право собственности на жилье переходит к клиенту.

2) Иджара – клиент находит жилье, после чего банк покупает его и сдает в аренду клиенту. Таким образом, клиент с этого момента выступает в роли арендатора, а продавец – в роли арендодателя. Арендодатель, как правило, пересматривает размер арендной платы с учетом изменения рыночных цен. Одно из главных преимуществ модели иджара – клиенту не надо располагать значительной суммой для заключения договора.

3) Мушарака – это договор товарищества, в котором полученная прибыль делится между сторонами в заранее оговоренных долях. А  убытки распределяются пропорционально вкладу в капитал. Убывающая же мушарака представляет собой форму товарищества, в котором одна из сторон заранее оговаривает свое намерение выйти из проекта до конца его существования самого товарищества. Таким образом, клиент в соответствии с соглашением между ним и банком постепенно или сразу выкупает долю банка в товариществе. Результатом подобной транзакции становится выкуп клиентом доли банка в проекте. Последняя модель использовалась в работе потребительского общества “Мэнзил” в РФ, предлагавшего услугу по приобретению жилья для мусульман в соответствии с шариатом.

Бек Аргынов

Рубрика: